Субъективное переживание эмоций
Очевидно, что основная ценность эмоций для нас заключается в том, что мы их переживаем. Остановимся подробнее на особенностях переживания некоторых основных эмоциональных состояний.
Гнев. Гнев возникает как ответ на препятствия к реализации Цели. «Препятствование движениям младенца является фактором, который помимо всякого обучения вызывает движения, определяемые как ярость», — пишет Дж. Уотсон. Переживание гнева сопровождается учащением сердцебиения, повышением температуры и артериального давления. В переживании гнева четко выделяется компонент мобилизации организма: человек чувствует, что у него «кипит кровь», «чешутся кулаки», он «вот-вот взорвется» и т.д. Воз-
воля
никает иллюзия собственной силы и потребность действовать. Поэтому гнев относят к импульсивным эмоциям. По данным К. Изар-да, у человека, который находится в состоянии гнева, возникают мысли о «мщении, разрушении, нападении на других» (44%), «способах удержать контроль над собой» (14%), «ненависти, неприязни, осуждении других» (12%).
Гнев может выразиться в агрессивных действиях, направленных прямо на объект, который препятствует субъекту. Одним из парадоксов гнева можно назвать его способность к переносу на нейтральный объект, который представляет меньшую опасность, чем реальный обидчик. На карикатуре X. Бидструпа (рис. 33) представлен классический пример переноса гнева.
Страх. Стра^, безусловно, является крайне неприятным переживанием. Объектом страха может стать практически любой предмет. Ассоциация страха, первично возникающего в ответ на узкий круг раздражителей (громкий резкий звук, потеря опоры, по Дж. Уотсону), с новыми прежде нейтральными или даже приятно эмоционально окрашенными стимулами возникает по принципу условно-рефлекторной связи. Опыт страха приобретается также путем подражания. Физиологический рисунок страха отчасти совпадает с гневом по учащению сердечных сокращений на 8 ударов в минуту, при этом наблюдается снижение температуры, измеряемой на кончиках пальцев по методике П. Экмана, на 0,01 градуса.
Страх является эмоцией большой силы и может приобретать болезненную форму фобий. Фобия (от греч. phobos — страх) — это навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания. Обычно больные фобиями осознают необоснованность своих страхов, но не в состоянии их контролировать. Выделяют нозо-фобии (страх заболеть определенной болезнью), социофобии (страх публичных выступлений), клаустрофобии (боязнь замкнутого пространства), агрофобии (страх открытого пространства) и др. В результате квалифицированного психотерапевтического вмешательства в большинстве случаев удается установить причины фобии и устранить ее.
Счастье. Радость и счастье являются максимально желательными эмоциями. В среднем при стабильных социальных условиях около 30% населения считают себя счастливыми. Парадоксально, но вопреки расхожему мнению субъективное переживание счастья практически не зависит от возраста, расы, пола, уровня образования, наличия или отсутствия детей и даже физического здоровья (Д. Майерс, Е. Диенер, 1996). Поданным К. Швальц (К. Chwalisz, 1988) 50% физически здоровых студентов считали себя счастливы-
ми, 22% — несчастными и 29% — не могли определенно ответить на подобный вопрос. В свою очередь, студенты-инвалиды демонстрировали сходные показатели, оценивая свою жизнь как счастливую или несчастливую.
Рис. 33. Карикатура X. Бидструпа
Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля
5.1. Общая характеристика эмоций
Наиболее надежными предсказателями счастья является соответствие образа жизни субъекта двум принципам: принципу уровня адаптации и принципу социальной относительности (Н. Helson). Принцип уровня адаптации заключается в том, что для того, чтобы чувствовать себя счастливыми, мы должны постоянно улучшать качество своей жизни. Любой достигнутый уровень благополучия со временем становится привычным, и мы больше не можем наслаждаться им. Ярким примером действия принципа уровня адаптации служит исследование уровня счастья у «счастливчиков», выигравших в лотерею от 50 тысяч до 1 миллиона долларов, проведенное в 1978 г. Ф. Брикманом, Д. Коатсом и Р. Янофф-Бульманом (Ph. Brickman, D: Coates, R. Janoff-Bulman). У большинства выигравших наблюдалось снижение субъективного уровня счастья, так как они находили меньше удовольствия, чем раньше в каждодневных достижениях, которые «меркли» по сравнению с главным финансовым триумфом их жизней. Как мудро заметил один теолог XIX в.: «Для нас лучше желать вещи, которые мы имеем, чем иметь вещи, которые мы желаем».
