Глава 9. психология общения

1. Понятие общения. Содержание, цель, средства общения.

2. Межличностное общение и его барьеры.

3. Психологическое пространство общения.

4. Психологическое влияние и его основные виды.

Понятие общения. Содержание, цель, средства общения

Понятие общения. Общение – это сложный и многоплановый процесс взаимодействия двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Выделим главную идею, определяющую наш подход к общению, которое не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности, оно может выступать в качестве самостоятельного и автономного процесса. Общение представляет для человека самостоятельную ценность, не ограниченную совместной деятельностью. Любой из нас может вспомнить множество жизненных ситуаций, когда общение состоялось, но оно не было вызвано потребностью в совместной деятельности. Потребность в общении (т.е. потребность в аффилиации) является базовой, без её реализации человек погибает и как биологический вид, и как личность. С учетом сказанного выделим то место, которое занимает общение в структуре личности.

Место общения в структуре личности:

· общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми, удовлетворение которой связано с возникновением чувства радости; эта потребность занимает самостоятельное место в структуре личности;

· общение помогает личности развивать её самосознание, а именно: формировать «Я» концепцию, обогащать представление личности о себе и отношение к себе.

Ключевые понятия, используемые для понимания природы общения: «контакт», « отношение», «коммуникация», взаимодействие».

Наиболее точным понятием для понимания общения как социально-психологического феномена является понятие «контакт» (соприкосновение), что осуществляется с помощью языка и речи.

В понятии «отношение» находит выражение система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающего мира и с самим собой.

Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, преследующего цель взаимное понимание. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.

Взаимодействие – это процесс взаимного влияния субъектов общения друг на друга, следствием чего выступает и взаимная обусловленность и взаимосвязь.

Содержание, цель и средства общения.

В общении принять выделять содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация об объективных и психологических фактах от одного человека к другому в процессе межличностных контактов.

По содержанию общение может быть представлено как: а) когнитивное (обмен знаниями); б) кондиционное: обмен психическими состояниями (например, эмоциями), в результате чего включается процесс воздействия друг на друга; в) мотивационное – обмен потребностями, установками, интересами; г) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.

Выделим в содержании общения следующие компоненты:

1. Когнитивная составляющая или аспект общения – связан с процессами межличностного восприятия и познания на основе на основе вербальной и невербальной системы.

2. Аффективная составляющая или аспект общения связан с регуляцией психоэмоциональных состояний личностей.

3. Интерактивная составляющая ориентирована на поведенческую сферу личности и связана с регуляцией поведения личности в группе.

Цель общения: удовлетворение различных потребностей и общение ради его самого.

Поцелям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное общение:

· Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».

· Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Способы передачи информации разнообразны: телесный контакт, язык, знаки, символы, письменность и т.д.

По средствам общения выделим вербальное и невербальное общение.

Вербальное общениеосуществляется с помощью речи, оно является доминирующим у человека. Это связано с тем, что речь обладает безграничными возможностями кодирования и передачи информации, выражения психических состояний, построения многообразных вариантов построения психологического взаимодействия.

Речь принято дифференцировать на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю.

Различие письменной и устной речи:

· письменные тексты пишутся по свои правилам (четкие формулировки, полнота информации, логика изложения). Если законы эти не учтены, то излагаемая информация может быть трудной для восприятия.

· акт речевого общения включается взаимосвязанные между собой процессы: а) произнесение речи; б) её восприятие; в) понимание речи.

Восприятие устной является смысловым, т.е. включает в себя понимание того, что слышим.

Умение слушать необходимо для решения многих задач. Неумение слушать – один из самых серьезных недостатков в общении.

Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника:

· Недостаток внимания, его отвлечение.

· Преждевременная оценка услышанного и желание обобщить факты без получения всей необходимой информации.

· Приписывание своих мыслей говорящему.

· Желание доминировать, настоять на своем, подавив собеседника.

· Стремление полностью захватить инициативу, не давая собеседнику возможности высказаться, что сопровождается перебиванием, стремлением договорить за своего партнера.

Невербальное общение осуществляется на основе неречевых средств:

· кинетических (мимика, жесты, пантомимика);

· паралингвистических (особенности голоса);

· экстралингвистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп и т.д.);

· пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и др.;

· визуальных (выражение глаз);

· физических прикосновений и поглаживаний;

· одежда и другие компоненты оформления внешнего вида.

Правила эффективного невербального общения:

· Не вторгайтесь без необходимости в личное пространство собеседника, которое составляет около 1-2 м.

· Поддерживайте зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как незаинтересованность или неуверенность в себе, слишком пристальный взгляд как стремление подавить.

· Стремитесь к тому, чтобы ваши движения и реакции в резонанс с движениями и реакциями вашего собеседника. Этим вы показываете свой интерес и внимание как к своему собеседнику, так и его словам.

· Избегайте закрытых поз (руки, скрещенные на груди, пальцы рук, сжатые в кулак, прикрывание рта рукой и т.д.).

· Наблюдайте за позой, мимикой, жестами, голосом, дистанцией и ориентацией корпуса собеседника.

Наши рекомендации