Понятие о способностях. Виды и уровни способностей
Проблемой способностей занимались Б.М. Теплов, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин. Занимаются: В.А. Крутецкий, и др. Внесли свой вклад в изучение способностей Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев и др.
Теплов Б.М., считал, что в понятии «способность» всегда заключаются три признака: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих – понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
У Платонова К.К. другой подход к понятию способностей: «Способности – качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней».
По Шадрикову В.Д., «способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.), которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности, и качественном своеобразии выполнения деятельности». При этом каждая способность обуславливает выполнение многих видов деятельности, в том числе и впервые осваиваемых. Успешность любой деятельности основывается на сочетании ряда способностей, индивидуально своеобразном у каждого человека.
По Рубинштейну С.Л. «под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности».
Из вышеизложенных понятий о способностях с точки зрения различных авторов, можно сказать, что человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. Способности – прижизненное, а не врожденное образование.
Виды способностей.
Существуют различные точки зрения на вопрос о видах способностей.
Например, если взять точку зрения на этот вопрос Шадрикова В.Д, то у него понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, позволило ему сформировать гипотезу относительно проблемы общих и специальных способностей. Она заключается в том, что «человек от природы наделен общими способностями. Природа не могла позволить себе роскоши закладывать специальные способности для каждой деятельности. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Специальные способности есть общие способности, которые приобрели черты оперативности под влиянием требований деятельности».
Шадриков В.Д. отдельно выделяет духовные способности, под которыми понимает «единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, способностей человека как субъекта деятельности и отношений, а также нравственных качеств человека как личности. Духовные способности вырастают из общих способностей – это высшая стадия развития способностей».
Леонтьев А.Н. предлагает четко различать у человека два рода способностей: «во-первых, способности природные или естественные, в основе своей биологические; во-вторых, способности специфические человеческие, которые имеют общественно-историческое происхождение. Природные способности являются общими у человека и животных. Такого рода способности связаны с задатками, но не тождественны им. Природные способности это не сами задатки, а то, что формируется на их основе (например, образование условных связей). Специфические человеческие способности, представляют собой новообразования, формирующиеся в индивидуальном развитии, а не выявление и видоизменение того, что заложено наследственностью (например, способности речевые, музыкальные, конструкторские и т.п.).
С точки зрения Крутецкого В.А., отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного выполнения, овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, или как говорят ансамбль способностей. Крутецкий различает способности учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Резко обособлять учебные и творческие способности нет оснований: учебная деятельность включает в себя и элементы субъективного творчества. Также он различает умственные и специальные способности. Общие умственные – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. К ним относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенное внимание и др.
Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь определенной деятельности – музыкальной, математической, конструктивно-технической и т.д. Эти способности представляют собой единство отдельных частных способностей.
Платонов К.К. выделяет элементарные и сложные способности, которые в свою очередь, подразделяются на общие и частные.
Элементарными общими являются способности к отдельным свойствам форм отражения как элементарным, присущи всем индивидам, но не в равной мере психическим деятельностям. Например, способность суждения, воображения, эмоциональной памяти и т.д.
Элементарными частными способностями являются отдельные свойства (черты) личности, сформировавшиеся на основе индивидуально-своеобразного обобщения соответствующих психических процессов, как тоже элементарных, но уже не всем присущих психических видов деятельности. Например, выраженная сообразительность, доброта, смелость, эмоционально-моторная устойчивость и т.д.
Сложными общими являются способность к труду, к общению, речи, к обучению, к воспитанию, нравственные, правовые способности, свойственные, хотя и не в равной мере, всем людям.
Сложными частными (специальными) являются профессиональные и аналогичные им способности.