Цвет и взаимосвязь с характером
Разнообразие теоретико-методических подходов в изучении индивидуальных и типологических особенностей человека значительно затрудняет продуктивное сравнение результатов, полученных при исследовании взаимосвязей между отношением к цвету и характером. В настоящем разделе мы используем понятие «характер» достаточно условно — как обозначение устойчивых паттернов внешних (поведенческих) проявлений и их внутренних (психических) условий. Мы специально не будем дифференцировать понятия темперамент, характер, личность, поскольку в различных психологических школах им дается самая различная трактовка, а также потому, что для нас сейчас не столь важно, какая из перечисленных инстанций оказывает большее влияние на отношение субъекта к цвету, а важно установить, что подобное влияние вообще существует.
Одним из немногих обще употребляемых в психологии понятий, относящихся к сфере характера, является введенное К. Юнгом (1924) понятие «экстраверсии-интроверсии», хотя следует признать, что его значение различными психологами трактуется не всегда однозначно. Так Г. Айзенк, создатель известного личностного опросника, понимает экстраверсию — интроверсию как, прежде всего, ряд врожденных психофизиологических свойств человека и соотвествующих им характеристик поведения, абстрагируясь от того психологического содержания, которое вложил в это понятие К. Юнг. По данным Айзенка (1941) люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экcтравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.
Л.П. Урванцев (1981) сообщает о наличии зависимости между цветовыми предпочтениями и факторами «экстраверсии» и «нейротизма» по Айзенку. Испытуемые с высокими показателями нейротизма лишь небольшое число цветов оценивают нейтрально. Количество предпочитаемых цветов у интровертов в два раза меньше, чем у экстравертов. Последние чаще выбирают оттенки красного и желтого и реже — синего и зеленого. У интровертов Л.П. Урванцев отмечает противоположную тенденцию.
В исследовании И.М. Дашкова и Е.А. Устиненко (1980) корреляции между цветовыми предпочтениями (по тесту Люшера) и факторами опросника Айзенка выявлено не было.
В работе (1983) удалось выявить определенную связь между цветовыми выборами по тесту М. Люшера и значениями факторов экстраверсии и нейротизма. На выборке в 100 испытуемых (студенты) получена прямая корреляционная зависимость между предпочтением красного цвета и уровнем экстраверсии (R = 0.404; Р < 0.05). Испытуемые с высокими показателями экстраверсии достоверно чаще предпочитали красный, чем испытуемые с низким уровнем экстраверсии (интроверсией). В ходе исследования был выявлен факт высокого уровня сходства цветовых выборов испытуемых с полярными оценками по шкале «экстраверсия». В частности, это относится к красному цвету: и выраженные экстраверты, и интроверты обнаруживали повышенное его предпочтение. Вероятно, это сказалось на относительно невысоком показателе линейной корреляции Пирсона для красного цвета. Факт сходства «крайностей» подтверждает предположение А.М. Эткинда (1985) о преимущественно нелинейном характере связи между цветовыми выборами и оценками черт личности с помощью опросных методов. Это побудило нас разделить весь континиум значений шкалы «экстраверсия» на несколько поддиапазонов: выраженная интроверсия (0-4 балла по шкале «экстраверсия»), средний уровень интроверсии (5-9), амбаверсия (10-14), средний уровень экстраверсии (15-19) и выраженная экстраверсия (20-24). Наиболее однозначные различия обнаружились при сравнении подгрупп испытуемых со средними показателями экстраверсии и интроверсии. В первой подгруппе красный цвет уверенно занимал первое место, в то время, как у интровертов он, в лучшем случае, находился в середине цветового ряда. Для интровертов оказалось характерным более частое предпочтение фиолетового и черного цветов. В подгруппе амбаверсии фиолетовый оказался особенно «любимым» — более, чем в половине случаев, он ставился на первое место. Выборы фиолетового цвета находились в прямой зависимости и от уровня нейротизма испытуемых. Его активное предпочтение (1-2 места рангового ряда) отмесено у 86% испытуемых с показателем по шкале «нейротизм» выше 12 баллов. В тех случаях, когда повышенный нейротизм сочетался с амбаверсией, предпочтение фиолетового (1-2 места) наблюдалось у 92% испытуемых.
