ГРУППА — КОЛЛЕКТИВ — КОМАНДА. МОДЕЛИ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ
На протяжении всей жизни человек проходит через множество объединений и сообществ. Многие личностные проблемы связаны с групповым членством, кроме того, часто перед людьми встают вопросы, требующие обращения к анализу деятельности группы как целого. Однако в разные периоды истории изменялись сами группы, иной становилась их роль и в жизни общества в целом, и в жизнедеятельности отдельного человека.
Наиболее традиционный объект интереса социальной психологии в XX в. — малая группа. С одной стороны, эта традиционность подразумевает наибольшую разработанность проблематики, с другой, она, казалось бы, не способствует постановке в стабильной и устоявшейся области проблемы инновационности. Однако в реальности положение складывается иначе. Область исследований малой группы довольно динамично функционирует, что обусловлено, во-первых, развитием содержания самой этой сферы, во-вторых, тем фактом, что психология малой группы теснейшим образом связана с исследованиями многих социально-психологических проблем, где малая группа выступает одной из переменных (зависимой или независимой). И наконец, еше один фактор динамизма психологии малой группы следует искать в области социальной практики, в тех социальных изменениях, в которых реально существуют и функционируют малые группы.
Для анализа динамики исследований малой группы наиболее показательной, скорее всего, является область изучения группового развития. В данной проблематике отразились как наиболее важные тенденции, имевшие место в изучении психологии малой группы, так и некоторые новые подходы.
Проблема развития группы — одна из наиболее важных и в то же время наиболее сложных и запутанных в социальной психологии. Действительно, именно здесь наиболее плотно переплелись интересы чисто научного исследования и интересы идеологические. Описание нередко сплавлено с оценкой, а дескриптивный подход интерферирует с конструктивистским и, в конечном итоге, растворяется в последнем.
Принято считать, что здесь, как и почти во всех областях социальной психологии, все началось с исследований К. Левина. И действительно, для этого есть серьезные основания. Во-первых, Левин с самого начала своей научной деятельности весьма серьезно относился к проблеме развития [Левин, 2001]. Еще в первый, германский, период своей научной деятельности он создал, может быть, самую сложную и проработанную для своего времени концепцию психологического развития, которая была настолько дифференцированной и разветвленной, имела массу критериев оценки развития, что это не давало возможности использовать ее в конкретных исследованиях. Тем удивительнее простота предложенной модели, в которой Левин выделил три стадии развития группы, обозначив их такими понятиями, как размораживание, изменение и замораживание [Левин, 2001]. Эта первая модель развития (рис.1) явилась не следствием обобщения данных, полученных в результате наблюдений за жизнью многочисленных групп, а возникла как интерпретация сравнительно немногочисленных «исследований в действии» («action research»). В этой модели скрыто указание на то, что нечего пытаться изменить что-либо в жизни группы без специальной подготовки по выведению группы из привычного для нее состояния. Кроме того, присутствует предписание для осуществления специальных действий с целью сохранения полученных изменений. Еще одной, более формальной характеристикой данной модели является то, что она принадлежит к так называемым циклическим моделям, в которых, в отличие от финитных, не фиксировано конечное состояние системы в виде высшей и последней стадий ее развития.
В других подходах к анализу группового развития доминируют описательные и линейные модели, примером которых может служить
модель развития тренинговой группы, предложенная В. Беннисом и Г. Шеппардом [Андреева, Богомолова, Петровская, 2001]. Обобщая собственные наблюдения за ходом развития внутригруппового взаимодействия групп тренинга и сопоставив их с наблюдениями, сделанными другими тренерами, они предложили довольно сложную модель, описывающую изменения, которые претерпевает группа в процессе своего движения от самых первых встреч до завершения тренинга. Весь процесс описывается как состоящий из двух фаз. На первой из них решается проблема власти и зависимости, на второй — проблема симпатий и антипатий. Каждая из этих больших фаз подразделяется на три субфазы, на которых разрешение основных проблем имеет свои специфические характеристики.
