Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка

МЕТОДИКА МЕТАМОРФОЗЫ

Предлагаемая проективная методика представляет собой системный вари ант, который базируется на нескольких проективных техниках, описанных различных источниках. В основу теста были положены такие проективные методики исследования личности, как «Тест предпочитаемого животного» (впер вые был описан испанским психиатром Хосе Пигемом в 1945—1949 гг. как «тес выражения желания»), «Тест метаморфоз» Жаклин Руайер (Франция)

В соответствии с классификацией проективных методик Л. Франка данный метод может быть отнесен к категории катарсических, где игровая ситуация задается вопросами в особо организованных условиях. Ответы на них позволяют обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личности насыщенную продукцию, а в некоторых случаях — аффективно отреагировать эмоции в связи с создавшейся ситуацией.

В основе подобных проективных техник лежит предположение, что в аффективно-личностном восприятии каждый человек может быть идентифицирован с каким-либо животным. Данная традиция отмечается еще Аристов лем в «Физиогномистике», где животные наделялись особыми качествами, что в свою очередь, способствовало инверсии — описанию людей путем сравнения их с животными по чертам характера, особенностям внешности или поведения. В наше время это подтверждается наличием частых совпадений выбираемых людьми пород собак и особенностей внешности и поведения их хозяев Многие авторы указывают также на легкость, с которой дети используют животных в качестве объекта проекции.

В варианте «Теста Метаморфоз» Жаклин Руайер идентификационная ochoi теста была распространена и на некоторые другие типы объектов (мебель, посуду, растения и т. п.).

Используемые в современной психологической практике разнообразные метафорические проективные методики, в том числе и рисуночные тесты, та­кие, как «Семья животных», «Музыкальные инструменты», «Кактус» и т. п., с од­ной стороны, могут рассматриваться как самостоятельные проективные мето­дики, но с другой — фактически являются отдельными элементами общего метафорического подхода, системным воплощением которого стала предлага­емая методика Метаморфозы.

В нашей стране методика в данной модификации применялась Н. Я. Сема­го в работе с детьми г. Москвы и Московской области, начиная с 1982 года. За период работы с данной методикой было обследовано более 2000 детей и под­ростков, как нормативно развивающихся, так и с различными вариантами от­клоняющегося развития. Первоначально она использовалась в работе с детьми с различными видами речевой патологии на базе городского Центра патологии речи и нейрореабилитации, а впоследствии — при обследовании детей с различными видами отклоняющегося развития в образовательных цен­трах г. Москвы.

Возрастной диапазон применения. Методика может быть использована с деть­ми, начиная с 4-4,5-летнего возраста, вплоть до подросткового возраста (13-14 лет), что становится возможным за счет изменения стиля работы и подачи иначе сформулированной инструкции.

Процедура проведения и регистрации результатов

Методика не нуждается в каких-либо специальных стимульных материалах и проводится в форме устных ответов на вопросы. Ответы ребенка предлагают возможность оценить для каждой категории, представляемой ребенку, то, чем бы ему хотелось быть и почему, а потом — чем бы не хотелось быть и почему. Таким образом, в результате возникает серия более или менее символичных образов, каждый из которых составлен из «выбора» и «мотивации» и, в свою очередь, является отражением, с одной стороны, осознанных или неосознан­ных желаний, потребностей и притязаний ребенка, а с другой — страхов, опа­сений и отвержений ребенка, в той или иной степени проявляющихся в его поведении.

Следует отметить, что несмотря на длительность описания процедуры, про­ведение методики обычно занимает не более 10—15 минут и требует от ребенка минимальных энергетических затрат.

Работа с данной методикой может быть начата только при условии установ­ленного контакта с ребенком, так как диалогичность проведения обследова­ния предполагает определенную степень интимности, индивидуализации в подаче инструкции. При этом желательно, чтобы близкие родственники либо не присутствовали при процедуре проведения, либо не выражали своей заин­тересованности в ответах ребенка. И то и другое достоверно сказывается на качестве ответов, смущает ребенка, делает его более скованным или заставля­ет «работать на публику». В отдельных случаях влияние поведения, реакций и оценок родителей на ответы ребенка может стать целью самостоятельного ис­следования как особенностей взаимодействия в диаде ребенок—взрослый, так и приспособительных (адаптационных) к окружающей среде возможностей ребенка, что можно анализировать как показатель сформированности уровня эмоционального контроля (по О. С. Никольской).

Очень технологично и функционально использование методики в качестве «разгрузочной» процедуры, когда ребенок утомлен выполнением трудоемких заданий или ему просто необходимо переключиться на деятельность иного типа. В то же время именно в состоянии некоторого утомления ответы ребенка бы­вают наиболее спонтанны, естественны и откровенны.

Мы предлагаем два вида инструкций для детей более младшего (4,5—7 лет) и, соответственно, более старшего (7—11 лет) возрастов. Для того чтобы ин­дивидуализировать подачу инструкции, в начале работы можно поинтересо­ваться, верит ли ребенок в существование добрых волшебников, джиннов, фей и тому подобное. Даже если ответ ребенка отрицательный, ему предлага­ется поиграть «в волшебника». Это делается с целью создания определенной условности ситуации, что особенно важно при работе с младшими детьми (4,5—6,5 лет). В данном случае используется модифицированная версия Д. Ван Кревелена (1956), распространяемая на все варианты метаморфоз.

