Патопсихологический эксперимент

В рамках этого эксперимента происходит изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных услови­ях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нару­шений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помо­щью конкретных приемов изучения психических функций - экспе­риментально-психологических методик. Разнообразные экспери­ментально-психологические методики, апробированные многолет­ней практикой применения в клинике, описаны в работах С. Я. Ру­бинштейн (1970), Б. В. Зейгарник (1986), Ю. Ф. Полякова (1974).

При организации патопсихологического эксперимента соблю­дается несколько правил:

эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую человеком в труде, учебе, общении;

в эксперименте необходимо обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности;

построение экспериментальных приемов должно учитывать возможность поиска решений самим больным, а также позволять патопсихологу вмешиваться в деятельность больного для выясне­ния того, как больной воспринимает помощь экспериментатора и может ли ею воспользоваться; экспериментально-психологические приемы следует направить на раскрытие качественной характеристики психических наруше­ний;

результаты экспериментально-психологического исследования нужно точно и объективно фиксировать.

Патопсихологический эксперимент должен строиться так, что­бы актуализировать не только умственную деятельность больно­го, но и его личностное отношение к эксперименту. При проведе­нии обследования необходимо учитывать отношение больного к работе, его мотивы и цели, отношение к самому себе, к результату работы, заинтересованность и т.д., так как суждения, действия, поступки не являются непосредственной реакцией на внешние раздражители, а опосредованы его установками, мотивами, по­требностями, по выражению С.Л.Рубинштейна - «внутренними условиями». Для патопсихолога важно не только то, насколько трудным и большим по объему было задание и как больной его выполнил, но и то, как он его осмыслил, чем были обусловлены ошибки и затруднения. Не только количество ошибок и трудно­сти в процессе выполнения методик, но главным образом струк­тура и их анализ дают наиболее интересный и показательный ма­териал для оценки тех или иных особенностей и нарушений пси­хической деятельности больных.

Точность и объективность результатов, полученных в процессе экспериментально-психологического исследования, обеспечива­ются тщательной регистрацией данных и проверкой их в повтор­ных опытах, а также при исследовании другими методами. Для патопсихологического обследования характерно применение большого количества самых разнообразных методических прие­мов, так как только сопоставление результатов различных мето­дов позволяет достаточно объективно судить о характере, глуби­не, качестве и динамике нарушений психики больного.

Патопсихологическое обследование всегда является и научным исследованием, так как, во-первых оно представляет собой про­цесс познания, во-вторых, построено на строго научных принци­пах, и в-третьих, результаты обследования выявляют факты, из которых вытекают формулировки общепсихологических законов, закономерностей и механизмов.

Особый вариант патопсихологического эксперимента направ­лен на получение данных, которые можно использовать для воз­действия на личность больного. В этом случае задача патопсихо­лога - показать больному пути возможной компенсации имею­щихся у него нарушений психической деятельности и уменьшения их по мере проводимого лечения. В данном случае патопсихолог работает в тесном контакте с лечащим врачом и психотерапевтом, согласовывая с ними свои действия, а также принимает активное участие в разработке и обосновании реабилитационных и психо­профилактических программ.

Построение экспериментально-психологического обследова­ния в клинике отличается многообразием, большим количеством применяемых методик. Это необходимо, так как процесс распада психики проходит неоднослойно, практически не бывает, чтобы у больного был нарушен только один психический процесс. Разно­образие применяемых методик позволяет выявить многообразие нарушений и понять их соотношение. Кроме того, так как в экс­перименте с больным ход опыта может меняться, при интерпрета­ции результатов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками.

Программа исследования больного в клинике не может быть стандартной, так как она зависит от клинической задачи и осо­бенностей больного.

Например, при дифференциальной диагностике шизофрении от сходных состояний основное внимание обращается на изучение расстройств мышления. Для обследования при этом выбираются методики «Классификация предметов», «Пиктограмма» и т. п. При изучении больного с последствиями черепно-мозговой травмы особое внимание следует уделить умственной работоспособности, памяти, выявлению нарушений праксиса, письма, счета, поэтому выбор методик будет другим.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для патопсихологического обследования ребенка. В этом случае вы­бор определяется возрастом ребенка, уровнем его интеллектуаль­ного развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Основные экспериментально-психологические методики опи­саны С. Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970).