Столь же дескриптивной и фиксирующей конечное состояние развития группы выглядит и более поздняя, базирующаяся на анализе развития групп разного вида (терапевтических, тренинговых, профессиональных) двумерная модель Б. Такмена [Кричевский, Дубовская 2002]. Согласно Такмену, развитие группы происходит в двух сферах — межличностной сфере и сфере деловой активности. Развитие по каждому из этих направлений имеет свои закономерности, описываемые как смена разных фаз в фиксированной последовательности. Движение по каждому из этих направлений имеет свой закономерный финал — фазу «функционально-ролевой соотнесенности» в сфере межличностного взаимодействия и фазу «принятия решения» в сфере деловой активности. В случае временных групп этот финал является окончательным, но, по-видимому, не исключается возможность нового старта, хотя с иных исходных позиций.
Попытка трансформации модели Такмена была осуществлена сразу несколькими исследователями. Наиболее известная из них принадлежит М. И. Келли, который описывает развитие группы с помощью пяти стадий: 1) стадии первоначальной ориентации; 2) стадии конфликта, конфузии и сопротивления; 3)стадии консолидации вокруг задачи; 4) стадии командной работы и решения задачи; 5) стадии перехода к решению другой задачи. Автор считает, что на пятой стадии развития группы обычно происходит регресс к более ранней стадии: члены группы могут постоянно приходить и уходить, может появиться новая задача или цель и, наконец, группа может просто распасться [Kelly, 1991]. При той же концептуальной схеме ограничиваются иногда описанием четырех стадий развития группы: 1) «старт»: оптимизм, определение миссии, границ, ролей; 2) «вход в круговорот»: стресс в отношении ролей, внутренний конфликт; 3) «выход на курс»: принятие различий, сильная преданность группе; 4) «полный ход вперед»: совершенствование системы, большие перспективы, помощь другим командам [Wellins, Byham, Wilson 1991].
Не менее популярными являются и одномерные подходы к развитию группы. В них развитие группы рассматривается в логике качественных изменений в одной какой-то сфере групповых отношений (при этом не отрицается наличие другой). Наиболее многочисленными среди одномерных моделей развития малой группы являются модели, отражающие инструментальную динамику развития. Так, например, согласно Р. Хоффману и Р. Стейну, развертывание группового решения проблем можно представить в виде пошаговой схемы, состоящей из пяти стадий: 1) определение проблемы и постановка целей; 2) спецификация барьеров, которые предстоит преодолеть; 3) генерирование альтернативных решений; 4) оценка решений; 5) адаптация принятого решения [Hoffman, Stein, 1983]. В качестве модели, отражающей собственно эмоциональную динамику развития группы, Е. М. Дубовская и Р. Л. Кричевский приводят модель И. П. Волкова, где он выделяет следующие четыре фазы: 1) фазу первичного восприятия и опознания; 2) фазу сближения, направленную на формирование оценки и самооценки, актуализацию установки на совместное действие; 3) фазу совместного действия, ведущую к принятию межличностных ролей и к определению статуса в общении; 4) фазу сцепления, характеризующуюся формированием норм общения и включением механизмов взаимовлияния [Кричевский, Дубовская 2001].
Весьма интересной представляется модель группового развития, разработанная известным американским семейным терапевтом В. Сатир. Предложенная первоначально для анализа процессов развития семьи эта модель в дальнейшем стала с успехом применяться при диагностике стадий организационного развития и даже для интерпретации хода изменений, происходящих в таких крупных сообществах, как государства. Согласно Сатир, процесс закономерно проходит следующие пять фаз (рис. 2):
1. СТАТУС КВО — состояние дел характеризуется постоянством и устойчивостью; преобладающими чувствами членов организации являются «уверенность в завтрашнем дне» и скука.
2. ВТОРЖЕНИЕ ИНОРОДНЫХ АГЕНТОВ, когда в группе начинает ощущаться необходимость изменений; в то же время отчетливо проявляется стремление вести себя так, как будто ничего не происходит; превалирующие чувства — настороженность и беспокойство.
3. ХАОС — система воспринимается как находящаяся в состоянии полного развала. В начале этой фазы преобладают сожаления по «добрым старым временам», но постепенно эти чувства сменяются ощущением растерянности и, вместе с тем, готовностью принять неизбежное.
