Раздел 3. Возрастная психология

Тесты:

Тест 1:

1.Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:

а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;

в) показателей умственного развития и состояния памяти.

2.В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):

а) неумение встать на чужую точку зрения;

б) нерасчлененность детского мышления;

в) искусственность, созданость мира;

г) одушевленность.

3.К основной закономерности психологического развития относятся:

а) интеллект;

б) возраст;

в) умение и навыки;

г)морфофизиологические особенности.

4.Движущими силами психического развития являются:

а) интересы;

б) задатки и способности;

в) морфологические особенности

г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.

5.Автором культурно-исторической теории является:

а) Дж. Брунер;

б) Л.С. Выготский;

в) С.Л. Рубинштейн

г) А.Валлон.

6.Динамика психического развития определяется

а) возрастными изменениями;

б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;

в) ходом созревания органических особенностей;

г)стадиями в развитии интеллекта.

7.Психический возраст определяется:

а) физиологическими изменениями организма;

б) уровнем развития психологической структуры личности;

в) умениями и навыками;

г) психодинамическими свойствами.

8.Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину

а) обучение;

б) деятельность;

в) способности;

г) интроспекция.

9.Предметом возрастной психологии является изучение:

а) основных категорий психологии;

б) ведущие модальности человека;

в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;

г) принципов формирования личности в деятельности.

10.Главным признаком ведущей деятельности является:

а) стадийность;

б) развитие новообразований возраста;

в) доминантность во времени;

г) развитие познавательных процессов.

11.Основоположником бихевиоризма является:

а) А. Мослоу;

б) К. Лоуренс;

в) Ж.Пиаже;

г) Дж. Уотсон;

12. Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:

а) саморегуляцией;

б) сензитивностью;

в) комфортностью;

г) эмпатией;

13. В подростковом возрасте актуальны: 1) развивающая работа умственного содержания; 2) формирование навыков эффективного общения; 3) развитие навыков совместной деятельности; 4) формирование уверенности в себе; 5) развитие потребности в самовоспитании;

а) только 1 и 5;

б) 2,3,4,5;

в) 1,3,5;

г) только 2;

14. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям лежит в основе:

а) воспитания;

б) социализации;

в) образования;

г) самосознания;

15. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:

а) эмоционально-непосредственное общение;

б) орудийно-предметноая деятельность;

в) сюжетно-ролевая игра;

г) учебная деятельность;

16. Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования психосоциальной идентичности:

а) З. Фрейд;

б) Э. Эриксон;

в) Л.С. Выготский;

г) А. Валлон;

17. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:

а) человеческого рода;

б) млекопитающих;

в) приматов;

г) животных;

18. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:

а) метаморфозы;

б) оптимального развития;

в) развитие высших психических функций;

г) неравномерности возрастного развития;

19. Геронтология – это наука о:

а) старении, старости и долголетии человека;

б) самосовершенствовании человека;

в) взрослении человека;

г) развитии человека;

20. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:

а) эпигенеза;

б) филогенеза;

в) эмбриогенеза;

г) гетерогенеза;

21. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

а) революционными;

б) эволюционными;

в) консервативными;

г) кризисными;

22. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:

а) психологией развития;

б) акмеологией;

в) геронтологией;

г) возрастной психологией;

23. З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:

а) профессиональному развитию;

б) бессознательным переживаниям детства;

в) сознательным переживаниям детства;

г) интеллектуальному развитию;

24. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.

25. Материнская депривация – это ………….,……….. материнского ухода.

26. Интропунитивная реакция – это реакция субъекта на …………….. фактор, которая направлена на самого себя с принятием ………………..за исправление возникшей ситуации.

27. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.

28. Кризисы возрастные – это особые периоды ……………….., характеризующиеся резкими ……………. изменениями.

29. Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к …………………….. и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

30. Ролевая игра – основной вид игры детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с …………. игры.

31. Самоактуализация – осознание и оценка собственных ………….. особенностей.

32. Сознание – свойственный лишь человеку способ ……………. к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности.

33. Социальная ситуация развития – особое сочетание ……………. процессов развития и ………….. условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает ………….. психического развития.

34. Теоретическое обобщение – мыслительная операция, которая лежит в основе ………………. ………….. вместе с абстракцией и понятием, организация усвоения знаний по принципу теоретического обобщения приводит к появлению таких новообразований, как усвоение всеобщих …………. данного учебного предмета.

35. Фрустрация – состояние, вызванное двумя факторами: наличием сильной мотивированности ……… ……. и преграды, препятствующей этому ………..

36. Эгоцентризм – в концепции умственного развития ……… – изначальная особенность детского мышления, которая заключается в способности оценивать окружающее только .. …….. …….. ………..

37. «Я»-концепция – согласованные и зафиксированные в словесных определениях представления человека о …… ……, итог познания и оценки …….. …… через образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение …….. …….. и себя с ними.