Среди них особую популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пикто­грамма» и др. Многие методики имеют модификации для разных возрастных групп, некоторые из них адаптированы для лиц с на­рушениями анализаторов.

Следует учитывать, что с помощью каждой из эксперимен­тальных методик может быть получен материал, позволяющий судить о различных особенностях психики. Например, с помо­щью «Пиктограммы» можно исследовать память, абстрактное мышление, личностные особенности. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования конкретного больного.

Патопсихолог обязан владеть всеми экспериментально-психо­логическими методиками, так как именно они являются основны­ми приемами изучения нарушенной психической деятельности.

Психопатологическое исследование обязательно включает бе­седу с больным.

Беседа

Обычно беседа с больным состоит из двух частей.

Первая часть общения психолога и испытуемого осуществляется вне эксперимента, т. е. до и после экспериментальной работы. Эта беседа зависит от поставленной перед психологом задачи, от сведе­ний, полученных из истории болезни, от состояния больного. В бе­седе психолог должен избегать обсуждения с больным его болез­ненных переживаний, во всяком случае не делать этого по собст­венной инициативе. Например, не надо задавать больному вопросы о том, испытывает ли он галлюцинации, в чем содержание его бре­да. Такие вопросы должен задавать врач. Это требование диктуется тем, что психолог не должен вмешиваться в стратегию и тактику лечения и подменять лечащего врача. Конечно, если больной сам заговорит на такие темы, психологу следует его выслушать, запро­токолировать его высказывания и постараться тактично перевести беседу на решение задач эксперимента.

В своей беседе психолог должен учитывать отношение больно­го к ситуации эксперимента, к экспериментатору. Но самое глав­ное заключается в том, что и беседа, и эксперимент обязаны со­держать элементы деонтологии: больного необходимо ободрить, настроить на успешное выполнение экспериментальных заданий. В правильно проводимой беседе всегда присутствуют элементы психотерапевтического воздействия. В некоторых случаях беседа может быть направлена на изменение установок и отношений больного, т. е. иметь коррекционный характер.

Вторая часть беседы происходит непосредственно во время эксперимента, патопсихолог при этом обычно оказывает больно­му помощь в выполнении экспериментальных заданий.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я.Рубинштейн:

простое переспрашивание, т. е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

одобрение или стимуляция дальнейших действий, например «хорошо», «дальше»;

вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное дей­ствие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

наводящие вопросы или критические возражения эксперимен­татора;

подсказка, совет действовать тем или иным способом;

демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;

обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указа­ния на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных разде­лов экспериментальной работы, требующих опыта и квалифика­ции. Общие правила, которыми при этом следует руководство­ваться, заключаются в следующем:

сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными бо­лее легкие виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению;

экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и мно­гословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;

каждый акт помощи, так же как ответные действия больного, должен быть внесен в протокол.

В некоторых случаях бывает необходимо обратить внимание больного на его неадекватно завышенную самооценку, переоцен­ку результатов деятельности. Это можно сделать с помощью на­водящих вопросов, тактичного замечания, иногда с помощью мимики или жеста.

Поведение экспериментатора зависит от конкретной ситуации, поведения испытуемого, клинической задачи.

Все реакции больного на помощь, похвалу, критику, на невер­бальные формы общения (мимика, жесты) должны быть отраже­ны в протоколе. Полученные данные необходимо сопоставлять с результатами эксперимента, данными истории болезни, результа­тами наблюдения.

В ситуацию эксперимента и беседы входит и наблюдение за по­ведением больного. Важно отметить особенности внешнего вида, выражения лица, эмоциональность реакции больного, его поведе­ние во время обследования. Наблюдение не должно носить навяз­чивого характера, а быть тактичным и незаметным для больного.

Патопсихологическое обследование с использованием не­стандартизированных экспериментально-психологических ме­тодик является основным видом деятельности психолога. Но в некоторых случаях в зависимости от задач исследования для расширения полученных данных используются и другие методы анализа психики; тесты, личностные опросники, проективные методы.

