Роли преподавателя в игре
Игра в учебном процессе бросает своеобразный вызов не только слушателям, но и преподавателю. В ходе ее подготовки и проведения от педагога требуется немало собственных усилий, выводящих его за рамки привычного «учительского поведения». Практика проведения игр показывает, что преподавателю приходится выступать в качестве исполнителя целого ряда ролей. По аналогии со спортивными играми М. В. Кларин приводит некоторые из них [38].
«Инструктор». Роль, исполняемая на подготовительной стадии игры. Цель — передача правил игры, прогнозирование последствий игровых действий. Практика показывает, что инструктиро-
вание лучше свести к минимуму, поскольку многие правила по-настоящему уясняются слушателями лишь по ходу игры.
«Судья-рефери». Роль, исполняемая и на подготовительной стадии, и во время игры. Цель — поддержание хода игры через обеспечение соблюдения игровых правил. В некоторых случаях имеет смысл предусмотреть данную роль в сценарии игры: например, в игре «Собрание акционеров» отвести для преподавателя специальную роль «Защитника прав акционеров», которая позволит одновременно и контролировать ход игры, и руководить ею, не выходя за рамки «игрового пространства».
«Тренер». Роль, которую желательно исполнять на подготовительной стадии. Цель — тренировка игроков (вплоть до их «натаскивания») на выполнение ролевых предписаний. Сюда относится как подготовка участников к решению содержательных задач, так и их игровой тренинг (не только индивидуальный, но и групповой или командный). По ходу игры желательно минимизировать подсказки «тренера» своим игрокам.
«Председатель-ведущий». Роль исполняется на основной и завершающей стадиях игры. Цель — обеспечение продуктивной межличностной и межгрупповой коммуникации в игровом коллективе. Что же касается завершения игры, то преподавателю необходимо выступить своеобразным «фасилитатором» итогового группового обсуждения. Он не предлагает свои выводы, не оценивает действия участников, а с помощью вопросов и использования определенной процедуры (например, обратная связь «по кругу» с ответом каждого на вопрос о самом ярком впечатлении от игры) побуждает участников поразмышлять о связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом.
Трудности, связанные с подготовкой, осуществлением и завершением игры, и способы их преодоления представлены в таблице 2.
№ п/п |
Этапы игры |
Таблица 2 Возможные затруднения при использовании игры в обучении [57]
Основные трудности |
Подготовительная фаза |
Способ преодоления
Инструментальный аспект |
1. Разный уровень подготовленности участников к игре 2. Недостаточность информации о моде лируемой в игре си туации |
Предварительная диагностика и доигровая подготовка участников
Предварительное изучение объекта, моделируемого в игре. Разработка схем анализа
Продолжение табл. 2
№ п/п | Этапы игры | Основные трудности | Способ преодоления |
Подготовительная фаза | |||
ситуации и способов | |||
экспликации ее элемен- | |||
тов участниками игры | |||
3. Определение основ- | Выбор игровой фор- | ||
ного противоречия | мы, разработка замыс- | ||
и механизма запуска | ла игры, например, | ||
и поддержания игры | путем задания типо- | ||
логии игровых кол- | |||
лективов. Выделение | |||
«критических точек» | |||
игры, формирование | |||
набора дополнитель- | |||
ных вводных | |||
Эмоциональный | 1. Высокая степень | Предварительное зна- | |
аспект | неопределенности | комство участников | |
по поводу событий | с программой и пра- | ||
предстоящей игры | вилами игры | ||
у участников | |||
2. Отсутствие инфор- | Предварительная диа- | ||
мации о целях и цен- | гностика участников | ||
ностях участников игры | игры | ||
Основная фаза | |||
Инструмен- | 1. Недостаточное | Ясное описание исход- | |
тальный | включение участников | ных условий, точная | |
аспект | в содержание игры | формулировка задания, | |
раздача исходных ма- | |||
териалов | |||
2. Недостаточная | Совместный анализ | ||
проблемная и целевая | моделируемой ситуации | ||
фокусировка участни- | и определение пробле- | ||
ков игры | мы, формулирование | ||
цели и задач | |||
Эмоциональ- | 1. Сложность самостоя- | Проработка материалов | |
ный аспект | тельного принятия ре- | индивидуально и в иг- | |
шения и разработки | ровых подгруппах | ||
предложений по его | |||
реализации |
Продолжение табл.
№ п/п | Этапы игры | Основные трудности | Способ преодоления |
Основная фаза | |||
2. Недостаточное умение презентовать результаты | Отработка докладов в подгруппах | ||
3. Сложности с обобщением результатов | Организация «рефлексивных пауз» | ||
4. Возникновение избыточного эмоционального напряжения | Создание группы психологической поддержки | ||
5. Трудности с установлением порядка, обеспечивающего принятие и соблюдение участниками правил игры | Формирование игровых коллективов (подгрупп), распределение участников по ролям | ||
6. Затруднения при обозначении игрового пространства и времени | Определение и подбор адекватной игровой фабулы | ||
7. Необходимость создания соревновательной мотивации | Внедрение в процесс игры «игровой валюты» | ||
8. Сложности с обеспечением групповой самоорганизации | Создание из числа участников «группы наблюдателей» | ||
9. Недостаточное развитие у участников навыков коллективной деятельности | Включение в игровое пространство таких процедур, как «мозговой штурм», групповая дискуссия, межгрупповая сессия | ||
10. Возникновение межличностных конфликтов среди участников игры | В зависимости от причин использовать такие способы, как перераспределение ролей, перегруппировка участников, создание «арбитражного суда» |
Окончание табл. 2
№ п/п | Этапы игры | Основные трудности | Способ преодоления |
Завершающая фаза | |||
18 19 | Инструментальный аспект | 1. Задержка с подведением итогов игры 2. Несогласие части участников с итогами игры | Провести обсуждение результатов с фокусировкой на анализе действий каждого из участников игры Рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры |
Эмоциональный аспект | 1. Нежелание части участников выйти из игры 2. Эмоциональная подавленность ряда участников | «Разорвать» игровой контекст средствами символического выхода из игровой ситуации. Обсудить на итоговом заседании перспективы будущих встреч Провести послеигровую консультацию с фокусировкой на анализе индивидуальной траектории движения участника по ходу игры |
Вопросы и задания
1. Перечислите возможности игры как метода обучения.
2. Охарактеризуйте основные виды обучающих игр.
3. Каков механизм проведения ролевой игры?
4. В чем отличие организационно-деятельностной игры от других ви
дов? Охарактеризуйте основные этапы ОДИ.
5. С какими трудностями можно столкнуться при подготовке, прове
дении и завершении обучающей игры? Каковы способы их преодоле
ния?
6. Разработайте сценарий и игровой контекст деловой игры, отража
ющей производственную ситуацию в вашей профессиональной деятель
ности.
Глава 5