В ряде работ проводилось сравнение характера цветовых предпочтений испытуемых с показателями 16-ти факторного опросника (16-PF) Р. Кэттелла (1970). В уже упомянутой работе И.М. Дашкова и Е.А. Устиновича (1980), по признанию самих авторов, были обнаружены корреляции между цветовыми выборами и факторами 16-PF, которые носят «странный и парадоксальный характер», и не поддающиеся взаимоудовлетворяющей оценке и интерпретации с позиций обоих методов. Наиболее «понятными» оказалось предпочтение серого цвета испытуемыми с высокими оценками по фактору Q («гипертимия-дистимия»).
Связи между цветовыми предпочтениями и факторами 16-PF изучались и А.М. Эткиндом в его диссертационной работе (1985). Автором отмечено большое число достоверных взаимосвязей. Предпочтение темных, тусклых цветов теста Люшера оказалось свойственным для лиц с повышенной эмоциональной напряженностью, склонностью к фрустрации и чувству вины (+Q и +Q4), эмоциональной неустойчивостью (-С), робких (-Н). И наоборот, выбор ярких, светлых цветов коррелировал с отсутствием эмоциональной напряженности, самоуверенностью и расслабленностью (-Q и -Q4), что оказалось наиболее характерным для испытуемых, предпочитающих желтый цвет. Как и в работе И.М. Дашкова и Е.А. Устиновича были выявлены кажущиеся странными и малопонятными корреляции. Так, например, положительные выборы черного цвета из таблицы «серого цвета» полного варианта теста Люшера оказались связанными с проявлением активной, яркой, экстравертированной эмоциональности (+А, +F) и творческим воображением (+М).
Т.А. Айвазян, В.П. Зайцев и др. (1989), проводя сравнение цветовых предпочтений со шкальными оценками испытуемых по факторам опросников 16-PF и СМОЛ, получили результаты, свидетельствующие, что предпочтение «основных» цветов теста Люшера (синего, зеленого, желтого и красного) коррелирует с активностью, эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, низкими показателями тревожности и ипохондрической настроенности. Отвержение этих цветов оказалось связанным с той или иной формой внутриличностного неблагополучия. В частности, отрицательный выбор синего цвета коррелировал с повышенным уровнем тревоги и невротизацией.
В отличие от авторов вышеприведенной работы, контингент испытуемых которой составили больные с психосоматическими расстройствами, И.М. Дашковым и Е.А. Устиновичем (1980) была установлена только одна достоверная корреляция между цветовыми выборами и шкальными оценками ММРI. Она относится к четвертой шкале ММРI (Рd), высокие значения которой оказались связанными с отвержением зеленого цвета. Испытуемыми были студенты 1-го курса ЛГУ.
В этой связи, можно предположить, что поиск корреляций между цветовыми симпатиями испытуемых и оценками их личностных черт с помощью опросных методов (особенно клинико-психологических) имеет гораздо большие шансы на успех, когда в качестве испытуемых выступают лица с пограничными психическими расстройствами, чем здоровые в этом плане люди. Более характерные личностные профили первых в статистическом плане значительно облегчает эту задачу. Однако правомерность экстраполяции полученных в подобном случае результатов на контингент здоровых вызывает сомнения.
При всей заманчивости нахождения определенной, устойчивой связи между личностными чертами человека и его отношением к цвету, следует признать, что путь поиска линейной корреляционной зависимости между цветовыми выборами и показателями личностных опросников является малоперспективным.
В качестве альтернативного можно рассматривать подход, предложенный самим М. Люшером в книге «Четырехцветный человек» (1977), где основой типологии характеров служит сам цвет. Более подробно подход М. Люшера будет рассмотрен в 4 главе.
Значительно обедняет возможности изучения связей цвета с типическими особенностями личности человека то, что исследователи, как правило, используют лишь один прием определения отношения человека к цвету — метод цветовых предпочтений. Поэтому представляет особый интерес работа И.Г. Беспалько (1975), в которой изучалось соотношение между порогами цветоразличения и соматотипами. Было выявлено, что средние величины цветовых порогов для пикников и астеников резко и достоверно различаются между собой по всему спектру цветов. Цветовые пороги у пикников превышали аналогичные астеников. Причем, эти различия значительно превосходили колебания цветовых порогов, обусловленные изменением эмоционального состояния. У пикников с изменением эмоционального состояния происходило качественное изменение профиля порогов цветоразличения (соотношение порогов красного и синего), а у астеников — количественное. Автор работы не исключает, что подобные различия между пикниками и астениками могут иметь отношение к предложенной Э. Кречмером (1924) структуре эмоциональности у данных соматотипов (диатетическая шкала настроений пикника: от веселья к грусти; психэстезическая — астеника: от повышенной к пониженной чувствительности типа «стекла и дерева»).