Например, при решении задач судебной и воинской эксперти­зы в обследование желательно включить тесты интеллекта для объективизации данных, полученных с помощью эксперимен­тально-психологических методик, а также методики обследования личности для более углубленного изучения системы личностных отношений. Большую помощь при решении задач реабилитации лиц, утративших трудоспособность, и при разработке системы психокоррекционных мероприятий могут оказать данные обсле­дования с помощью личностных опросников и проективных ме­тодов.

В отличие от экспериментально-психологических методик тесты и многие личностные опросники существуют в компью­терных вариантах, что облегчает труд психолога при обработке данных.

Поэтому на современном этапе продуктивно сочетание экс­периментально-психологических и стандартизированных мето­дик в рамках одного обследования. Удельный вес тех или других зависит от задач исследования и некоторых иных факторов.

Тесты

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и ма­териалов, с которыми работает испытуемый. Стандартной явля­ется и процедура предъявления заданий: они даются в определен­ной последовательности, время выполнения и оценка результатов регламентированы.

В связи с тестированием необходимо остановиться на двух по­нятиях (надежность и валидность), относящихся к психодиагно­стическим методикам. Надежность теста - это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личности экспериментатора и испытуемого, наличие предыдущего опыта тестирования и т. д.). Валидность - это соответствие теста измеряемому психическому свойству или процессу.

В клинической практике при обследовании и детей, и взрослых широкое распространение получил тест Векслера, позволяющий оценивать интеллект человека с помощью количественного пока­зателя - коэффициента интеллектуального развития. Более под­робно использование теста Векслера для обследования детей бу­дет рассмотрено в главе 4. Достаточно широко в практику пато­психологии вошли такие тесты, как «Прогрессивные матрицы Равена», тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» был предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. В ходе работы испытуемый должен был выявлять отношения между абстрактными фигурами. Распространены два варианта теста - черно-белый и цветной; черно-белый предназначен для обследования испытуемых 8-14 и 20-65 лет, цветной - 5-11 лет.

В черно-белом варианте испытуемый последовательно рабо­тает с 60 узорами или композициями, в которых отсутствует часть узора или один из элементов; необходимо из предложен­ных вариантов отобрать отсутствующую деталь. Эти 60 заданий сгруппированы по 5 серий. В первой нужно найти недостающую часть изображения, в следующей аналогии между парами фи­гур, в третьей - уловить принцип развития, изменения фигур, в четвертой - понять принцип перестановки фигур, в пятой - за­кономерности взаимоотношений и взаимодействий между фигу­рами по горизонтали и вертикали. Внутри каждой серии слож­ность заданий возрастает. Более легкий цветной вариант содер­жит 3 серии заданий.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра используется также в различных редакциях: первая предложена

Р. Амтхауэром в 1953 г., последняя в 1973-м.

Данный тест содержит 8 субтестов:

1) логического отбора (закончить предложение одним из при­веденных слов);

2) определения общих черт (найти лишнее из 5 слов, где 4 объ­единены общей связью);

3) аналогии (предлагается пара слов и третье слово; нужно найти слово, так относящееся к третьему, как второе - к перво­му);

4) классификации (обозначить два слова общим понятием);

5) задания на счет (решение арифметических задач);

6) рядов чисел (установить закономерности и продолжить чи­словые ряды);

7) выбора фигур (предъявляются изображения частей фигуры; из предложенных фигур нужно найти ту, которую можно сложить из этих частей);

8) заданий с кубиками (предъявляется изображение куба с раз­нообразно окрашенными сторонами; предлагается найти анало­гичный куб среди предъявленных изображений с учетом того, что он мог изменить свое положение).

Разумеется, этим не исчерпываются тесты интеллекта, но крат­ко описанные нами, во-первых, широко распространены в дефек­тологической практике и, во-вторых, дают представление о ти­пичных тестовых заданиях при диагностике интеллекта.

Безусловные достоинства тестовых методов - их большая объ­ективность, возможность сравнивать результаты, полученные разными испытуемыми.

В то же время исследования, построенные по типу жестко стандартизированной методики (теста), показывают только от­клонение от нормы, но не позволяют видеть нарушенные функции и сохранные звенья.

