Лекция 1. Понятие и критерии воли
Краткое содержание лекции. Понятие и критерии воли, волевого действия, волевой регуляции. Способы произвольного изменения побуждения через изменение смысла действия. Подход к изучению воли А.Н. Леонтьева. Воспитание воли.
Понятие и критерии воли, волевого действия, волевой регуляции. Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением, действовать в направлении поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия.
Понятие и произвольного и волевого действия. Науровне житейской психологии каждый из нас не затрудняется в определении явлений, относящихся к волевым действиям.К ним мы относим все действия, которые совершаем не по внутреннему побуждению, а по необходимости.Волевыми мы называем действия, связанные с преодолениемвстретившихся на жизненном пути трудностей.Наконец, целый ряд качеств человека мы обозначаем как волевые (целенаправленность, настойчивость, выдержка, терпение и т.д.).
В научной психологии выделяют критерии для различения волевых действий.
Можно выделить два вида процессов по В. Вундту: 1) собственно аффекты – это обычные, изменчивые течения чувств, которые прекращаются без какого-либо результата; 2) волевые действия – это изменение общего состояния представлений и чувств, подготовленных аффектом и мгновенно прекращающим его. Таким образом, волевое действие – это действие, имеющее определенный конечный результат.
Определение волевого действия в теории У. Джемса. По Джемсу суть волевого действия состоит в том, что решение о действии встречает внутреннее сопротивление, которое преодолевается волевым усилием.Джемс приводит пример, как мы встаем утром: обычно мы медлим, спорим с собой, преодолеваем сопротивление, и, в конце концов, мобилизуем силы и встаем. Этот пример,- говорит Джемс,- заключает в себе в миниатюре все основные элементы психологии воли. Основными критериями волевого действия по Джемсу являются: 1) борьба разноплановых мотивов и 2) усилие, которое затрачивается на разрешение их конфликта.
Один из современных исследователей психологии воли В.А Иванников различает произвольную и волевую регуляцию действий.
Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, заинтересованность в ее осуществлении, то поведение разворачивается в следующей последовательности: от актуально переживаемого мотива – к цели, к выбору средств и способовдействия, к построению плана действия и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач. Такоеповедение в психологии получило название произвольного,т.е., поведения, специально организованного и управляемого.
Механизмы волевых действий иные. Их понимание связано с анализом процессов побуждения к действию в ситуациях, где у субъекта отсутствуют заинтересованность, когда он должен подчиниться внешним требованиям, исходящим от самой деятельности или условий ее выполнения. Иначе говоря, волевые механизмы разворачиваются там, где субъект действует по необходимости («надо»), а не по непосредственному желанию. Воля нужна в тех случаях, - отмечает В.А. Иванников,- когда не хватает побудительной силы мотива. Тогда человек прибегает к хитрой стратегии – он «занимает» энергию у другого, более значимого мотива. Например, выступление в трудном соревновании будет более успешным, если посвятить его любимому человеку.
Суть волевой регуляции, по В.А. Иванникову, - это поиск мотивационных опор, необходимых, чтобы действие с недостаточным побуждением все-таки состоялось. Волевая регуляция состоит в том, чтобы создать дополнительную мотивацию.
Основным механизмом волевого поведения, по В.А. Иванникову, является изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию.
Способы произвольного изменения побуждения через изменение смысла действия. В психологической литературе описаны примеры поведения, в которых содержится описание способов произвольного изменения побуждения через изменение смысла действия.Изменения смысла действия можно достичь: через переоценку значимости мотива при обесценивании предмета потребности; через изменение роли и позиции человека в общности (в исследованиях А.И. Липкиной отстающим школьникам поручали опекать ребят младших классов и помогать им в учебе; изменение позиции привело к тому, что учеба для отстающих школьников получила новый смысл и они стали более настойчивы в своей учебной работе); через предвидение и эмоциональное переживание результатов своих действий; через обращение к символам, ритуалам для укрепления действия; через соединение заданного действия с более высокими мотивами (долга, чести, ответственности); через воображение ситуации с новым мотивом (например, представляя, что заданное действие выполняется в условиях соревнования) и ряд других способов.
Волевая регуляция как принятие осознанного решения в результате борьбы мотивов. Здесь мы подходим к важной проблеме – проблеме выбора. Критерием для адекватного личностного решения выступает культурная норма, подлинная человеческая ценность.
Если решение правильное, но препятствие непреодолимо, то воля становится жертвенностью ради адекватности принципа. Высший пример жертвенности – муки Христа. Сын человеческий молит о пощаде - «да минует меня чаша сия», это молит о пощаде гибнущий организм. Но как личность говорит «да будет воля твоя».