Еще одним ограничением, сужающим возможности нахождения взаимосвязей между отношением к цвету и характером следует признать ограниченное число показателей, характеризующих особенности цветовых предпочтений человека. Очевидно, что только цветовых рангов явно недостаточно для выявления возможных корреляций. Попыткой преодоления этого ограничения стало наше совместное с И.И. Кутько (1997) исследование взаимосвязей цветовых предпочтений и акцентуаций характера у подростков.
Целью данного исследования стала проверка валидности теста Люшера в отношении характерологических особенностей подростков с акцентуациями характера по А.Е. Личко [1983].Результаты исследования изложены в статье «Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера»
2.2. Характер и взаимосвязь с цветовыми предпочтениями
Задумывались ли Вы, почему выбираете одежду определённой цветовой гаммы? Вы чувствуете себя комфортно в оранжевом или только в чёрном? Предпочтения в одежде, цвете интерьера, который Вы выбираете, могут рассказать много интересного и о чертах Вашего характера и даже о состоянии здоровья. Язык цвета универсален, он воспринимается одинаково независимо от национальной принадлежности и культуры.
Цветовые воздействия играют немаловажную роль в жизни человека: цвет может повлиять на принятие решения, изменить Вашу реакцию или стать её причиной. Под воздействием определённого цвета может подняться давление или пропасть/повыситься аппетит. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым.
Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т.д. Даже у маленьких детей есть свои любимые цвета: это легко определить по тому, с какими игрушками малыши чаще всего играют. В большинстве случаев это красный цвет.
Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие "личную цветовую шкалу" как одно из проявлений индивидуальности.
Черный цвет предпочитают люди, неуверенные в себе и обладающие пессимистичным взглядом на мир. Одновременно с этим, они прочно стоят на ногах, придерживаются традиционных семейных устоев.
Красный цвет предпочитают страстные и вспыльчивые натуры. Это общительные, властные и волевые люди. Помимо этого, они обладают выраженным альтруизмом. А вот люди, избегающие красного, боятся скандалов и ссор, любят в отношениях постоянство.
Оранжевый цвет выбирают заядлые мечтатели. Кроме того, эти люди обладают хорошей интуицией. Однако природа наградила их лицемерием и притворством.
Розовый цвет любят искренние и несколько инфантильные люди. Они ценят нежность и заботу, могут переживать по любому, даже самому незначительному поводу. В свою очередь, те, кто терпеть не может этот цвет, обладают склонностью к прагматизму.
Зеленый – это цвет самой жизни. Для его любителей очень важно избавиться от чужого влияния и самоутвердиться. Кроме того, они не страшатся трудностей и житейских проблем.
Желтый – цвет интеллигентных, спокойных, непринужденных в общении людей. Люди, которым он нравится, смелы, любопытны, легко приспосабливаются к меняющимся обстоятельствам и получают удовольствие от жизни. Нелюбителям желтого тяжело даются новые знакомства.
Синий цвет говорит о меланхолии и скромности своего почитателя. Людям, предпочитающим синий, нужно чаще отдыхать, так как они склонны к быстрому переутомлению. Для таких людей важно, чтобы их близкие относились к ним бережно и с любовью.
Фиолетовый цвет предпочитают высокодуховные люди. Они деликатны, обладают большой эмоциональностью и чувствительностью. Фиолетовый – цвет гармонично развитых людей.
Белый цвет – синтез всех цветов спектра. Сложно судить о характере любителя белого цвета, так как этот цвет притягивает всех без исключения людей.