Личностные опросники и проективные методы предназначе­ны для измерения личностных особенностей. Они привлекают патопсихологов, так как экспериментально-психологические мето­дики изучения личности разработаны недостаточно. О личност­ных особенностях при экспериментально-психологическом ис­следовании судят в основном по эмоциональным реакциям ис­пытуемого на ситуацию эксперимента, на удачи и неуспех в дея­тельности, на оценки экспериментатора. Поэтому в тех случаях, когда ставится задача более углубленного изучения личностных особенностей, патопсихолог, как правило, привлекает дополни­тельные методы.

Приведем пример заключения по результатам обследования, направленного на углубленное изучение личности.

Больной А., 18 лет. Находится в наркологическом отделении на лече­нии по поводу хронического алкоголизма.

Больной жалоб не предъявляет. Во время обследования к контакту не стремится, хочет скрыть имеющиеся проблемы.

Контрольные шкалы MMPI и ПДО свидетельствуют о диссимуляции. В MMPI пики профиля на 8-й и 5-и шкалах, что свидетельствует о внутренней напряженности, раздражительности, сосредоточенности на своих переживаниях.

Характерологические особенности определяются преобладанием возбу­димых и шизоидных черт: больной импульсивен, с плохо прогнозируемым поведением. Выражена реакция эмансипации. Попытки вторжения во внут­ренний мир вызывают агрессивную реакцию или общение на формальном уровне. По ПДО выражена психологическая тенденция к алкоголизации.

В межличностных отношениях прослеживается тенденция к независимо­сти. Коэффициент групповой адаптации в пределах низкой N (по тесту Розенцвейга). Реакции на фрустирующие ситуации интрапунктивные, что отра­жается и в высказываниях: «Надеюсь на себя», «Если все против, я останусь при своем мнении».

Исследование познавательной сферы существенных отклонений не вы­явило.

Итак, исследование обнаруживает напряженность, повышенную раздра­жительность, в структуре личности преобладает сочетание возбудимых и ши­зоидных черт.

Наличие психопатических черт в структуре характера и формирование ал­коголизма уже в подростковом возрасте требуют разработки индивидуальной программы психокоррекционной работы.

Такое заключение помогает врачу лучше разобраться в индивидуальных особенностях больного и совместно с психологом разработать эффективную тактику психокоррекционного воздействия.

Опросники

Опросниками называют методики, материалом которых явля­ются вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться. Ответы могут даваться в свободной форме (опрос­ники открытого типа) или выбираться из вариантов, предлагае­мых в опроснике (опросники закрытого типа).

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения ин­формации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, в ряде случаев - опросники интересов и опросники установок (в зависимости от того, насколько соотносятся выяв­ляемые интересы и установки с собственно личностными психо­логическими характеристиками: например, опросник, выявляю­щий установку - отношение к определенной социальной группе, относится к опросникам-анкетам).

Личностные опросники, как это явствует из названия, предна­значены для измерения личностных особенностей. Среди них вы­деляют несколько групп.

Наиболее распространены типологические опросники, кото­рые разрабатываются на основе определения типов личности (ряд теорий личности предполагает такую возможность) и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся ка­чественно своеобразными проявлениями. К типологическим от­носятся, например, опросники Г. Ю. Айзенка, определяющие тип личности в зависимости от выраженности двух независимых фак­торов - экстраверсии и эмоциональной нестабильности (нейротизм). В различных вариантах опросника обследуемым предъяв­ляется опросный лист с набором вопросов, на которые предлага­ют ответить «да» или «нет» (иногда допускается ответ «не знаю», но не во всех вариантах опросника). Часть вопросов направлена на диагностику экстраверсии, часть - нейротизма.

Часть опросников предусматривает специальные вопросы, от­веты на которые свидетельствуют о достоверности результатов. Как правило, эти вопросы связаны с «мелкими человеческими слабостями» и их проявлениями (типа: «Правда ли, что вы нико­гда не лжете?»). Предполагается, что большинство людей подвер­жены слабостям, и отрицание свидетельствует о недостоверности результатов (необязательно о намеренной лжи). Этот способ - не единственный, но распространенный.