38. Самосознание – высшее выражение сознания у человека как члена общества, направленное на ……… ………..

39. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.

40. В развитии интеллекта Ж.Пиаже выделяет стадии: 1) сенсорного интеллекта; 2) операционального мышления; 3) конкретных операций с предметами; 4) формальных операций; 5) перцептивной психики; 6) сенсорной элементарной психики; 7) сенсомоторного интеллекта;

а) 7,2,3,4

б) 1,2,3

в) 2,3,4,5,7

г) 1,2,3,4,6,7

41. Лепет представляет собой:

а) стилистическую особенность языка;

б) краткий ответ, возражения, замечания на слова собеседника;

в) фонетически организованная речь, являющаяся средством выражения ее эмоциональной окраски.

г) сочетание звуков неопределенно артикулируемых;

42. Одна из особенностей внимания у подростка:

а) произвольность внимания;

б) развитый самоконтроль;

в) умение управлять внешним выражением внимания;

г) волевая регуляция внимания;

43. Основной особенностью развития внимания в юношеском возрасте является:

а) медленное развитие произвольного внимания;

б) быстрое развитие произвольного внимания;

в) высокая возможность контролировать свое внимание;

г) непроизвольное внимание умственной деятельности;

44. Развитие элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции и с опорой не внешние вспомогательные средства начинается:

а) на 3м году жизни ребенка;

б) в пять-шесть лет;

в) в младшем школьном возрасте;

г) у подростка;

45. По Л.С. Выготскому, онтогенез эгоцентрической речи:

а) заканчивается интериоризацией во внешнюю речь к другому;

б) заканчивается исчезновением;

в) порождается из внутренней речи к себе;

г) заканчивается интериоризацией во внутреннюю речь;

46. Л.С. Выготский называл искусственным развитием ребенка его:

а) созревание;

б) филогенез;

в) воспитание;

г) онтогенез;

47. Эгоцентризм – тенденция рассматривать мир сугубо с позиции:

а) чужой, внешней;

б) личной, индивидуальной, внутренней;

в) социально-одобряемой;

г) социально-нормируемой;

48. Скачкообразное перераспределение постоянно накопляемых изменений в возрастное новообразование называется:

а) периодизацией;

б) конфликтом;

в) кризисом;

г) сдвигом;

49. Любое осмысленное действие, которое ребенок самостоятельно выполнять еще не может, но которому он может обучаться под руководством или в сотрудничестве с более опытным человеком, сопровождается:

а) подражанием;

б) идентификацией;

в) импринтингом;

г) компиляцией;

50. Переход интерпсихологических отношений в интерапсихологические называется:

а) экстериоризацией;

б) экстраполяцией;

в) интериоризацией;

г) эгоцентризмом;

51. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:

а) семантической;

б) символической;

в) образной;

г) культурной;

52. Жизненный путь – необратимое время и пространство в жизни человека от рождения до смерти, в котором осуществляется………….., …………, самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующей стратегии.

53. Психологическая компетентность – система знаний …………как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в совместную деятельность, осуществляющим личностное взаимодействие.

54. Гетеростаз – положение о том, что люди мотивированны стремлением к ………………….., поиску стимулов к развитию и самореализации.

55. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

а) мотивационно-потребностную;

б) эмоциональную;

в) мотивационную;

г) потребностную;

56. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:

а) базовыми;

б) предметными;

в) эмоциональными;

г) функциональными;

Задания:

Задание 1.

Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).

Стадия Содержание интеллектуальной деятельности.
1. Сенсомоторная 1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь.
2. Предоператорная 2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств.
3. Фомально-оперативная 3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным.
4. Конкретных операций. 4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта.

Задание 2.

Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.

Задание 3.

Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:

1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.

2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.

3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.

4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.

Задание 4.

Допишите недостающие понятия:

1. Ведущая деятельность дошкольника.  
2. ведущая деятельность младенца  
3. Ведущая деятельность подростка.  
4. Ведущая деятельность младшего школьника.  
5. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста.  
6. Ведущая деятельность в ранней юности.      

Задание 5.

Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становиться все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» - спросила мама.

Вопрос: оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.

Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?

Задание 6.

Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.

Вопрос: как называется это явление? укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?

Задание 7.

Мама Тамары (девочке 5 лет 9 мес.) хотела, чтобы ее дочь много знала и умела. Она решила заниматься с дочкой систематически. Мама многократно показывала ей, как класть кубики, чтобы построить дом. Рисование сводилось к копированию рисунков, сделанных самой мамой. Даже в игре дочери навязывались определенные действия.

Вопрос: проанализируйте методы воспитания мамы.

Задание 8.

В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

Задание 9.

Мама, одевая Диму (мальчику 1 г. 1 мес.), говорит: «Сейчас оденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай мне колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. А Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы.

Вопрос: Согласны ли вы с тем, как поступает мама? О воспитании каких сторон речи заботиться мама? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?

Наши рекомендации