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из этих контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единственен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Гёте, Бецольд, Шеврёль и Хёльцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов. Шеврёль посвятил огромный труд "симультанным контрастам". Однако наглядного и снабжённого соответствующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете. Всего существует семь типов цветовых контрастов:
1. Контраст цветовых сопоставлений
2. Контраст светлого и тёмного
3. Контраст холодного и тёплого
4. Контраст дополнительных цветов
5. Симультанный контраст
6. Контраст цветового насыщения
7. Контраст цветового распространения
Цвет можно эффективно использовать в отделке помещений для повышения работоспособности, создания условий для отдыха, улучшения настроения. Психологи советуют при выборе одежды, обустройстве квартиры, даже при покупке автомобиля ориентироваться не на сиюминутную моду, а на собственную интуицию. Слишком яркие, кричащие, далёкие от естественных красок цвета утомляют зрение и раздражают нервную систему. Мягкие тона успокаивают, помогают восстановить силы.
Специалисты утверждают, что, изменив окружающие Вас цвета, Вы можете существенно улучшить своё самочувствие и собственную жизнь. При обустройстве места, где Вы проводите больше всего времени, используйте стимулирующие тона. Иногда достаточно повесить картину или поставить небольшой красивый предмет дизайна интерьера, цветовое пятно которого позволит Вам зарядиться живительной энергией.
Профилактика нервного напряжения требует учёта характера воздействия цвета на человека.Оптимальным диапазоном цветов, наиболее благотворно влияющих на человека, являются зелёные, жёлто-зелёные и зелёно-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета (длины волны), необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая, пользуясь терминологией, "охранительное торможение".
Каждый цвет имеет свою энергетику, даже может изменять наше настроение и физиологические процессы, протекающие в организме. Существует направление нетрадиционного лечебного воздействия, называемое цвето- или хромотерапией, кстати, признаваемое и традиционной медициной. Так что оклеивая детскую весёленькими жёлтыми обоями, подумайте прежде о психологическом комфорте Вашего дитя.
Цветотерапия (хромотерапия) – относительно новая в современной медицине методика, использующая воздействие цветового спектра на психоэмоциональное и физическое состояние человека. В основе цветотерапии лежит аксиома, что каждый цвет имеет свою длину волны, несущую свою энергетику и оказывающую специфическое воздействие на организм, а свет в целом – совокупность синхронизированных электромагнитных колебаний разной частоты. То есть, свет и цвет - не что иное, как энергия. Было бы непростительно не воспользоваться таким подарком природы! Клинические испытания подтверждают благотворное воздействие цветовых потоков, в первую очередь, на нервную и гормональные системы, а также цветотерапия способствует решению целого ряда косметологических проблем. При помощи цветотерапии лечат также неврологические заболевания, бессонницу, гипертонию, язвенную болезнь.
Цветотерапия – это медицинское направление, использующее воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека, на его самочувствие. Например, существуют специальные виды цветных линз для очков, индивидуальный подбор и ношение которых оказывает благоприятное влияние на состояние психики. Цветом лечат бессонницу, гипертоническую, язвенную болезнь, многие неврологические заболевания.
Основы цветотерапии были заложены на Востоке (Индия, Китай) в IV-III тысячелетии до нашей эры. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся ученые прошлого, как Гиппократ, Парацельс. Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна завешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определённого цвета.
Более всего привлекал внимание врачевателей красный цвет. Его использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Под воздействием красного цвета скорость высыпаний увеличивалась, и, тем самым, ускорялось и облегчалось течение упомянутых детских инфекций.
Основой цветотерапии является ассоциативное восприятие цвета человеком: как генетически обусловленное (по типу безусловных рефлексов), так и приобретенное в процессе жизнедеятельности в виде условных рефлексов и психоэмоциональных ассоциаций. Например, красный обладает резко выраженным психостимулирующим эффектом, активизирует деятельность практически всех органов и систем организма. Эти реакции вполне закономерны, так как в процессе эволюции человека обилие красного цвета ему приходилось наблюдать при пожарах, извержениях вулканов, при особенно ярких закатах и восходах солнца – предвестниках резкого ухудшения погоды. Это – генетически детерминированная ассоциативная психоэмоциональная реакция, но могут наблюдаться и индивидуальные, порой парадоксальные реакции. Они зависят от личного опыта и закрепляются по типу условного рефлекса. Например, человек, подвергшийся нападению на зеленой лужайке, может на всю жизнь сохранить неприязнь к зелёному цвету.