Другим известным опросником, также часто относимым к ти­пологическим, является Миннесотский многоаспектный личност­ный опросник, часто называемый по аббревиатуре его англо­язычного названия - MMPI. В основном варианте он состоит из 550 утверждений, соответствующих IQ, диагностическим шкалам и трем контрольным. Опросник создавался на клиническом мате­риале и применяется в различных областях психодиагностики. Обследование на основании MMPI завершается построением «профиля личности». Основной интерес при интерпретации пред­ставляют не показатели по отдельным шкалам, а их соотношение; по типу профиля делаются основные выводы об особенностях личности. Впрочем, в практике в качестве самостоятельных оп­росников используются и отдельные вопросы, соответствующие основным и дополнительным шкалам MMPI, например шкала проявлений тревожности Дж. Тейлор.

От типологических опросников отличают опросники черт лич­ности, измеряющие выраженность черт - устойчивых личностных признаков. Одним из наиболее распространенных является 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (впервые опубли­кован в 1950 г.). Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, и относительно независимая от других характеристик того же порядка. Факторы в системе Кэттелла имеют «технические» и «бытовые» названия; в качестве примеров приведем несколько бытовых: «высокий интеллект - низкий интеллект», «совестли­вость - недобросовестность», «смелость - робость». Каждая пара обозначает один фактор через обозначения «полюсов».

При психологическом изучении личности подростков и юно­шей (14-18 лет) широко применяется патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), разработан­ный под руководством А. Е. Личко. Этот опросник предназначен для определения типов характера при конституциональных и органических психопатиях, патологических развитиях личности, при акцентуациях характера.

Пользуясь описаниями известных психиатров, авторы опрос­ника составили наборы фраз, отражающих отношения предста­вителей разных типов психопатий и акцентуаций к ряду жизнен­ных проблем, актуальных для подросткового возраста. Принцип отношений был заимствован из психологии отношений (В. Н. Мясищев).

Опросник позволяет выявить следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, шизоидный, элиптоидный, истероидный, неустой­чивый, конформный. С помощью опросника можно установить признаки, указывающие на высокий риск формирования психопа­тий, на возможную органическую природу психопатий и акцен­туаций характера, степени выраженности реакции эмансипации, а также показатели психологической склонности к алкоголизации и делинквентности.

Следует отметить, что результат исследований с помощью ПДО, как и в случае использования других личностных опросни­ков, не является клиническим диагнозом. Так, например, шизоид­ная акцентуация с помощью опросника может быть диагностиро­вана и в случае нормы, и при шизоидной психопатии, и у подро­стка с синдромом раннего детского аутизма. Выявление типа ак­центуации в каждом из этих случаев может помочь в дифференци­альной диагностике и в разработке индивидуальной коррекционной программы.

Приведем пример использования ПДО изучения личностных особенностей больного Жоры, 15 лет, ученика специальной школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Подросток поступил в психиатрическую больницу в связи с неправильным повелением в школе: злостно нарушал порядок, дрался, грубил учителям, пе­ред стационированием стал неуправляем. Со слов матери: рано начал курить, дружит со старшими по возрасту, хулиганит, вымогает у матери деньги.

В отделении с трудом привыкал к распорядку, нарушал режим, курил в неустановленных местах, нецензурно бранился.

Результаты обследования по ПДО:

по шкале объективной оценки, несмотря на склонность к диссимуляции, установлен неустойчивый тип. Конформность низкая. Реакция эмансипации выраженная (е-6). Имеются данные, указывающие на возможность формиро­вания психопатии (К = 1, В=6), а также на склонность к алкоголизации и де­линквентности.

Анализ отдельных выборов больного выявил безразличное отношение к будущему, отсутствие установок на получение профессии и трудовую дея­тельность, снижение критики к физическому дефекту.

Эти результаты в сопоставлении с данными других методик помогли вра­чу поставить диагноз «психопатоподобный синдром», наметить тактику ле­чения. Совместно с психологом были разработаны рекомендации по органи­зации работы и семейной психотерапии, даны рекомендации родителям по нормализации взаимоотношении в семье и оптимизации воспитательного процесса с учетом личностных особенностей подростка.