Принцип социальной относительности заключается в том, что мы склонны оценивать свои достижения ни сами по себе, а в их соотношении с достижениями других людей. Этот факт хорошо фиксирует поговорка «Лучше быть первым парнем на деревне, чем десятым в городе». Если мы хуже тех, с кем себя сравниваем, то мы чувствуем себя нечастными, а если лучше — счастливыми. Знаменитый историк Бертран Рассел по этому поводу заметил: «Нищие не завидуют миллионерам, хотя, конечно, они обязательно будут завидовать другим, более удачливым нищим».
Мозг и эмоции
Можно сказать, что эмоции являются наиболее комплексными функциями мозга. Эмоции, с одной стороны, представляют собой одни из наиболее ранних в филогенезе форм психического, а с другой — неразрывно связаны с эволюционно поздними психическими функциями: мышлением, воображением, речью и личностью. Поэтому как старые, так и новые отделы мозга вовлечены в порождение, переживание и выражение эмоций.
Исходная трехуровневая модель взаимодействия различных отделов мозга в переработке эмоциональной информации была предложена в 1959 г. Дж. Хьюлингзом-Джексоном (J. Hughlings-Jakson). Он считал, что простые рефлекторные нервные пути связывают
органы чувств с гипоталамусом, а тот, в свою очередь, находится под контролем областей коры головного мозга. Низшие уровни отвечают за возникновение физиологических коррелятов эмоций, а корковые — за переживание и анализ эмоциональных состояний.
В настоящее время накоплено достаточно данных, проясняющих роль как высших, так и низших мозговых структур в переработке эмоциогенной информации. Например, установлено, что правая сторона коры больших полушарий тесно связана с переработкой эмоциональной экспрессии, а левая сторона играет лишь незначительную роль в анализе эмоциональной составляющей визуальной информации. Результаты экспериментов Э. Штрауса и М. Моско-вича показывают, что если проецировать изображения выразительных лиц изолированно в правое или левое поле зрение, то результаты распознавания окажутся значительно лучше в левом (Е. Strauss, M. Moscovich, 1981). Данный факт связан с тем, что информация, которая проецируется в поле зрения левого глаза, поступает в правое полушарие, а информация, которая проецируется в поле зрения правого глаза, — в левое. Если в распознавании эмоциональной информации главную роль играет боковая область коры правого большого полушария мозга, то для переживания и выражения эмоций значимы лобные области коры обоих полушарий. Существуют данные, что механизмы, связанные с выражением и переживанием положительных эмоций, являются функцией лобных долей коры левого полушария, а отрицательных эмоций — функцией лобных долей коры правого полушария. Произвольное сжатие мышц левой половины лица (сигналы в правое полушарие) вызывали у испытуемых Б. Шиффа и М. Ламона эмоции печали, а сжатие мышц правой стороны лица (сигналы в левое полушарие) — ощущение радости и уверенности в себе (В. Schiff, M. Lamon, 1994). Так что, если вас охватило уныние или предстоит неприятный разговор, сделайте психологическую зарядку — интенсивно подмигните правым глазом, и плохого настроения — как ни бывало!
Среди нижележащих отделов мозга важную роль в регуляции эмоциональной жизни современные авторы приписывают миндалине — парному органу, который находится в глубине мозга (см. гл. 3). Хирургическое удаление миндалины у подопытных животных вызывает разрушение нормальной эмоциональности. По мнению физиолога Дж.Е. ЛеДу (J.E. LeDoux, 1996), миндалина выполняет роль координатора потоков информации, идущих как от коры, так и от более примитивных структур, и оценивает ее на предмет значимости для организма. Таким образом, в современной физиологии происходит конкретизация положений, выдвинутых Кэнноном — Бар-
Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля
дом, о наличии «центрального диспетчера», координирующего «тело» и «разум» при управлении эмоциями.
Стресс
Обсуждая тематику эмоций, трудно обойти вниманием проблему стресса. Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — это общая неспецифическая реакция организма в ответ на интенсивное воздействие любой модальности (стрессор). Термин «стресс» ввел канадский биолог и врач Ганс Селье (1907— 1982). Согласно его определению, стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма для приспособления к трудным условиям.