В 1948 году швейцарский психолог Макс Люшер составил оригинальный цветовой тест. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков он выбрал восемь, которые оказывают наиболее выраженное воздействие на физиологические и психологические функции человеческого организма. Исследования, проведенные Люшером и другими учёными, доказали: цвета способны изменять параметры состояния человека, влиять на эмоционально-психическую сферу и самочувствие.
В основе хромотерапии лежат два способы воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу.
Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая, в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нервную систему. Нервный импульс достигает мозга, который выбрасывает в кровь определённые гормоны.
Свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несёт органам необходимую энергию, восстанавливая биоэнергетический уровень и активизируя фотохимический процесс. Усиление лечебного эффекта достигается за счёт цветности светового потока. В хромотерапии по принципу резонанса клетке навязывается здоровая вибрация. По своей природе нервная клетка способна усваивать и накапливать недостающие цвета и отталкивать цвета избыточные.
Как показывает практика, наибольший эффект хромотерапия оказывает в сочетании с гидромассажем. Вода усиливает воздействие светопотока на человеческий организм, делает его более интенсивным. Именно по этой причине методику взяли на вооружение практически все ведущие производители ванн и постоянно совершенствуют её. В принципе можно использовать все оттенки солнечного спектра, но в большинстве случаев для терапии выбирают основные цвета: красный, жёлтый и синий, а также смешанные тона – оранжевый, фиолетовый и зелёный. Белый и чёрныйцвета не используются, так как белый отражает свет, а чёрный поглощает все цветовые лучи.. С помощью специальной панели управления, которой оснащена каждая ванна с возможностями хромотерапии, Вы самостоятельно выбираете тот цвет (программу), который Вам в данный момент необходим.
Кроме того эффективно сочетание хромотерапии с музыкальной терапией, ароматерапией или талассотерапией. Комплексное воздействие позволяет не только в короткие сроки справиться с конкретной проблемой, но и восполнит запас жизненный энергии.
Несмотря на то, что хромотерапия осуществляется и в домашних условиях с помощью специальных приборов или систем и, строго говоря, не является лечебной процедурой, обратите внимание на некоторые рекомендации. Внимательно прочтите инструкцию: там даны рекомендации по оптимальной продолжительности процедур хромотерапии. Если Вы страдаете какими-либо системными заболеваниями, будет не лишним получить консультацию своего лечащего врача. Увеличивать время воздействия цвета не рекомендуется, особенно если Вы только начинаете постигать тайны цветотерапии.
Лучший навигатор – ориентир на свои ощущения. Если Вы чувствуете, что воздействие какого-либо цвета доставляет Вам дискомфорт (например, после проведения сеанса хромотерапии появляется усталость или головная боль), исключите данный цвет из процедур. Помните: в различных ситуациях цвета могут воздействовать по-разному. Это касается как физического самочувствия, так и эмоционального состояния.
Со временем, ориентируясь на свои ощущения, Вы постепенно научитесь проводить сеансы воздействия цветом так, чтобы они оказывали только благотворное влияние на организм, а Вы получали наслаждение и оздоравливающий эффект от минут, посвящённых хромотерапии.
Кроме специальных приборов для хромотерапии, в литературе существуют рекомендации по предельному упрощению процедуры, экономящему Ваши средства: использование обыкновенныхтонированных ламп накаливания или наложение на площадь, подвергаемую воздействию, специальной цветной плёнки – остаётся только направить на неё луч обыкновенного карманного фонаря. Ещё одно приятное и предельно простое средство – цветовая подкрашивающая добавка для ванны: кожа воспринимает через воду малейшие колебания цвета. Так же действует и одеждаразной цветовой гаммы.
Так же существует Арт-терапия, занятия которой несут свою определенную нагрузку на психику обратившегося с проблемой человека. Принято считать это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. Термин "арт-терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.
Задачи арт-терапии
· 1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
· 2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
· 3. Получить материал для психодиагностики.
· 4. Проработать подавленные мысли и чувства.
· 5. Установить контакт с клиентом.
· 6. Развить самоконтроль.
· 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
· 8. Развить творческие способности и повысить самооценку
Выражая накопившиеся переживания через творчество (рисунок, поделку, сказку), клиент сразу может почувствовать облегчение. Это первый шаг в арт-терапевтической сессии: выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа.