Проективные методики

В основу построения этих методик положено представление о том, что в творчестве человека, его высказываниях, предпочтениях, интерпретации событий проявляются скрытые неосознавае­мые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность. Обследование с помощью этих методик предполагает создание ситуации неопределенности. Инструкция определяет ли­бо общие направления, либо начальный момент обследования. Стимульный материал, предъявляемый для обследования, может толковаться разными способами - важно отношение, которое он вызывает, субъективный смысл, ассоциации, возникающие в связи с этим материалом.

В клинической практике широко используются тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест тематической апперцептивы (ТАТ), тест Роршаха, тест цветовых предпочтений Люшера.

На основании ряда формальных показателей, присущих этим методикам, выделяются следующие признаки:

относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного от­ношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным ок­ружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств, а не из­мерение какой-либо отдельной психической функции.

Остановимся на наиболее типичных проективных методиках.

Тест Розенцвейга - проективная методика исследования лично­сти. В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация - собственная или другого индивида. Над персонажем справа имеется пустой квадрат, в который об­следуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Чер­ты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Ситуации, изо­браженные на рисунках, могут быть разделены на две группы:

1) ситуации-препятствия;

2) ситуации-общения.

Оценка полученных ответов осуществляется по направлению реакции и ее типу. По направлению реакции подразделяются:

экстрапунитивные - направлены на окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, ино­гда разрешения ситуации требуют от другого лица;

интропунитивные - направлены на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

илтунитивные - отсутствуют обвинения.

По определенной программе выделяются скрытые мотивы по­ведения.

Существует детский вариант этого теста - тест детской аппер­цепции, в котором персонажами являются дети или дети во взаи­модействии с взрослыми, в некоторых модификациях животные. В этом случае ответы могут даваться устно.

Тест Роршаха - одна из самых популярных проективных ме­тодик. Стимульный материал теста состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми, цветными, симметричными, слабо­структурированными изображениями (так называемые «пятна» Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос: «Что изображено на рисунке, на что это похоже?» Производится до­словная запись всех высказываний испытуемого с учетом кон­текста (предъявляемого рисунка, сопутствующего элемента по­ведения и т.п.).

Полученные ответы формализуются с помощью специально разработанной системы символов по категориям:

локализация (в ответе фигурирует все изображение или от­дельные его части);

детерминанты (учет доминирующей в описании формы изо­бражения, цвета, формы совместно с цветом и т. д.);

уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изо­бражения отражена в ответе);

содержание (ответы касаются людей, животных, неодушевлен­ных предметов и т. д.);

оригинальность - популярность.

Помимо диагностики общей направленности личности («тип переживания») тест позволяет получить данные о степени реали­стичности восприятия действительности, эмоциональном отно­шении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревож­ности.

Тест тематической апперцепции, сокращенно ТАТ - по первым буквам его англоязычного названия. Наряду с тестом Роршаха считается одним из наиболее авторитетных и распространенных.

Материал теста - таблицы с картинками, изображающими не­определенные ситуации, допускающие различное понимание и толкование.

Вместе с тем каждый рисунок предполагает актуализацию пе­реживаний определенного типа и отношений к определенным си­туациям. Испытуемым по каждой картинке (всего их 30 и одна пустая таблица, на которой можно изобразить любую картинку; в обследовании, как правило, предъявляются 20) предлагается со­ставить рассказ, в котором описывались бы события, приведшие к этой ситуации, происходящее в настоящее время (мысли, чувства, отношения персонажей) и завершение истории. Осуществляется дословная запись рассказа, фиксируются время, паузы, особенно­сти поведения, интонирования, мимики и др.

При анализе выясняется, с каким «героем» соотносит себя об­следуемый, определяются его важнейшие характеристики, среди которых ведущее место занимают потребности, особенности влияния среды на «героя» (так называемые прессы и давления) и соотношение потребностей и прессов; в итоге создается представ­ление об особенностях потребностной сферы, внутренних и внеш­них конфликтах, способах защиты и др.