По Селье, стресс имеет три стадии развития. На первой стадии под воздействием стрессора активизируется симпатическая нервная система. Человек при этом может переживать тревожное эмоциональное состояние (если стрессор носит угрожающий характер) или душевный подъем (если стрессор в принципе связан с позитивным прогнозом). На второй стадии (ее еще называют «стадией борьбы») надпочечники начинают выделять в кровь гормон корти-зол, и происходит мобилизация организма. На второй стадии человек может максимально эффективно решать задачи, требующие значительного усилия, которое выходит за рамки обычных. Если же действие стрессора продолжается, наступает третья стадия — стадия истощения. Если на третьей стадии возможности для мобилизации организма исчерпаны, то возникает дистресс. Именно дистресс ведет к значительным нарушениям как психической активности, так и физического здоровья человека.
В обыденном сознании понятие стресса однозначно связывается с негативными переживаниями. Действительно, например, по данным Каприо (Kaprio), исследовавшего в 1987 г. истории болезни 96 000 вдовцов и вдов, риск умереть в течение недели после смерти мужа или жены возрастает вдвое. Однако и позитивные изменения в жизни могут стать причиной глубокого стресса, переходящего в дистресс. Т. Холмс и Р. Раэ (Т. Holmes, R. Rahe, 1967) разработали перечень типичных жизненных ситуаций, которые вызывают стрессовое состояние. Наиболее стрессогенной оказалась ситуация смерти супруга (100 баллов), однако за такими, безусловно, негативными ситуациями, как тюремное заключение (63 балла) и травма (53 балла), следуют позитивные и даже желательные ситуации, например вступление в брак (50 баллов) или рождение ребенка (40 баллов).
5.2. Воля
■
Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса является уверенность в том, что ситуация остается под контролем. В одном из экспериментов две крысы одновременно получали болезненные удары током. Одна из них никак не могла повлиять на ситуацию, в то время как другая, дернув за кольцо, «контролировала» болевое воздействие. На самом деле сила и продолжительность электрического удара были идентичны для обеих участниц опыта. Однако у пассивной крысы развивалась язва желудка и снижался иммунитет, а активная сохраняла устойчивость к действию болевого стрессора. Аналогичные данные были получены и для людей. Например, служащие, которым было позволено организовывать пространство офиса по своему усмотрению, в меньшей степени подвергались разрушительному действию дистресса, чем те, кто работал в раз и навсегда созданном окружении.
Л.А. Китаев-Смык выделил два типа изменений поведения при стрессовых воздействиях: пассивно-эмоциональные изменения, которые проявляются в ожидании окончания воздействия экстремального фактора («перетерпеть») и активно-эмоциональные, направленные на активное удаление экстремального фактора, преодоление ситуации. Как видно из приведенных выше исследований, именно второй путь дает более позитивный психологический прогноз.
5.2. Воля 5.2.1. Общая характеристика волевых процессов
Врассказе японского писателя Кана Кикути (1888—1948) описывается поступок человека по имени Итикуро. Итикуро в молодости был грабителем, который отнял жизнь у многих людей. Раскаявшись, он поклялся прорубить в скале тоннель, который должен был уберечь от опасности крестьян, вынужденных переправляться через бурную реку по шаткому мостику. «Почти двадцать лет в си-Дячем положении он работал в глубине скалы. Поэтому ноги болели и не могли свободно сгибаться. Из-за того что долгое время он находился во мраке, да к тому же осколки породы то и дело попадали в глаза, он, словно крот, перестал различать свет. И старческая немощь настигла в конце концов железного Итикуро. Жизнью он не Дорожил, но было так досадно умереть, не закончив своего дела. «Протерпеть бы еще года два!» — стонало его сердце, а тело бросалось в работу, чтобы забыть о старости». Только несгибаемая воля Дала Итикуро возможность не только выбрать путь искупления
Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и
воля
5.2. Воля
своего прошлого, но и в течение десятилетий не отклоняться от цели.
Воля как способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля делает человека во многом непредсказуемым, несводимым к простой арифметике действующих мотивов. Она вводит в жизнь человека по-настоящему субъективное измерение. Поэтому тема воли трудно согласуется с номотетическим подходом в психологии и практически отсутствует в направлениях западной науки, ориентированных на жесткий детерминизм. Согласно единой справочной системе PsycLit среди десятков тысяч психологических исследований, осуществленных в'мировой психологии за период с 1996 по 1999 г., лишь 56 посвящено проблематике воли.
Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. Она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности. «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», — пишет С.Л. Рубинштейн. Воля представляет собой, безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.