Шаг второй: клиент прямо на рисунке изменяет ситуацию таким образом, чтобы она стала приемлемой для него. Меняя рисунок, он одновременно меняет и свое внутреннее представление, образ мышления, старается увидеть травмирующую ситуацию с разных сторон, находит варианты выхода из нее. Важно, чтобы клиент сам нарисовал свою проблему и сам нашел решение, как лучше преобразовать рисунок (поделку), так как предложения терапевта или педагога могут ему не подойти.
Обратите внимание на своё состояние после утреннего пробуждения. Если Вы ощущаете разбитость и подавленность, выбирайте одежду радостных, светлых, тёплых оттенков. При избытке энергии подберите одежду успокаивающего зелёного или прохладного синего цвета.
Астральный план.
Черный цвет представляет собой злобу, ненависть, мстительность и другие подобные чувства. Светло-серый – эгоизм и центрирование на себе. Темно-серый – страх и ужас. Грязно-серый – меланхолия и подавленность. Грязно-зеленый – ревность. Если же к последней примешивается сильный гнев, то на зеленом фоне появляются красные вспышки. Черно-зеленый – низкий обман. Ярко-зеленый – терпимость к мнениям и верованиям других, умение легко приспосабливаться к изменяющимся условиям, такт, вежливость, житейская мудрость. Красный оттенка пламени, смешанного с дымом, - чувственность и животные страсти. Молниеподобные красные вспышки – гнев. Гнев в случае ненависти и злобы – красные вспышки на черном фоне, на фоне ревности – на зеленом поле. Гнев из-за негодования или при защите предполагаемого права – красные вспышки без цветного фона. Малиновый – любовь, причем оттенки цвета меняются соответственно свойствам страсти. Грубая чувственная любовь – темный, грязновато-багровый цвет; соединенная же с высшими чувствами любовь – светлые, привлекательные оттенки. Возвышенное чувство – ярко-розовый цвет. Красновато-коричневый – скупость и жадность. Оранжевый выражает силу интеллекта. Если интеллект довольствуется достижениями личного характера, явлениями низшего порядка, то появляется темно-желтый цвет, если интеллект нравственно возвышен, желтый цвет ярче и светлее, а великолепный золотистый – высокие умственные достижения, широкие блестящие способности. Темно-синий – религиозные мысли и эмоции. Но цвет этот меняется в яркости соответственно степени альтруизма. Оттенки и степени яркости – от индиго до ярко-лилового цвета, выражающего самые высокие религиозные переживания. Голубой, особенно яркого и светлого оттенка – духовность. Некоторые из высших степеней духовности, свойственной людям, выражаются голубым цветом с рассыпанными на нем светящимися блестящими точками, искрящимися и сверкающими подобно звездам в ясную зимнюю ночь.
Все эти цвета образуют бесконечные комбинации и соединения и проявляются в самых различных степенях яркости и силы.
Заключение
Таким образом, проанализировав литературу на тему цветопсихологии, становится понятным, как велико влияние цвета на жизнедеятельность человека, на его физическое и психическое состояние. При правильном использовании цветовых оттенков и сочетаний можно создать более благоприятные условия для работы и повысить производительность труда.
Огромное значение имеет влияние цвета в клинической практике. В последнее время становится все более популярным использование цветового воздействия в курсе лечения.Знания о влиянии цвета на человека очень важно для представителей многих профессий, так как оно поможет им правильнее скоординировать свою деятельность.
Цель и задачи, поставленные в начале нашей работы, раскрыты полностью. Данные исследования в области цвета и психики человека могут быть использованы и полезны при выборе интерьера, одежды. Зная любимый цвет собеседника, его предпочтения можно с уверенностью сказать о его настроении и о некоторых чертах его характера. Данные знания могут помочь человеку в жизни.Цвет воистину всемогущ. Он жизненно необходим каждому человеку, он близок самому важному, самому глубокому в наших душах. Данная работа может найти своё практическое применение не только в отраслях научной сферы, но и в повседневной жизни каждого человека. На мой взгляд работу по данной проблематике необходимо изучить учителям, врачам, работникам государственных структур, бизнесменам, а так же людям, которые хотят узнать о себе больше.
Список использованной литературы:
1.П.В.Яшин «Психосемантика цвета»
2.И.А. Огнев «Цветограмма личности»
3.Люшер«Цветовойтест»
4. Вундт В. Основы физиологической психологии.
5.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.
6. Хомская Е.Д. Нейропсихология.