Тест цветовых предпочтений Лютера в классическом варианте представлен в двух основных формах: полный (73 цветовые таб­лицы) и краткий, использующий 8 цветов. Первый вариант доста­точно сложный в проведении и интерпретации и применяется, как правило, в тех ситуациях, когда требуется углубленное обследо­вание, а другие методы недостаточно адекватны. Второй вариант менее трудоемкий, легко обрабатываются результаты обследова­ния и проста процедура интерпретации. Восьмицветовой набор включает в себя 4 основных цвета и 4 дополнительных. Четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) играют осо­бую роль, и каждый из них имеет свое значение, выражает одну из основных потребностей.

Обследование протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из предложенных восьми цветов наиболее предпочитаемый (тот, который ему больше всех нравится), при этом стараться не ассоциировать эти цвета с какими-либо предме­тами. После первого выбора предлагается повторить процедуру -выбрать наиболее предпочитаемый из оставшихся семи цветов, шести, пяти и т.д. Через 1-2 мин процедуру следует повторить, предварительно изменив в случайном порядке расположение цве­тов. При этом необходимо обратить внимание обследуемого на то, что опрос направлен не на изучение его памяти и он может выбрать те цвета, которые ему нравятся в данный момент.

После первого и второго опросов психолог производит интер­претацию результатов обследования. По результатам тестирова­ния можно установить основной способ действия, цель, к которой стремится испытуемый, незадействованные особенности лично­сти, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряд дру­гих показателей, характеризующих личность испытуемого.

Все вышеописанные методики подтвердили свою диагностиче­скую эффективность на практике, но сфера их использования ог­раничена при обследовании детей, лиц с сенсорными и речевыми дефектами, умственно отсталых любого возраста. К примеру, ум­ственно отсталые не понимают многих ситуаций, изображенных на карточках ТАТ или теста Розенцвейга, поэтому результаты об­следования не раскрывают личностных особенностей и скрытых переживаний, а указывают на низкий интеллектуальный уровень.

Особые проблемы возникают при попытках обследовать с по­мощью этих методик детей и подростков с недоразвитием речи, в том числе и вследствие нарушений слуха. Они чаще всего не спо­собны дать связное развернутое описание стимульного материала, самостоятельно составить рассказ. В этих случаях лучше восполь­зоваться другими проективными методиками.

Например, школьники с легкой умственной отсталостью и учащиеся речевых школ, которые не могут справиться с ТАТ, спо­собны завершить незавершенные предложения типа «Мой отец...», «В детстве меня...». Предложения подбираются в соот­ветствии с тем, какие свойства личности хотят выявить в обследо­вании.

Одним из часто встречающихся в практике психолога тестов является тест «Нарисуй человека» и его варианты. Основной ва­риант предложен К. Маховер на основе теста Ф. Гудинаф, исполь­зовавшей рисунок человека для оценки умственного развития. В тесте обследуемого просят на листе бумаги карандашом нарисо­вать человека; после завершения рисунка предлагается нарисо­вать человека противоположного пола. За этим следует опрос от­носительно нарисованных фигур (пол, возраст, привычки и т.д.). При интерпретации исходят из положения о том, что в рисунке человека обследуемый выражает свое «Я», особенности которого можно определить по предложенной системе критериев. Большое внимание уделяется тому, как нарисованы детали фигуры (глаза, руки и др.), каковы их пропорции, которые трактуются символи­чески как воплощение отношения к определенным сторонам жиз­ни.

Идея, что в рисунке можно увидеть своеобразный «авто­портрет», лежит и в основе теста «Дом-дерево-человек».

Широкое распространение при патопсихологическом обследо­вании детей и подростков получили такие рисунчатые тесты, как «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи». При обследова­нии некоторых категорий детей с отклонениями в развитии к ин­терпретации результатов этих методик следует подходить с осто­рожностью. Например, дети с нарушением манипулятивных функций, с нарушениями зрительного восприятия, с пространст­венными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, утрачивают мелкие детали, нарушают пропорции лица. При вы­раженных нарушениях схемы тела, например при детском цереб­ральном параличе, детали фигуры могут быть разбросаны по все­му листу либо конечности размещены с одной стороны, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем.

Все эти особенности выполнения заданий связаны с наруше­ниями высших психических функций из-за органического пора­жения мозга или анализаторов, а не с нарушениями личности. В этих случаях проективная значимость исследования практически отсутствует, в других - результаты рисунчатых тестов могут быть очень информативными.

Наши рекомендации