Волевое действие определяется следующими вариантами условий его реализации:
• выбором мотивов и целей при их конфликте (селективная функция);
• восполнением дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации (инициирующая функция);
• ослаблением избыточной мотивации при нежелательности действия (ингибирующая функция);
• поддержанием выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (стабилизирующая функция);
• произвольной регуляцией внешних и внутренних действий и психических процессов.
Примером первой функции служит ситуация, когда вам нужно отправиться на утреннюю пробежку, в то время как у вас слипаются глаза. Во-первых, вам следует выбрать один мотив из нескольких конкурирующих («спать», «встать», «поваляться в постели и посмотреть телевизор» и т.д.). Затем, если вам удастся усилием воли заставить себя одеться и выйти на улицу, — вторая функция волевого действия реализована. Однако в описываемой нами ситуации
будет проявляться и третья функция. Ведь с помощью воли вам необходимо будет ослабить действие актуального мотива «спать». Во время пробежки по новому маршруту вам может встретиться продуктовый магазин и актуализироваться новый пищевой мотив и возникнет цель — «зайти туда на минутку и купить свежего хлеба к завтраку». На этой стадии функция воли будет заключаться в том, чтобы сохранить темп бега и не отвлекаться на другую деятельность. И, наконец, во время бега вы, может быть, стараетесь продумать все дела, которые вам необходимо сделать в этот день. Даже если ваша мысль будет порой «соскальзывать», вы окажетесь все-таки способны к поддержанию выбранного хода мыслей.
Впервые среди греческих мыслителей волю основой нравственности сделал Аристотель. Он рассмотрел связь этики и человеческой воли, сделав человека ответственным за свою судьбу и благополучие. При этом он предвосхитил современную деятельностную трактовку воли, утверждав, что о волевом поступке можно говорить, только рассматривая целостную деятельность человека. «Человек — сила действующая. Первоначало действия, как хорошего, так и плохого, — это намерение, воля. Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначало, т.е. намерение и воля, меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит быть хорошими или дурными» («Большая этика», 1187Ы0). Добровольность для Аристотеля — это, во-первых, свобода выбора, а во-вторых, ориентация на разумные цели. Воплощением воли является мужество. Причем, если граждане проявляют мужество «по принуждению начальников», то их мужество не является подлинным, во всяком случае, их мужество ниже по степени, так как «они поступают так не от стыда, а от страха, избегая не позора, а страдания» («Никомахова этика», 1116аЗО).
На заре становления психологии как самостоятельной науки Широкое распространение получил волюнтаризм — признание воли особой автономной силой, лежащей в основе функционирования Психики в целом. Согласно данной позиции, волевые акты не могут быть сведены ни к каким другим психическим процессам, но сами определяют их ход. Учение об апперцепции В. Вундта (см. гл. 6) заключало в себе мысль о том, что психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте (апперцепция не нуждается в объяснении, она является законом, по которому происходит организация сознания). По В. Джеймсу, волевое действие есть результат волевого решения, духовного акта. Джеймс утверждал, что волевое решение строится по принципу «Fiat lux!» (библейское «Да
Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции
и воля
5.2. Воля
будет свет!»). Именно таким образом, опираясь на чистую волю Господь создал Вселенную.
Способность к совершению волевых действий (поступков) формируется по мере развития личности и воплощается в устойчивые личностные качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость и др. Безвольная личность характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством. Упрямство часто путают с истинным проявлением воли.
Воля как активность
В качестве основного атрибута волевого акта Д.Н. Узнадзе выделяет три основных характеристики.
Во-первых, в акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и мотивы своей деятельности извне. Например, вы должны признать свои взгляды неверными, хотя вам, конечно, очень не хочется этого делать. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность, на какое-то время отстраниться от обычного слитного сосуществования субъекта и деятельности. В этом смысле можно говорить о волевом акте как о совершенно особом состоянии сознания. Во-вторых, воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто.
В-третьих, воля переживается как активность Я. Например, человек чувствует жажду. Он встает, берет графин с водой, наливает и пьет. В таком типе поведения отсутствуют все перечисленные Узнадзе атрибуты волевого акта: нет ни субъективного разделения субъекта и ситуации, ни сколько-нибудь выраженной ориентации в будущее, ни активности субъекта. Другими словами, при обычном (импульсивном) поведении его источником переживается скорее сама потребность, чем активное Я. Волевое же поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса и, следовательно, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Что это за источник? По мысли Д.Н. Узнадзе, таким источником является личность человека.