Музыкальная деятельность дошкольника

Одним из любимых видов деятельности дошкольника является музыкальная. Разнообразны виды ее — вос­приятие музыки, исполнительство, творчество, музыкаль­но-образовательная деятельность. Каждый из этих слож­ных, специфических видов музыкальной деятельности охватывает несколько сфер и оказывает особое влияние на развитие музыкальных способностей, личности ребенка в целом.

Тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки является важным компонентом музыкальности. Восприятие музыки развивается прежде всего в процессе специального слушания музыкальных произведений. Зна­чение этого вида деятельности в формировании будущей музыкальной культуры, любви к музыке высоко оценивает­ся многими как советскими, так и зарубежными специа­листами (В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержин­ская, Д. Б. Кабалевский, Д. Марселл и др.). Уже в до­школьном возрасте в процессе слушания формируется «умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности»[83].

Восприятие детьми музыки как вид деятельности вклю­чает также восприятие музыки в связи с ее последующим исполнительством, музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей. В восприятии музыки тесно переплетены интеллектуальные и эмоциональные процессы. На протяжении дошкольного возраста форми­руется дифференцированное и целостное восприятие музыки, развивается способность эмоционально отклик­нуться на общее настроение музыкального произведения.

Сформированные в процессе восприятия обобщенные способы действий (например, вслушивание) оказывают положительное воздействие и на другие виды музыкальной деятельности ребенка, в том числе исполнительскую.

Детское музыкальное исполнительство представляет собой практическую, достаточно разнообразную деятель­ность — пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах. Пение, по мнению многих специалистов, является первым и наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. В процессе пения не только успешно развиваются музы­кальные сенсорные способности (особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, пев­ческий голос), но и формируется эстетическое отношение к окружающему, музыке.

В процессе ритмических музыкальных игр, упражне­ний, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении в соответствии с музыкой. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие двигательных навыков, ритмики, музыкаль­ности в целом, но и на создание общего бодрого, радостно­го жизненного тонуса ребенка. Как верно отмечал осно­ватель системы ритмического воспитания швейцарский педагог и композитор Э. Ж. Далькроз, «урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены»[84].

Все шире, активнее используется в дошкольном воз­расте игра на музыкальных инструментах. Дети учатся играть и на самых простых ударных инструментах (коло­кольчики, бубен, треугольники, барабан), и на металло­фонах, цитрах, триолях, флейтах и др. В детском саду этой деятельностью дошкольники занимаются как индиви­дуально, так и группой (в небольшом ансамбле, оркестре).

На протяжении дошкольного возраста под влиянием воспитания и обучения совершенствуются все виды дет­ского музыкального исполнительства, оно становится все более выразительным. Это проявляется, по мнению спе­циалистов (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман и др.), в разви­тии способности искренне и непосредственно выражать эмоциональное содержание музыки, непринужденно дей­ствовать, в усвоении определенных способов пения, дви­жения, игры на музыкальном инструменте, в отражении в процессе исполнения индивидуального своеобразия ре­бенка.

Особое место в музыкальной деятельности детей зани­мает творчество (песенное, музыкально-игровое и танце­вальное, импровизация на детских музыкальных инстру­ментах).

Многолетние исследования ученых в лаборатории эсте­тического воспитания Института дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Н. А. Ветлугиной показали важную роль в формировании творческой активности в разных видах художественной деятельности специальных творческих заданий[85]. Выделены три этапа в усложнении такого рода заданий.

На первом этапе детям предлагают задание, требующее от них первоначальной ориентировки в творческой дея­тельности. Создается установка на новые для них способы действий (сочини, придумай, найди, измени, дети под­ражают различным звукам (баю-бай, а-ау), пению ку­кушки, петуха и т. п., зовут друг друга по имени; из пред­ложенных элементов танца выбирают те, которые подходят к характеру данной мелодии, и т. п.). Дети действуют совместно с педагогом, активно подражают способам дей­ствий, примененным в музыкальном образце, проявляют себя, в отдельных случаях, используя лишь элементы творческих действий.

На втором этапе детям предлагают задания, вызывающие у них целенаправленные действия, поиски решений. Спо­собы действий стимулируются уже косвенным путем (со­чинить песню на заданный текст, пользуясь косвенным образцом; придумать действия определенных персонажей на основе рассказанной сказки, иллюстрирующие отдель­ные эпизоды; придумать пьеску, передавая характерные движения сказочных персонажей, и т. п.). Такого рода за­дания ставят дошкольников в постоянно меняющиеся ситуации и показывают, что на основе старого можно най­ти новые комбинации, видоизменить или улучшить создан­ное ранее. При этом возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребенок получает первое пред­ставление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

На третьем этапе детям дают задания, предполагаю­щие их самостоятельные действия, без применения образ­цов (сочинить песню, выбрав текст по своему усмотрению из нескольких заданий, составить композицию простейших плясок, сюжета музыкальных пьес и т. п.). Дети обдумы­вают замыслы игры, рассказа, рисунка, аппликации, пла­нируют свои действия, намечают, какими художественны­ми средствами лучше воспользоваться для реализации замысла.

