Тема: Феномены восприятия

Перцептивный образ. Основные характеристики восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность. Стабильность видимого мира. Гештальтпсихология. Феномены гештальта (близость, простая структура, равновесие, сходство, симметрия и т.д.).

1. Перцептивный образ.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений. По сравнению с ощущениями восприятие более сложный процесс отражения действительности и предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие – активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаз, рассматривающих предмет; движение руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним; движения гортани, воспроизводящие слышащий звук, и т.д.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

Восприятие как приём информации необходимо рассматривать как формирование перцептивного образа.

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Образ восприятия — отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.

Образ восприятия (перцептивный образ) выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция.

Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

Стадии восприятия:

1.Обнаружение – стадия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о форме и признаках;

2.Различение – стадия, на которой наблюдатель способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо 2 состояния объекта), выделяет детали объектов.

3.Опознание – выделение существенных признаков объекта и отнесение его к определённому классу.

Свойства восприятия

Целостность восприятия — свойство восприятия. Характеризуется тем, что отдельные признаки какого–либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.

(Рис. кошки)

Константность – это относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.

Предметность восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами.

Структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из полученных ощущений обобщенную структуру. Например, при прослушивании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия. Причем мы узнаем конкретную мелодию независимо от того, исполняется ли она оркестром, либо на рояле, или человеческим голосом, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмысленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта.

Избирательность (селективность) – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Другое проявление избирательности – это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все остальное – фоном.

Феномены гештальта.

Гештальтпсихология – направление психологии ХХ века, возникшее в Германии и опирающиеся на идеи И. Канта, Э. Маха, а также идеи поля, силы. Возникновение гештальтпсихологии связано с именами М. Вертгеймера, К. Коффки и В. Кёлера, построивших новую концепцию восприятия и интеллектуальных процессов. Основой этой концепции стал принцип организации восприятия через построение новых образов – гештальтов.

Гештальт – с нем. gestalt - образ, форма – целостная структура восприятия или процесса, которая упорядочивает входящие в него элементы или явления по своим собственным законам.

Когнитивные процессы в гештальтпсихологии описываются как динамический процесс построения и завершения гештальтов в соответствии со следующими основными принципами: (по М. Вертгеймеру)

1) Сходство. Схожие элементы имеют тенденцию объединяться в целую группу (фигуру). В фигуры объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т.д.

0 0 0 0 0 0

+ + + + + +

0 0 0 0 0 0

+ + + + + +

0 0 0 0 0 0

+ + + + + +

2) Близость. Находящиеся рядом элементы имеют тенденцию объединяться в целую фигуру. В фигуры объединяются элементы, близко расположенные (две узкие вертикальные полосы).

Тема: Феномены восприятия - student2.ru Тема: Феномены восприятия - student2.ru Тема: Феномены восприятия - student2.ru Тема: Феномены восприятия - student2.ru Тема: Феномены восприятия - student2.ru Тема: Феномены восприятия - student2.ru

3) Фактор общей судьбы. Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении, то они объединяются в фигуру (капли дождя на стекле стекают вниз).

4) «Вхождение без остатка». (Три широкие вертикальные полосы см. выше в п. 2).

5) «Хорошая линия (форма)». Фигура стремится принять «хорошую форму» - простую, стабильную, симметричную. (На рисунке а воспринимается как правило прямая и изогнутая линии, хотя их можно воспринять как две изогнутые – б, в).

6) Из двух или серии взаимосязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (квадраты и окружности).

7) Установка или поведение наблюдателя.

8) Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в её истинном смысле (наприемер, собакаестмясо или кошкаловитмышей).

Наши рекомендации