4. ИНТЕГРАЦИЯ НОВОГО, когда происходит становление новых структур, складываются новые формы взаимодействия, приобретаются необходимые в изменившихся условиях знания и умения. Происходит движение к более функциональным отношениям внутри организации, устанавливаются более эффективные связи с внешним миром, появляется надежда.
5. ПРАКТИКА — новое проходит обкатку и начинает приносить плоды; состояние дел приобретает устойчивость и постепенно проявляется комплекс черт, характерных для первой фазы, поначалу царит всеобщий энтузиазм, а затем появляется скука. И группа готова к повторению цикла.
В чем-то сходную и в то же время имеющую явные отличия концепцию группового развития можно увидеть на примере модели куль-турантрополога М. С. Пека, выделяющего четыре стадии (рис. 3):
1. Псевдосообщество. На этой стадии группа делает вид, что она уже является сообществом. Члены группы как бы исходят из предположения, что между ними нет различий. Сложившийся порядок принятия решений и природа взаимоотношений не ставятся под сомнение.
2. Хаос. Потеря чувства контроля над ситуацией и ощущения порядка при обнаружении глубинных различий между индивидами. Группа пытается сгладить различия между индивидами, делаются попытки изменить друг друга. Постоянно следуют уверения в том, что в прошлом все было сделано со знанием дела.
3. Опустошенность. Потерпев неудачу в попытках организовать построение сообщества, группа вступает в истинный хаос; неопределенность и двусмысленность сменяют чувство контроля за ситуацией. Группа, деморализованная личностными отказами, барьерами и временными ограничениями, начинает заниматься самоанализом. Именно здесь члены группы начинают по-настоящему прислушиваться друг к другу и вырабатывать процедуры совместного принятия решений.
4. Сообщество. Освободившись от прежних ментальных моделей, группа становится способной к аутентичной коммуникации. Индивидуальные различия приветствуются. Становится очевидным, что объединение обусловлено несходствами. В этом освобожденном пространстве возникает креативность. Группа как целое со-творчески принимает решения и обучается как целое и творит как единое [Peck, 1993].
Несмотря на очевидное содержательное сходство двух приведенных выше описаний, налицо явные различия. Во-первых, модель В. Сатир относится к циклическим моделям. Группа, решившая очередную проблему, может столкнуться с какой-то другой, и весь цикл вновь будет повторен. У М. С. Пека развитие имеет свое начало и свой конец. Но этим список различий не исчерпывается. У Сатир группа вынуждена реагировать на события, порождаемые окружающим миром. Знаменательно название одной из фаз — вторжение инородного агента, хотя характер «инородности» весьма различен. (Событием, требующим реагирования, может оказаться, например, рождение собственного ребенка.) Суть же в том, что жить так, как было раньше, до вторжения инородного агента, становится невозможным, и необходимо перестраивать, изменять сложившийся образ жизни. Вместе с тем исходный пункт — статус-кво — не требует каких-либо изменений, на этой фазе состояние дел вполне удовлетворительное, и только какие-то события заставляют ситуацию изменяться.
Принципиально по-другому строится модель Пека. Здесь уже первая фаза принципиально ущербна, недостаточна, несовершенна и неустойчива. Причина развития состоит не в появлении каких-либо
событий, требующих ответной реакции, а в самом сложившемся положении дел. Иначе говоря, модель Сатир относится к классу реактивных моделей, т.е. описывает процессы, порождаемые извне сложившейся и эффективно функционирующей системой. Модель Пека относится к разряду эмерджентных моделей, в которых изменения рассматриваются как порождения самой системы.
Можно зафиксировать не менее важные отличия в описаниях финальных состояний, предложенных в различных моделях, а также несходство в эмоционально-оценочной стороне этих описаний. Замороженное состояние системы у К. Левина, хотя и новое, но столь же скучное статус-кво у В. Сатир резко контрастируют с описаниями финальных фаз в моделях В. Бениса и Г. Шеппарда или модели М. С. Пека, где ситуация выглядит изумительно радостной и красивой.