Музыкальные творческие проявления детей более скромны по сравнению с проявлением творчества в таких видах художественной деятельности, как, например, изо­бразительная и литературная. Существует мнение, что к' музыкальному творчеству способны лишь особо одарен­ные дети. Однако специальные исследования (Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман и др.) опровергают это мнение и убедительно доказывают, что раннее вовле­чение детей в творческую, а не только «воспринимающую», деятельность очень полезно для общего художественного развития, естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям.

Интерес дошкольников к творческой деятельности уве­личивается, если они знакомят с ее продуктами своих род­ных, малышей, показывают свои импровизации в развле­чениях, на концертах и т. п.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребенок. Воспитателю необ­ходимо грамотно организовать деятельность ребенка на приобретение их. Художественное творчество невозможно без внутренней активности ребенка. Задача воспитате­ля — побуждать творческую активность ребенка, разви­вать его изыскательные качества.

Важным условием успешного формирования художест­венного творчества дошкольника является также опти­мальный стиль педагогического общения воспитателя.

Грамотное руководство художественной деятельностью детей предполагает владение воспитателем не только спе­циальными умениями (рисовать, петь, танцевать и др.), но и определенными педагогическими. Вот основные из них:

— умение наблюдать художественную деятельность детей (все ее виды), определять уровень ее развития у детей;

— планировать формирование художественной дея­тельности, всех ее видов, определить «близкие»,«средние» и «дальние» перспективы в развитии художественной дея­тельности группы и отдельных детей;

— отобрать необходимый материал, в наибольшей сте­пени отвечающий целям художественной деятельности (определенного вида ее) и задачам конкретного занятия, в частности грамотно размещать материал для самостоя­тельной художественной деятельности в группе («му­зыкальная зона», книжный уголок и т. п.);

— организовать художественную деятельность всей группы, подгруппы, отдельных детей;

— обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития их художественной деятельности;

— отобрать методы и приемы в работе с детьми в про­цессе руководства художественной деятельностью, отве­чающие задачам ее конкретного вида, возрастным и инди­видуальным особенностям детей;

— вызывать в процессе общения с детьми эмоциональ­ное отношение к предметам окружающей действитель­ности, художественным произведениям;

— стимулировать общением образное мышление, дет­ское творчество, создавать в процессе руководства худо­жественной деятельностью проблемные ситуации, реше­ние которых способствовало бы созданию детьми наибо­лее выразительных образов;

— предусмотреть возможные затруднения в художест­венной деятельности детей;

— выделить группы отдельных детей, требующих осо­бого внимания в развитии конкретного вида художест­венной деятельности; заметить рост, «продвижение» детей в овладении художественной деятельностью;

— дать оценку художественной деятельности ребенка с учетом его «зоны ближайшего развития», вселяющую веру в его возможности;

— формировать у детей грамотные и доступные им критерии оценки в области художественной деятельности;

— создавать в процессе руководства художественной деятельностью атмосферу сотворчества, вступать с детьми в личностно-деловое общение;

— быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами художественной деятельности;

— грамотно сочетать показ приемов художественной деятельности с доступным детям объяснением и др.;

— использовать художественную деятельность детей с целью создания благоприятного психологического кли­мата в группе, включать в коллективную, групповую худо­жественную деятельность неуверенных, малопопулярных детей.

Итак, в дошкольном возрасте ребенок начинает овла­девать художественной деятельностью, имеющей важное значение в формировании качеств, необходимых для пе­рехода к школьному обучению. По мнению ученых, именно в типичных «дошкольных» видах деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной — развиваются такие способности, которые трудно, а то и вовсе нельзя сформи­ровать позже. Успешное развитие художественной дея­тельности оказывается возможным при умелом руковод­стве со стороны педагогов.

Литература

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного твор­чества. М., 1976.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983.

Комарова Т. С. Изобразительное творчество в детском саду. М., 1984.

Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника //Вопр. психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

Мухина В. С. Детская психология. 2-е изд. М., 1985.

Нечаева В. Г. Конструирование в детском саду. М., 1961.

Панько Е. А. Детские рисунки как средство изучения микросреды ребенка//Генетические проблемы социальной психологии. Мн., 1985. С. 148—163.

Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. М., 1965.

Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972.

Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956.

Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлуги-ной. М., 1985.

Вопросы для повторения

1. Каковы психологические предпосылки художественной деятель­ности дошкольников?

2. О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

3. Как развивается рисование дошкольника?

4. Какова специфика музыкальной деятельности дошкольника?

Практические задания

1. Понаблюдайте за конструктивной деятельностью детей двух воз­растных групп (средней и старшей) и проанализируйте ее. Заметны ли возрастные различия в конструировании детей? Если да, то в чем они проявляются? В какой степени руководство воспитателем конструк­тивной деятельностью детей способствует развитию их творчества?

2. Исследуйте музыкальную деятельность дошкольников одной из возрастных групп детского сада. Какой вид ее наиболее развит у этих детей? Чем объясняются успехи (недостатки, отставание) детей в кон­кретных видах музыкальной деятельности?

Наши рекомендации