Роли преподавателя в игре

Игра в учебном процессе бросает своеобразный вызов не толь­ко слушателям, но и преподавателю. В ходе ее подготовки и про­ведения от педагога требуется немало собственных усилий, выво­дящих его за рамки привычного «учительского поведения». Прак­тика проведения игр показывает, что преподавателю приходится выступать в качестве исполнителя целого ряда ролей. По аналогии со спортивными играми М. В. Кларин приводит некоторые из них [38].

«Инструктор». Роль, исполняемая на подготовительной стадии игры. Цель — передача правил игры, прогнозирование послед­ствий игровых действий. Практика показывает, что инструктиро-

Роли преподавателя в игре - student2.ru Роли преподавателя в игре - student2.ru вание лучше свести к минимуму, поскольку многие правила по-настоящему уясняются слушателями лишь по ходу игры.

«Судья-рефери». Роль, исполняемая и на подготовительной ста­дии, и во время игры. Цель — поддержание хода игры через обес­печение соблюдения игровых правил. В некоторых случаях имеет смысл предусмотреть данную роль в сценарии игры: например, в игре «Собрание акционеров» отвести для преподавателя специ­альную роль «Защитника прав акционеров», которая позволит одновременно и контролировать ход игры, и руководить ею, не выходя за рамки «игрового пространства».

«Тренер». Роль, которую желательно исполнять на подготови­тельной стадии. Цель — тренировка игроков (вплоть до их «натас­кивания») на выполнение ролевых предписаний. Сюда относится как подготовка участников к решению содержательных задач, так и их игровой тренинг (не только индивидуальный, но и группо­вой или командный). По ходу игры желательно минимизировать подсказки «тренера» своим игрокам.

«Председатель-ведущий». Роль исполняется на основной и за­вершающей стадиях игры. Цель — обеспечение продуктивной меж­личностной и межгрупповой коммуникации в игровом коллекти­ве. Что же касается завершения игры, то преподавателю необхо­димо выступить своеобразным «фасилитатором» итогового груп­пового обсуждения. Он не предлагает свои выводы, не оценивает действия участников, а с помощью вопросов и использования определенной процедуры (например, обратная связь «по кругу» с ответом каждого на вопрос о самом ярком впечатлении от игры) побуждает участников поразмышлять о связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом.

Трудности, связанные с подготовкой, осуществлением и за­вершением игры, и способы их преодоления представлены в таб­лице 2.

№ п/п
Этапы игры

Таблица 2 Возможные затруднения при использовании игры в обучении [57]

Основные трудности
Подготовительная фаза

Роли преподавателя в игре - student2.ru Способ преодоления

Инструмен­тальный аспект
1. Разный уровень подготовленности участников к игре 2. Недостаточность информации о моде­ лируемой в игре си­ туации

Роли преподавателя в игре - student2.ru Роли преподавателя в игре - student2.ru Предварительная диа­гностика и доигровая подготовка участников

Предварительное изу­чение объекта, моде­лируемого в игре. Раз­работка схем анализа

Продолжение табл. 2

№ п/п Этапы игры Основные трудности Способ преодоления
  Подготовительная фаза  
      ситуации и способов
      экспликации ее элемен-
      тов участниками игры
  3. Определение основ- Выбор игровой фор-
    ного противоречия мы, разработка замыс-
    и механизма запуска ла игры, например,
    и поддержания игры путем задания типо-
      логии игровых кол-
      лективов. Выделение
      «критических точек»
      игры, формирование
      набора дополнитель-
      ных вводных
Эмоциональный 1. Высокая степень Предварительное зна-
  аспект неопределенности комство участников
    по поводу событий с программой и пра-
    предстоящей игры вилами игры
    у участников  
  2. Отсутствие инфор- Предварительная диа-
    мации о целях и цен- гностика участников
    ностях участников игры игры
Основная фаза
Инструмен- 1. Недостаточное Ясное описание исход-
  тальный включение участников ных условий, точная
  аспект в содержание игры формулировка задания,
      раздача исходных ма-
      териалов
  2. Недостаточная Совместный анализ
    проблемная и целевая моделируемой ситуации
    фокусировка участни- и определение пробле-
    ков игры мы, формулирование
      цели и задач
Эмоциональ- 1. Сложность самостоя- Проработка материалов
  ный аспект тельного принятия ре- индивидуально и в иг-
    шения и разработки ровых подгруппах
    предложений по его  
    реализации  




Роли преподавателя в игре - student2.ru Роли преподавателя в игре - student2.ru Роли преподавателя в игре - student2.ru Роли преподавателя в игре - student2.ru Продолжение табл.

№ п/п Этапы игры Основные трудности Способ преодоления
Основная фаза
  2. Недостаточное уме­ние презентовать результаты Отработка докладов в подгруппах
  3. Сложности с обоб­щением результатов Организация «рефлек­сивных пауз»
  4. Возникновение избыточного эмоцио­нального напряжения Создание группы психологической поддержки
  5. Трудности с уста­новлением порядка, обеспечивающего принятие и соблюде­ние участниками правил игры Формирование игро­вых коллективов (под­групп), распределение участников по ролям
  6. Затруднения при обозначении игрового пространства и времени Определение и подбор адекватной игровой фабулы
  7. Необходимость со­здания соревнователь­ной мотивации Внедрение в процесс игры «игровой валюты»
  8. Сложности с обес­печением групповой самоорганизации Создание из числа участников «группы наблюдателей»
  9. Недостаточное развитие у участников навыков коллективной деятельности Включение в игровое пространство таких процедур, как «мозго­вой штурм», групповая дискуссия, межгруп­повая сессия
  10. Возникновение межличностных кон­фликтов среди участ­ников игры В зависимости от при­чин использовать такие способы, как перераспределение ролей, перегруппи­ровка участников, создание «арбитраж­ного суда»

Окончание табл. 2

№ п/п Этапы игры Основные трудности Способ преодоления
Завершающая фаза
18 19 Инструмен­тальный аспект 1. Задержка с подведением итогов игры 2. Несогласие части участников с итогами игры Провести обсуждение результатов с фокуси­ровкой на анализе действий каждого из участников игры Рассмотреть содержа­тельные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры
Эмоциональ­ный аспект 1. Нежелание части участников выйти из игры 2. Эмоциональная подавленность ряда участников «Разорвать» игровой контекст средствами символического выхода из игровой ситуации. Обсудить на итоговом заседании перспективы будущих встреч Провести послеигровую консультацию с фоку­сировкой на анализе индивидуальной траек­тории движения участ­ника по ходу игры

Вопросы и задания

1. Перечислите возможности игры как метода обучения.

2. Охарактеризуйте основные виды обучающих игр.

3. Каков механизм проведения ролевой игры?

4. В чем отличие организационно-деятельностной игры от других ви­
дов? Охарактеризуйте основные этапы ОДИ.

5. С какими трудностями можно столкнуться при подготовке, прове­
дении и завершении обучающей игры? Каковы способы их преодоле­
ния?

6. Разработайте сценарий и игровой контекст деловой игры, отража­
ющей производственную ситуацию в вашей профессиональной деятель­
ности.



       
    Роли преподавателя в игре - student2.ru
 
  Роли преподавателя в игре - student2.ru

Глава 5

Наши рекомендации