Глава 9. психология общения
1. Понятие общения. Содержание, цель, средства общения.
2. Межличностное общение и его барьеры.
3. Психологическое пространство общения.
4. Психологическое влияние и его основные виды.
Понятие общения. Содержание, цель, средства общения
Понятие общения. Общение – это сложный и многоплановый процесс взаимодействия двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.
Выделим главную идею, определяющую наш подход к общению, которое не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности, оно может выступать в качестве самостоятельного и автономного процесса. Общение представляет для человека самостоятельную ценность, не ограниченную совместной деятельностью. Любой из нас может вспомнить множество жизненных ситуаций, когда общение состоялось, но оно не было вызвано потребностью в совместной деятельности. Потребность в общении (т.е. потребность в аффилиации) является базовой, без её реализации человек погибает и как биологический вид, и как личность. С учетом сказанного выделим то место, которое занимает общение в структуре личности.
Место общения в структуре личности:
· общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми, удовлетворение которой связано с возникновением чувства радости; эта потребность занимает самостоятельное место в структуре личности;
· общение помогает личности развивать её самосознание, а именно: формировать «Я» концепцию, обогащать представление личности о себе и отношение к себе.
Ключевые понятия, используемые для понимания природы общения: «контакт», « отношение», «коммуникация», взаимодействие».
Наиболее точным понятием для понимания общения как социально-психологического феномена является понятие «контакт» (соприкосновение), что осуществляется с помощью языка и речи.
В понятии «отношение» находит выражение система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающего мира и с самим собой.
Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, преследующего цель взаимное понимание. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.
Взаимодействие – это процесс взаимного влияния субъектов общения друг на друга, следствием чего выступает и взаимная обусловленность и взаимосвязь.
Содержание, цель и средства общения.
В общении принять выделять содержание, цель и средства.
Содержание общения – это информация об объективных и психологических фактах от одного человека к другому в процессе межличностных контактов.
По содержанию общение может быть представлено как: а) когнитивное (обмен знаниями); б) кондиционное: обмен психическими состояниями (например, эмоциями), в результате чего включается процесс воздействия друг на друга; в) мотивационное – обмен потребностями, установками, интересами; г) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.
Выделим в содержании общения следующие компоненты:
1. Когнитивная составляющая или аспект общения – связан с процессами межличностного восприятия и познания на основе на основе вербальной и невербальной системы.
2. Аффективная составляющая или аспект общения связан с регуляцией психоэмоциональных состояний личностей.
3. Интерактивная составляющая ориентирована на поведенческую сферу личности и связана с регуляцией поведения личности в группе.
Цель общения: удовлетворение различных потребностей и общение ради его самого.
Поцелям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное общение:
· Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».
· Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.
Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Способы передачи информации разнообразны: телесный контакт, язык, знаки, символы, письменность и т.д.
По средствам общения выделим вербальное и невербальное общение.
Вербальное общениеосуществляется с помощью речи, оно является доминирующим у человека. Это связано с тем, что речь обладает безграничными возможностями кодирования и передачи информации, выражения психических состояний, построения многообразных вариантов построения психологического взаимодействия.
Речь принято дифференцировать на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю.
Различие письменной и устной речи:
· письменные тексты пишутся по свои правилам (четкие формулировки, полнота информации, логика изложения). Если законы эти не учтены, то излагаемая информация может быть трудной для восприятия.
· акт речевого общения включается взаимосвязанные между собой процессы: а) произнесение речи; б) её восприятие; в) понимание речи.
Восприятие устной является смысловым, т.е. включает в себя понимание того, что слышим.
Умение слушать необходимо для решения многих задач. Неумение слушать – один из самых серьезных недостатков в общении.
Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника:
· Недостаток внимания, его отвлечение.
· Преждевременная оценка услышанного и желание обобщить факты без получения всей необходимой информации.
· Приписывание своих мыслей говорящему.
· Желание доминировать, настоять на своем, подавив собеседника.
· Стремление полностью захватить инициативу, не давая собеседнику возможности высказаться, что сопровождается перебиванием, стремлением договорить за своего партнера.
Невербальное общение осуществляется на основе неречевых средств:
· кинетических (мимика, жесты, пантомимика);
· паралингвистических (особенности голоса);
· экстралингвистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп и т.д.);
· пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и др.;
· визуальных (выражение глаз);
· физических прикосновений и поглаживаний;
· одежда и другие компоненты оформления внешнего вида.
Правила эффективного невербального общения:
· Не вторгайтесь без необходимости в личное пространство собеседника, которое составляет около 1-2 м.
· Поддерживайте зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как незаинтересованность или неуверенность в себе, слишком пристальный взгляд как стремление подавить.
· Стремитесь к тому, чтобы ваши движения и реакции в резонанс с движениями и реакциями вашего собеседника. Этим вы показываете свой интерес и внимание как к своему собеседнику, так и его словам.
· Избегайте закрытых поз (руки, скрещенные на груди, пальцы рук, сжатые в кулак, прикрывание рта рукой и т.д.).
· Наблюдайте за позой, мимикой, жестами, голосом, дистанцией и ориентацией корпуса собеседника.