Выбор типа модели — циклической или линейной (ступенчатой) — вовсе не является исключительно делом авторского произвола, скорее, его можно считать отражением контекста создания модели — материалом, теми или иными особенностями групп, ход развития которых описывается моделями. Так, идея цикличности доминирует в моделях, созданных в результате работы с перманентными и в то же время быстро меняющимися группами, такими, как семья или потребительское сообщество. Линейные модели в момент своего создания предназначались для временных и даже кратковременных групп — терапевтических, группы тренинга, временных рабочих групп. Особый случай — модель Пека, где референтом модели является территориальное сообщество и модель описывает разовый процесс перехода сообщества из одного весьма устойчивого состояния в другое, не менее устойчивое. Такие переходы могут происходить лишь один раз (да и то не всегда) на протяжении жизни поколения и не нуждаются в идее цикличности при их моделировании.
Еще один вывод, который напрашивается из сопоставления вышеописанных моделей: у них имеются различия в степени описателъ-ности и предписательности. Большинство моделей выглядят как описательные (очевидным исключением является лишь модель К. Левина), что не означает отрицания методологии конструкционизма. В рассмотренных моделях развития вовсе не предполагается, что стоит только задать необходимые условия (например, гетерогенность группы и соблюдение некоторых правил), как процессы пойдут так, как будто включаются определенные механизмы или закономерности, которые сродни естественноисторическим законам (физическим, химическим или биологическим). Нет, группа не лишается возможности создавать или конструировать свою групповую реальность, просто демиургом при этом признается сама группа, а не некая внешняя сила. Внешние же источники рассматриваются либо лишь в качестве запус-
кающих или провоцирующих событий (как в модели Сатир), либо они не рассматриваются вовсе и, следовательно, не включаются в состав модели.
Для всех линейных моделей (а они являются преобладающими по численности) весьма важным компонентом является представление о финальном или заключительном аккорде — образ конечного итога развития группы. У Пека — это истинное сообщество, у Бениса и Шеппарда — это стадия понимания и принятия реальности, у Такие -на — стадии функционально-ролевой соотнесенности и принятия решения. Таким образом, попытки построения теорий развития группы, ориентированных на достижения некоторого желательного конечного состояния, являются вполне естественными.
Особое место среди теорий группового развития занимают теории формирования коллектива и теории командообразования. Категория «коллектив» стала знаковой для советской социальной психологии, отражая и содержательные, и политические тенденции той исторической эпохи, в то время как термин «команда» несет в себе отпечаток особенностей современного общества и соответствующего подхода к психологическим особенностям группового субъекта.
Именно на представлениях о группах высокого уровня развития, т.е. на представлениях о наиболее «желательном конечном результате развития», отразились особенности конкретной социальной ситуации. Переход отечественной психологии на марксистскую философскую базу потребовал от гуманитарных наук соответствия ценностным представлениям официальной идеологии. И с самого начала понятие «коллектив» приобрело оценочный аспект. Позитивная тональность звучания этого слова была задана текстами Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Пожалуй, в 20—30-е годы только в работах В. М. Бехтерева термин «коллектив» использовался, во многом, как синоним понятия «группа» [Бехтерев, 1921]
Начало интенсивной разработки проблематики коллектива и кол-лективообразования относится к началу 60-х годов [Платонов, 1975; Шорохова, 1974], а пик активности приходится на конец 70-х — начало 80-х годов [Уманский, 1980; Петровский, 1979]. При заметных отличиях в нюансировках можно выделить общую составляющую всех названных разработок: коллектив — это не просто социальная группа, это высокоразвитая группа, отличительными признаками которой являются совместная деятельность и общая направленность на социально значимые цели. Иногда к этому добавлялась такая характеристика, как создание условий для всестороннего развития личности, высокая сплоченность и особые гармоничные отношения между членами коллектива.
Определяющими характеристиками признавались две первые, остальные, по умолчанию, считались производными от основных. Высокая сплоченность и теплые отношения могли встречаться и в других типах групп, таких как семья или религиозная община. Поэтому подчеркивалось именно главенство таких характеристик, как вынесен-ность целей вовне и их общественная значимость [Платонов, 1975]. Иными словами, категория коллектива появляется в советской психологии для решения нескольких проблем одновременно: содержательных и идеологических.
