Теоретические и социально-исторические предпосылки становления конфликтологии
Конфликты– явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука «конфликтология» возникла только в XX в.,так как именно в этом веке явление «конфликт» приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в. сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям.
Факторы, повлиявшие на возникновение конфликтологии:– глобализация общества и мира в целом;
– усложнение жизни и отношений;– возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений;
– напряженность и повышение уровня стресса.
В XX в.произошло количественное и качественное возрастание объективных и субъективных угроз человека и общества, поэтому возникла потребность в новых способах достижения компромисса, разрешения противоречий и предотвращения конфликтов. Как научная дисциплина конфликтология начала формироваться в 1960е гг. за рубежом и в 1990е гг.в России.Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы.
Первый период (до 1924 г.) характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследования конфликт не выделяется. Второй (20-30-е гг.) — конфликтологические идеи зарождаются и развиваются в России как практические правила поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненависти достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях, находит отражение в искусстве и культуре.
С середины 30-х до начала 50-х гг. публикации по исследованию конфликтов в России прекратились.
Третий (с начала 50-х гг. и до 1992 г.) — конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках правоведения, социологии, впоследствии становясь объектом изучения психологии, экономики, юриспруденции и т. п.
Четвертый (с 1992 г. по настоящее время) — знания о конфликте выделяются в самостоятельную науку, объединяющую, а точнее, базирующуюся на множестве отраслей знаний.
6.Философско-социологический подход к изучению конфликтов (К. Маркс, Р Дарендорф, А Козер, Е.М. Бабосов, А.Г. Здравомыслов).
Первоначальное формирование теории конфликта как определенной системы воззрений на природу общества, его устройство и развитие произошло, по общему признанию, под непосредственным влиянием работ Карла Маркса. К. Маркс является признанным предшественником современной кон фликтологии, его идеи во многом разделяет большинство конфликтологов.
Его основные тезисы, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с постулированием неизбежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы (экс плуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположны ми интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собст венности и ее распределения. К. Маркс не считал себя «первооткрывателем». Маркс пишет о противоречиях и противо стоянии частей социальной системы, о неизбежности борьбы, обреченности классового общества на противостояние, которое до поры до времени может находиться в скрытом состоянии. В таком контексте многие положения Марк са больше отвечают понятию борьбы, чем конфликта в его современном понимании.
Дарендорф представляет диалектическую теорию конфликта в традиции диалектического подхода Маркса, а Козер — конфликтный функционализм, развивающий идеи Зиммеля. По Дарендорфу, социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного различия интересов. Однако в постиндустриальном обществе, исследованием которого и занимался Дарендорф, основное противоречие социальных систем перемещается, по его мнению, из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения, и основной конфликт оказывается связан с перераспределением власти. Дарендорф подробно разбирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, реальные и возможные последствия и т. д.
Успех Л. Козера — в попытках не противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка. Хотя его первые работы и проникнуты протестом против дискриминации конфликта как явления, пренебрегаемого традиционными функционалистскими построениями, впоследствии он достаточно осторожно помещает конфликт в свою схему устройства общества. Интересы Козера фокусируются не столько вокруг анализа источников конфликта и его возникновения в социальных системах, сколько на его функциях.
А. Г. Здравомыслов, автор фундаментальной работы по проблемам социологии конфликта, пишет, что «конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего ро да клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальны ми или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями»
7. Психологический подход к изучению конфликта (М. Дойч, Д. Скотт, М. Шериф, Н. Гришина).
Непосредственное исследование конфликтов как реакции на те или иные особенности внешней ситуации связано с экспериментальными работами М. Дойча в изучении интерперсональных конфликтов и М. Шерифа в области межгрупповых конфликтов. Именно им психология в первую очередь обязана введением конфликта в ранг экспериментально изучаемой психологической проблематики. Начиная с 1948 года Дойчем были выполнены сотни исследований. Изучались кооперативные и конкурентные отношения как внутри групп, так и между ними. Дойч считает, что его теория строится вокруг двух основных положений: одно из них связано с типом взаимозависимости между целя ми людей, вовлеченных в данную ситуацию, другое — с типом действий этих людей. Он различает два основных типа взаимозависимости целей: способствующая взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью или степенью ее достижения другими;
и противоположная взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним негативно коррелируют с вероятностью или степенью достижения цели другими. Также выделяются два типа действий индивида: эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение цели, и ухудшающие действия, имеющие противоположные результаты.
Далее Дойч комбинирует типы взаимозависимости и типы действий, чтобы установить, как они будут влиять на основные социально-психологические процессы.
Ключевым моментом теории М. Дойча является его «закон социальных отношений», в соответствии с которым кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и аттитюдах, готовностью оказывать помощь, открытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами, чувствительностью к общим интересам и неподчеркиванием противоположных интересов, ориентацией на взаимную власть скорее, чем на различия во власти, и т. д. Аналогичным образом конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости
Другое известное имя в области ситуационного подхода к изучению конфликтов — это М. Шериф с его знаменитыми экспериментами, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия. Вполне закономерно, что именно межгрупповые конфликты стали объектом его внимания, как и интереса многих других исследователей: различные виды социальных, расовых, этнических и других конфликтов требовали поиска практических путей своего разрешения. Соответственно и в психологии начинает доминировать желание не столько теоретически объяснять существующие конфликты, сколько практически помогать людям справляться с ними.
Причины конфликтов в межличностных отношениях классифицируются по различным основаниям Одна из классификаций выделяет конфликты, обусловленные совместной деятельностью, особенностями межличностных отношений и личностными особенностями студентов, как отметила ранее Н В Гришина. Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве
несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.
значимости своего Я); -сексуальные конфликты (психосексуальная несовместимость); -эмоциональные конфликты (неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях); -хозяйственно-экономические конфликты (противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участи каждого из них, тяжелое материальное положение); 3. В зависимости от поведения конфликтующих: -открытые конфликты-взаимные оскорбления, битье посуды (индивидуальные психологические особенности членов семьи, уровень воспитания); -скрытые конфликты-демонстративное молчание.