Процедура проведенияметодики «Метаморфозы» состоит из четырех этапов:

1. Позитивный выбор.

2. Негативный выбор.

3. Дополнительные вопросы.

4. Заключительный этап (три желания).

Позитивный выбор

Инструкция 1А.«Представь, что волшебник предлагает тебе превратиться в какое-нибудь животное. Каким животным ты хотел бы стать больше всего?»

После ответа ребенка необходимо обязательно спросить: «А почему?», «По­чему именно в ...?». При этом в вопросах взрослого ребенок должен услышать именно интерес, а не осуждение или непонимание.

Детям младшего возраста имеет смысл сказать при этом, что потом он (ре­бенок) снова станет самим собой, превратится в мальчика (девочку).

Все ответы ребенка должны либо сразу фиксироваться в протоколе, либо вначале записываться на магнитофон и впоследствии переноситься в прото­кол.

В таком же ключе ребенку задаются вопросы по категориям: растения, по­суда, мебель, одежда, игрушки. Все данные категории предъявляются всем де­тям как основные и обязательные. Однако важно, чтобы вопросы не задава­лись излишне подробно и дотошно.

Детям, начиная уже с 7-8-летнего возраста, инструкция может быть пред­ставлена в следующем виде.

Инструкция 1Б.«Если бы тебе предложили превратиться в какое-либо жи­вотное, позволив выбирать, какое животное ты бы выбрал? В какое животное ты предпочел бы превратиться ?»

После ответа ребенка точно так же обязательно нужно выяснить, почему он хотел бы превратиться именно в это животное.

Помимо основных категорий (см. выше) детям более старшего возраста (после 7—8 лет) могут задаваться такие дополнительные категории, как: рабо­чие инструменты, части человеческого тела, музыкальные инструменты, цве­та, учебники или учебные предметы, глаголы.

В принципе, если этого требует ситуация, возможно внесение вопросов по каким-либо иным, значимым для ребенка категориям. Но не следует перегружать» методику, так как это вполне может вызвать пресыщение ребенка, потерю его интереса и, соответственно, необходимой для проведения обследования глу­бины эмоционального контакта. Скорее, наоборот, если ответы ребенка доста­точно четко представляют его эмоциональное состояние, можно сократить ко­личество исследуемых категорий (но только не за счет основных категорий).

2. Негативный выбор

На этом этапе ребенку задаются противоположные вопросы, то есть оцени­вается выбор ребенка в негативной форме.

Инструкция 2А. «Если волшебник спросит тебя, в какое животное ты не хо­чешь превращаться ни за что, что ты скажешь?»

Инструкция 2Б (для детей от 7 лет). «А в какое животное ты не превратился бы низа что?»

После этого вновь нужно спросить, почему ребенок дал такой ответ. Проце­дура охватывает вопросы по всем обсуждаемым на первом этапе категориям.

3. Дополнительные вопросы

Третий этап проведения исследования состоит из серии дополнительных вопросов, призванных исследовать отношение ребенка к таким значимым для него категориям, как половая, ролевая идентификация, ценностные ориента­ции, привычки, установки. Дополнительные вопросы обычно задаются не слишком напористо, как бы в продолжение предыдущего разговора. Тематика зависит от полученных от ребенка ответов и касается значимых для ребенка тем, всего должно быть задано не более 3—5, а для детей дошкольного возрас­та — 2—3 вопросов.

Примеры дополнительных вопросов:

□ «Если бы ты мог выбрать, кем быть — мальчиком или девочкой, что бы ты выбрал ? Почему ?»

□ «Если бы у тебя было много свободного времени, что бы ты стал делать? Почему?» (для детей старше 7лет).

□ «Если бы ты мог изменить что-то в своей жизни или в жизни окружающих тебя людей, что бы ты изменил ?»

Можно предложить ребенку «заказать» изменения в его собственной жиз­ни, жизни близких для него людей и т. п.

4. Три желания

Данная часть методики условно носит название «Три желания». Обычно имеет смысл сказать ребенку, что на этом игра «в волшебника» заканчивается, но осталось самое приятное.

Инструкция 3. «Загадай волшебнику три самых заветных (главных) желания!»

Если ребенок затрудняется в своих «заветных» желаниях, со стороны пси­холога желательны лишь нейтрально стимулирующие высказывания типа: «Ну, попробуй», «У каждого есть самые главные желания». При этом в отличие от предыдущих этапов никаких пояснений и объяснений от ребенка не требуется.

Все ответы ребенка заносятся в протокол, там же можно фиксировать все особенности поведения ребенка, его мимику, эмоциональные реакции, латен­тное время ответов и т. п.

В соответствии с основными используемыми категориями в протоколе ис­пользуются следующие сокращения: Ж — животные, Р — растения, П — по­суда, М — мебель, О — одежда, И — игрушки.

Еще раз хочется отметить, что беседа с ребенком должна носить естествен­ный, непринужденный, но заинтересованный характер, и вместе с тем не быть слишком заинтересованной или, напротив, слащавой.

Наши рекомендации