Анализ и оценка педагогической деятельности
Педагогические ситуации
1)совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед. процессе.
Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности;
2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.
Схема анализа педагогических ситуаций (случаев):
- выявление психолого-педагогической проблемы в представленной ситуации;
- определение позиций участников ситуации;
- сопоставление их с нормативными требованиями;
- выявление причин возникновения ситуации;
- оценка ситуации и действий её участников;
- выбор личной позиции анализирующим.
Примеры педагогических ситуаций.
Ситуация 1
Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:
- Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно.
Она даёт девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учёба даётся ей нелегко.
Вопросы и задания:
1. В чём педагогическая ценность такой организации проверки знаний?
2. Какие установки даёт педагог?
3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации?
Ситуация 2
Катя, ученица 7 – го класса, страдает оттого, что её рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит, сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске – страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем ещё одно унижение. В её сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут ещё Пашка нравится, а он на полголовы ниже её. Разглядывая себя вечерами перед зеркалом, Катя горевала:
- Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну, разве у нормального человека бывают такие руки?..
И шея длиннющая, нос ней можно что-то придумать, если её втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..
Вопросы и задания:
1. Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?
2. Как помочь Кате в решении её проблем?
3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?
Ситуация 3
В один дом был приглашён на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и недождавшись, утомившиеся гости, наконец, заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:
- Встретил знакомого, знаете, да и заболтался.
Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобства гостям, обошёл стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вёл себя оживлённо, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть – говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
Вопросы и задания:
1. Дайте оценку поведения юноши.
2. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?
3. Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека?
4. Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?
Ситуация 4
Мы много спорили с подругой, – какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это…
- Я точно знаю, куда не пойду: в учителя – не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, так как от общения с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хотелось, чтобы она была связана с животными и большим количеством поездок.
- Тогда тебе нужно идти работать в цирк! – воскликнула подруга и добавила, - а по мне – лишь бы получать прилично.
Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права, и, если нет призвания, надо думать о заработке?
Вопросы и задания:
1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек?
2. Какой приём педагогического воздействия был использован в данной ситуации?
Ситуация 5
Идёт урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путём. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «и». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, - он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением всё новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая большая радость и награда – радостный вскрик: «Я понял! Можно ещё и так решить…»
Вопросы и задания:
1. Каков стиль обучения на уроке?
2. Что служит критерием успеха на уроке?
3. Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?
4. Что больше всего беспокоит учителя? Что радует?
5. Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?
Ситуация 6
Мать: Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть свою посуду после завтрака.
Ребёнок: Ты и сама не всегда моешь посуду утром.
Мать: Я – это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами, шалопаями?
Ребёнок: Я не шалопай.
Мать: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь.
Ребёнок: Ты хочешь, чтоб все были идеальными?
Мать: Тебе, во всяком случае, до идеала ещё далеко.
Вопросы и задания:
1. Какие просчёты допускают родители в общении со своими детьми?
2. Каковы могут быть последствия такого воспитания?
3. От чего зависит успех семейного воспитания?
Ситуация 7
Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала.
Юля была потрясена: такое с ней случилось впервые. Кроме того, она боялась, возможно, наказания. Поймут ли её? Поверят ли, что это произошло помимо её воли и желания, нечаянно? Беспокоила её и мысль, что придётся купить новую посуду в замен разбитой. Таковы были порядки в школе. Как отнесётся к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?
Вопросы и задания:
1. Как следует поступить педагогу в такой ситуации?
2. Предложите возможные варианты действий педагога в этой ситуации?
Ситуация 8
Урок Коля не выучил, что было ясно всем. И как ни старался, так ничего вспомнить не смог. Коля стоял и досадовал на себя, на свою соседку по парте Лену, которая не могла ему подсказать, на учителя, который так много задаёт по истории, в конец раздосадованный, он не выдержал и надерзил учителю.
- Не понятно, зачем вообще нужна эта история? И что за беда, если кто-то не будет знать, в каком веке правил Тутанхамон, на чьём имени язык сломать можно. Вот химия или физика другое дело, на них не жаль ни сил, ни времени.
- Зачем высказался-то, укорял его на перемене его друг Костя – теперь вот влетит, мать ещё погоди, вызовут.
- Ну, если я, в самом деле, не люблю историю! – горячился Коля.
- А ты думаешь, я больно люблю? Науки не мороженое, чтобы их любить. Их не любить, а изучать надо. Понял, пойди и извинись перед учителем. Погорячился, мол, наболтал лишнего, простите.
- Ну, я действительно не люблю историю.
- А я тебя не за это ругаю, а за твою глупость. Мало ли кто чего не любит, не забывай, скоро на нас характеристики писать будут.
Вопросы и задания:
1. Проанализируйте диалог Кости и Коли.
2. Какие просчёты в воспитании на лицо?
3. Каким, по-вашему, будет продолжение этой ситуации?
Ситуация 9
Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу должна остаться дома и присмотреть за больной бабушкой и не сможет пойти с ней гулять. Из чувства солидарности Света осталась дома с родителями. Ей было скучно, она подумала, что её подруге тяжело одной и решила навестить её.
В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к нему на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала неловко, не знала, что ответить, она не хотела верить, что Надя солгала ей.
Вопросы и задания:
1. В чём педагогический смысл того, что произошло между девушками?
2. Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?
3. Как бы вы распорядились такой информацией?
Ситуация 10
Таня примерная скромная ученица, она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога её квартиры. Как требовательно она звонит! Да ещё и ворчит:
- Заснули, что ли?
Потом начинает стучать в дверь, дверь открывает встревоженная мать:
– Танечка, разве можно так стучать?
- А ты, что оглохла?
Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.
- Опять платье не выстирала? – доносится оттуда её озлобленный, грубый голос.
- Не успела доченька, ты же знаешь, я больна.
- У тебя вечно так…
Вопросы и задания:
1. В чём вы видите просчёты в воспитании Тани?
2. Как вы думаете, кто в этом виноват?
3. Что значит «быть» или «казаться»? «Жить» или «демонстрировать» себя?
4. Что бы вы посоветовали Тане и её маме?