Заполнение социометрической матрицы
Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные (см. таблицу, с. 14). В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы, желательно в алфавитном порядке. Обработка на этом этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбрал, а кого отверг каждый конкретный член группы (выборы условно обозначаются знаком «плюс», отвержения — знаком «минус»). После заполнения таблицы (если в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка данных возможна лишь после сбора всей информации), в таблице заполняются еще две строчки (они обозначаются С+ и С-), в которых производится подсчет суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других. Таким образом каждый участник опроса становится обладателем двух сумм баллов. С точки зрения теоретической социометрии эти баллы могут быть рассмотрены как численные выражения статуса индивида в группе, точнее, в системе межличностных эмоциональных предпочтений. В данной таблице также можно подсчитать, есть ли и в каком количестве у каждого члена группы взаимные выборы и отвержения (строчки В+ и В-). Для этого взаимные выборы и отвержения можно отметить (например, обвести кружком).
Уже на этом этапе обработки могут быть сделаны некоторые общие выводы относительно статусной структуры членов группы. По полученным суммам можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми (есть ли среди них «звезды», можно будет понять только после построения социограммы), много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные члены группы и.к каким конкретно категориям они относятся. Такой анализ нельзя считать окончательным, но он важен для более корректного построения боциограммы.
В тех случаях, когда социометрия используется в исследовательских целях, для подсчета статуса конкретного члена группы и его отнесения к определенной качественной категории применяются громоздкие математические средства. В практической деятельности это нецелесообразно.
Дело в том, что на практике социометрический тест редко проводится с целью построения строгой социометрической иерархии группы. Значительно чаще возникает необходимость диагностировать эмоциональное благополучие внутригрупповых позиций конкретных людей. Несомненно, психолога-практика интересует и сама групповая система статусов, но только с точки зрения возможностей организации воспитательного, развивающего воздействия на группу и необходимости вмешательства в неблагополучное развитие группы.
Поэтому для практических целей применяется качественная оценка полученных данных (можно даже сказать, что в этом случае социометрическая процедура по характеру обработки обретает некоторые черты проективной методики, так как фокус смещается из области статистики и числового значения в область качественного, содержательного анализа). Так, например, все, получившие выборы приблизительно половины группы, могут рассматриваться как высокостатусные, а тех членов группы, которые едва набирают 2-3 положительных выбора при различном числе отвержений, относят к непопулярным (изолированным, отверженным, пренебрегаемым или просто низкостатусным). Средняя категория может быть условно обозначена как среднестатусные члены группы. При этом для практика одинаково тревожным будет положение школьника, набравшего 1 положительный (невзаимный) и 9 отрицательных выборов, и положение его одноклассника, имеющего 2 положительных (невзаимных) и 19 отрицательных выборов. Оба ребенка должны быть отнесены к статусно неблагополучным детям, по отношению к ним должна быть продумана система углубленной диагностики и возможных корректирующих воздействий. Необходимо тщательно проанализировать и число взаимных выборов. Так, член группы, имеющий, например, 12 отрицательных и 2 взаимно положительных выбора, не может быть отнесен к числу изгоев, так как имеет в социальном окружении явную группу поддержки и его положение в субъективно-психологическом плане более стабильно, чем положение члена группы, имеющего 5-7 положительных, но невзаимных выборов.
Тщательное проведение такого рода качественного анализа статусов затруднено на этапе построения социоматрицы. Основная задача — это составление аккуратно и безошибочно заполненной таблицы, в которой будут подсчитаны суммы положительных, отрицательных и взаимных выборов/отвержений для каждого члена группы и сделаны некоторые предварительные выводы относительно статусной иерархии группы.