Наиболее известной и проработанной концепцией коллектива являлась стратометрическая концепция групповой активности, разработанная А. В. Петровским и его школой, впоследствии получившая название «теория деятельностного опосредования групповых процессов». В рамках этой концепции была предложена схема, обозначенная как графическая модель группового развития, соотносящая разные типы групп с эталонным их состоянием, которым считался коллектив (рис. 4). Данную схему можно рассматривать как двухфакторную или двумерную, хотя ее авторы предпочитают говорить о ней как о трех-векторной. Один из векторов (вектор С) обозначает степень опосредования межличностных отношений, а два других — отношение к общественному прогрессу (цель которого, по Петровскому, — по-
строение коммунизма). При этом один вектор (А) указывает на соответствие направленности группы общественному прогрессу, а другой (В) задает направление, препятствующее общественному развитию [Психологическая теория коллектива, 1979. С. 204-205].
Эту модель можно было бы отнести к классу дескриптивных, так как она позволяет описывать различные траектории движения группы в широком диапазоне направлений. Но более правильным будет отнести ее к прогностическим моделям в связи с тем, что на ее основе можно предсказать, какими характеристиками будет обладать группа, если ее развитие будет происходить в тех или иных условиях. Так, если известно, что группа будет заниматься социально значимой совместной деятельностью, а ее члены будут разделять позитивные ценности, то группа превратится в коллектив. При других условиях возможными станут иные пути развития. Эти соображения позволяют предполагать наличие элементов конструкционизма в стратометрической концепции.
То, что участие в совместной деятельности ведет к развитию групповой сплоченности, было фактически доказано М. Шерифом в его классических полевых экспериментах в бойскаутском лагере. Так что не это положение является главным достижением концепции коллектива, хотя справедливости ради стоит отметить, что в эмпирических исследованиях этого направления данные идеи приобрели значительно большую конкретность и определенность. Поэтому мы все-таки выделим в качестве первой инновации психологической теории коллектива тезис о деятельностном опосредовании межличностных отношений, а в качестве второй — выдвижение идеи о ценностной природе групповой сплоченности, что связано с разработкой понятия ценностно-ориентационного единства.
Первый тезис противоречил принятой большинством авторов, занимающихся проблемой развития группы, идее о принципиальной самостоятельности эмоциональной и инструментальной сфер групповой жизни, хотя жесткое их разведение не было установлено и в большинстве общепринятых моделей. Положение о группообразующей функции совместной деятельности позволяет наметить направление дальнейшего продвижения в области изучения психологического содержания процесса группового развития. Именно в этом направлении разворачивались исследования специфических особенностей коллективного (в отличие от группового) субъекта деятельности и выделение особенностей собственно совместной деятельности [Донцов, Ду-бовская, Улановская, 1998]. Уместно заметить, что именно линия анализа роли совместной деятельности в развитии группы представляется на современном этапе наиболее перспективной при изучении этого процесса. Сама по себе категория «совместность» остается пока мало разработанной, не разведены такие понятия, как совместность объек-
тивная (когда цель не может быть достигнута индивидуальным субъектом «по определению») и совместность субъективная, т.е. связанная с восприятием каждым членом группы своей активности как элемента более сложной системы — совместной деятельности группы. Не выяснен и вопрос о соотношении внешних социальных целей, заданных группе извне, и собственно групповых целей, которые могут формироваться только в процессе группового функционирования.
Второй тезис о фундаментальности такой характеристики коллектива, какой является ценностно-ориентационное единство, будучи одним из основных, остается наиболее спорным в стратометрической концепции. Именно он «операционализировал» основное идеологическое содержание такого феномена, как коллектив, поскольку речь всегда шла об определенных ценностях, а единство должно было быть полным. Понятие ценностно-ориентационного единства было выдвинуто для уточнения такой характеристики группы, как групповая сплоченность. Представление о наличии в коллективе ценностно-ориентационного единства служило не только в качестве содержательного наполнения достаточно формального понятия сплоченности, но и давало возможность с высокой степенью определенности операционализировать это понятие, а следовательно, и проводить конкретные эмпирические и экспериментальные исследования для проверки разнообразных гипотез.