Подход к изучению воли А.Н. Леонтьева. А.Н. Леонтьев противопоставляет понятия «волевое действие» и «волевая личность». Он рассматривает волю не как отдельное действие, а как характеристику деятельности на уровне личности человека.
А.Н. Леонтьев приводит пример с И.П. Павловым. В предисловии к своей книге «Лекции о работе больших полушарий» Павлов пишет, что эта книга является подом неотступного двадцатилетнего «думания». А.Н. Леонтьев задает вопрос: было ли неотступное «думание» проявлением воли знаменитого ученого? - И отвечает: вряд ли в этом можно усомниться. - А приходилось ли Павлову заставлять себя заниматься главным делом своей жизни? - Конечно, нет, ведь думание было неотступным. Известно, что ученый обладал большой энергией и исключительной устремленностью. – И в этом смысле,- говорит А.Н. Леонтьев, - мы имеем дело с подлинным проявлением воли.
Процесс формирования личности может быть представлен как развитие воли, - говорит А.Н. Леонтьев. Волевой личностью называют человека, который успешно реализует свои высокие, социально значимые мотивы.
В определении волевой личности можно выделить два критерия: 1) успешность деятельности, которая определяется зарядом, энергией и устремленностью к цели; 2) содержательная характеристика мотивов. Этот критерий позволяет отличать волевого человека от фанатиков, наркоманов или преступников, способных проявлять упорство или даже творческую изобретательность для получения предмета своего вожделения.
У волевого человека отсутствует проблема нехватки мотивации, они работают с желанием, увлечением, энтузиазмом. Означает ли это, что жизнь волевых людей проходит легко, без напряжения? Конечно, нет. Им приходится порой преодолевать неимоверные трудности. Но трудности эти не внутренние, не мотивационные, а внешнего характера тяжелый быт, трудности исследуемого предмета, сопротивление социальной среды, большие физические и нервные нагрузки. Пример из жизни И. Ньютона. Во время работы над задачей о движении луны, которая стоила ему большого напряжения, он однажды сказал: «либо она доконает меня, либо я ее». Задачу Ньютон решил, а вот занимать силу мотива ему не понадобилось.
Откуда берется та сила и энергия мотивов, которая снимает необходимость постоянных усилий воли? Жизнь волевых личностей дает ответ на этот вопрос. Сила эта связана с приоритетом социально значимых мотивов, как считал, А.Н. Леонтьев.
Таким образом, разные авторы рассматривают волю на уровне волевого действия и волевой личности. Разные понимания воли ведут к принципиально разным представлениям о ее воспитании.
Воспитание воли. Согласно первого подхода – чтобы воспитать волю, надо научиться преодолевать собственное «не хочу» по отношению к отдельным действиям. Уговоры, доводы, намеренное придание смысла могут срабатывать в отдельных случаях. Однако, влияние этих опор на мотивационную сферу личности остается под вопросом. Всем известен факто «воспитанного отвращения», когда старательный студент, сдав экзамен на отлично, закрывает учебник, чтобы к нему никогда не возвращаться. Локальный выигрыш оборачивается личностно-мотивационным проигрышем.
Второй подход к воспитанию воли. Поскольку сила воли рождается с усвоения ценностей и превращением их в истинные мотивы, то главным в воспитании воли будет забота о формировании ценностей и мотивов.
И здесь мы подходим к важной проблеме формирования внешней и внутренней мотивации. Педагогическая практика имеет много примеров формирования у учеников интереса к учению, ответственности за свои знания в условиях предоставления ученикам свободы и самостоятельности. Но можно привести и другие примеры из педагогической практики, когда ученики выполняют действия, потому что это «задали», или «велели». Тогда мотивы действий учеников лежат вне содержания этих действий.
Г. Олпорт в статье «Функциональная анатомия мотивов» описал феномен рождения внутреннего мотива в процессе деятельности, первоначально побуждаемой другим, внешним по отношению к этой деятельности мотивом. Скрипач, который упорно занимается на любимом инструменте, вначале ради карьеры, успеха, славы, со временем стал отдаваться игре ради собственного удовольствия; игра стала для него самоценностью, не зависящей от мнения или одобрения публики, то есть, стала внутренним мотивом [38]. Аналогичный механизм был описан А.Н. Леонтьевым под названием «сдвига мотива на цель»: цель, первоначально выступающая как средство реализации другого мотива, сама становится мотивом, то есть предмет действия начинает привлекать субъекта сам по себе [30].