Задание 1. Методика изучения роли ощущений

В познавательной деятельности человека

Цельисследования: установить отличие ощущений от восприятия

при тактильном распознавании предметов.

Процедура исследования:испытуемый закрывает глаза, ему на ладони кладут какой-то предмет.

Инструкция: «Разверните руку ладонью вверх. На ладони вы будете ощущать некоторые воздействия. Не ощупывая рукой, опишите вслух те ощущения, которые вы будете испытывать».

Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд.

Затем через 3-4 минуты дается другая инструкция: «Разверните руку ладонью вверх. Во время исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Ощупайте предметы рукой. Опишите вслух те ощущения, которые Вы будете испытывать».

По окончании исследований испытуемый рассказывает о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Обработка и анализ результатов

Цель обработки результатов – установить свойства предметов, которые были адекватно распознаны. Количество названных ощущений в обеих инструкциях считается показателем распознавания предметов.

Как правило, в первой инструкции испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробуют его установить, давая ему название. Во второй инструкции, где присутствует тактильное восприятие, испытуемые обычно сначала определяют предмет, называют его, а потом дают словесный отчет о его свойствах.

Задание 2. Исследование восприятия пространства

Цель исследования: определить степень развития глазомера.

Процедура исследования. Студентам предлагается на глаз определить размер (в см.) каждой из трех линеек, изображенных на плакате. Затем определяется средняя ошибка у каждого студента. А сравнив степень его ошибки со средней ошибкой по группе, можно сказать, насколько сформировано восприятие пространства у студентов данной группы.

Анализ результатов

Тем студентам, у которых глазомер развит слабо предлагают в течение 5 дней упражняться в определении размеров различных предметов

(ежедневно осуществляя по 10 упражнений) и определять среднее отклонение в упражнениях за день.

К следующему занятию каждый из студентов готовит краткое сообщение о проведенных опытах и полученных результатах. Чувствительность глазомера можно развивать в ходе деятельности и тренировок.

Задание 3. Методика изучения восприятия времени

Цель исследования: определить степень точности

восприятия коротких промежутков времени.

Процедура исследования. Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. В опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 60 с, 120 с и др.

Инструкция: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе «С», фактическое время в графе «А».

Таблица 1

Таблица – протокол

Предложенный интервал оценки времени «С» Фактическое время «А»
30 с  
60 с  
120 с  
...  

Обработка результатов

Для каждого опыта определяется коэффициент точности оценки времени.

Кт = А/C х 100 %,

где Кт – коэффициент точности оценки времени;

А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;

С – временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100 %, то временные интервалы он недооценивает. Если коэффициенты составляют менее 100 %, то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100 % (например, 80 % – 110 %), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Задание 4. Методика изучения объема внимания

Цель исследования: выявить объем внимания студентов.

Процедура исследования. Испытуемому кратковременно, обычно в течение до 1 секунды, предъявляют последовательно 8 карточек с изображением 2–9 точек. Каждая карточка экспонируется дважды, после этого испытуемый в течение 10–15 секунд на бланке отмечает расположение точек.

1 2 3 4

                               
                       
                     
                           

5 6 7 8

                         
               
             
                 

Анализ результатов

На двух карточках учитывается количество правильно отмеченных точек.

Таблица 2

Количество точек на 2–х карточках Объем внимания
3 – 4 Малый
6 – 13 Средний
14 – 17 Большой

Объем внимания – это количество элементов, одновременно воспринимаемых за один акт восприятия.

Наши рекомендации