Подводя некоторый итог, можно сказать, что концепции коллектива были как бы двойным зеркалом своего времени. С одной стороны, они пытались, отвечая на политический заказ, построить систему представлений о «хорошей группе» — коллективе, — которая соответствует целям и ценностям социалистического общества, с другой — они отражали содержательную психологическую составляющую процесса группового развития, рассматривая совместную деятельность как важнейшую детерминанту внутригрупповых процессов. Вероятно, такая ситуация становится возможной еще и благодаря сверхценному отношению к результату психологического развития группы.
Другим примером идеологизации групп высокого уровня развития представляется нам психология командообразования, получившая развитие в нашем обществе в период его радикальной трансформации.
Само слово «команда» может нести различную смысловую нагрузку. Можно выделить, по крайней мере, три его значения — метафорическое (эвристическое), идеологическое (оценочное) и научное (дескриптивное).
Метафорические выражения нередко используются для характеристик разнообразных групп и организаций. Иногда организации (группы) сравниваются с оркестрами, где «партия» одного «музыканта» 106
сливается с «партией» другого. Есть традиция подхода к организации (группе) как к семье, особенно в психотерапии, используются метафоры и при других описаниях организаций («организация как машина», «организация как организм»). При описании группы также очень часто можно встретить «животные» метафоры. Например, высокоорганизованную группу (команду) часто сравнивают со стаей гусей, летящих буквой «V», поскольку в стае есть определенное направление движения, существует очередность выполнения самой тяжелой работы для всей стаи, распределение ролей (лететь впереди), функция поощрения криками, взаимопомощь и пр. Пожалуй, «группа как команда» — самая емкая и плодотворная метафора, отличающаяся явно выраженным спортивным налетом. Основная идея этой метафоры заключается в том, что группа становится настоящей командой только тогда, когда все ее члены начинают «играть» на команду, а не на «болельщиков» или «членов жюри».
Нередко слово «команда» употребляется в качестве оценочного понятия, т.е. «команда» — это хорошо, а «не команда» — плохо. За таким словоупотреблением закреплены не только оценочные, но и идеологические функции, аналогичные тем, которые в советской социальной психологии приписывались понятию «коллектив», когда образование коллективов представлялось идеальным средством формирования единого идеологического пространства бывшего Советского Союза, соответственно в современном мире столь же оправданно употребление термина «команда». Многие западные ученые считают, что «установка современного менеджмента основана на доминировании идеологии командной работы... Гегемония этой идеологии поддерживается исследователями, которые полагают, что «команда» — это оптимальное решение неразрешимых проблем организационной жизни» [Sinclair, 1992. Р. 611-612].
В качестве дескриптивного понятия слово «команда» используется для описания особого вида целевых организованных групп. Обычно вкачестве наиболее значимой характеристики команды отмечается общее видение [Block, 1987; Dyer, 1987; Parker, 1990 и др.]. Выработка общего видения позволяет снять явные и потенциальные противоречия между членами команды за счет объективации позиций каждого из них в отношении вопросов, связанных с функционированием команды. Кроме этого, указываются такие качества команды, как взаимодополнение членами команды друг друга по функциям и распределение ролей [Kilmann, Kilmann, 1989; Belbin, 1993]. Сказанное относится в первую очередь к способам позиционирования команды в целом и отдельных ее членов в частности. Более того, в ходе позиционирования ответственность в команде распределяется так, чтобы каждый ее член в любой момент мог заменить любого из своих коллег [Orsburn,
Moran, Musselwhite, Zenger, 1990]. Следовательно, в команде в процессе позиционирования ее членов происходит гибкое распределение и перераспределение ответственности. Возможно, с этим обстоятельством связана еще одна важная характеристика команды — способность быстро реагировать на изменения [Constantine L., 1991; и др. ]. Таким образом, командное поведение отличается от всех других форм группового поведения большей гибкостью, адаптивностью и стремлением к инновациям.
По-видимому, существуют и другие характеристики команды, которые требуют специального, более подробного рассмотрения и анализа. Тем не менее представляется возможным дать определение понятию «команда»: команда — это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.
Применительно к команде в современной социальной психологии также специально разрабатывается идея ее развития. Среди концепций, предназначенных для оценки уровня развития команды, любопытной выглядит модель Дж. Фолсома [Безрукова, Жуков, Блинова, Лямин, 2001]. Она основана на комбинации двух зон: мотивации и поведения. Для описания определенного уровня развития команды используются метафоры типа «Одинокий Рэйнджер», «Отличная Настройка» и т.д. Задача каждого участника команды — отметить, какой метафоре соответствует его команда. Очевидна перекличка данного решения с подходом А. Н. Лутошкина, который предлагает пять этапов развития группы: от «песчаной россыпи» до «алого паруса» [Лу-тошкин, 1988].
Нередко для анализа уровня командного взаимодействия привлекается известная схема Р. Блейка и Дж. Моутона [Blake, Mouton, 1964] (рис. 5) Пользуясь этой моделью, любую команду можно оценить (в диапазоне от 1 до 9) в соответствии с выраженностью двух измерений: первое относится к продукции, а второе — к людям. В связи с этим различают пять типов команд:
1. Командный менеджмент (9, 9) — обязательства членов команды, взаимозависимость за счет общего участия в организационных целях.
2. Сбалансированный менеджмент (5, 5) — сбалансированное выполнение работы и моральное удовлетворение членов команды.
3. Менеджмент заданий (9, 1)— эффективность обеспечивается за
счет сведения до минимума участия всех людей в работе.
4. Загородный клуб (1, 9) — внимание к потребности людей в общении приводит к образованию комфортной, дружеской атмосферы.
5. Минимальный менеджмент (1, 1) — минимальные усилия для выполнения требуемой работы, но приемлемые для сохранения организации. Наиболее эффективная команда характеризуется комбинацией высокого отношения продукции и высокого отношения к людям.
Командная работа может быть описана в соответствии с известной схемой «экспериенциального обучения» (обучения, основанного на опыте), связанной с идеями К. Левина и Дж. Дьюи. Группа планирует свои действия, осуществляет их, отслеживает результаты и следствия, проводит рефлексивный анализ, а затем планирует дальнейшие шаги [Kolb, 1984]. Эффективность команды в этом случае во многом зависит от умения индивидов «вписать» свои действия в стратегию группы. Согласованность действий возможна только на основе достаточно четкой и устойчивой картины представлений индивидов о команде в целом и о каждом ее участнике в частности. Существует зависимость эффективности групповой деятельности от степени соглашения (обязательства) членов команды относительно групповых задач. Таким образом, очевидно, что именно выработка общего видения си-
туации в команде, командной задачи, а также членов команды выступает фактором эффективности и продуктивности команды.
На этом основании может быть описан комплексный подход к ко-мандообразованию, направленный на формирование общего видения и оптимального позиционирования в команде. Концепция общего виденияоснована на идее о том, что коммуникация представлений участников о команде в целом и о ее конкретных членах в частности позволяет определить точки соприкосновения и достигнуть согласия в важных вопросах командного функционирования. Кроме этого, эффективно используются дополнительные ресурсы (в том числе информационные и аналитические возможности участников), необходимые при принятии решения и разрешении проблем.
Другим ключевым положением разработанного подхода является выработка в процессе реализации командообразования наиболее эффективного способа позиционирования команды в целом и отдельных ее членов в частности. Под позиционированием понимается некоторая система распределения ответственности в команде, функционирующая в каждый конкретный период в зависимости от изменения рабочей ситуации. Реализация позиционирования осуществляется на четырех уровнях. Прежде всего определяются и распределяются основные функциональные позиции членов команды, обеспечивающие непосредственное решение задачи и зависящие от уровня профессиональных знаний, навыков и опыта. В результате распределения командных ролей, от которых зависит способность людей работать в команде и которые играют роль катализатора командной работы, достигаются взаимодополняемость и совместимость членов команды. Основным моментом позиционирования являются решение вопросов распределения обязанностей и полномочий и принятие ответственности как со стороны всей команды, так и со стороны отдельных ее участников. И, наконец, порядок согласования и действий, передачи и снятия ответственности в команде с учетом различных рабочих ситуаций повышает гибкость и эффективность всей системы в целом.
Резюмируя суть данного подхода, отметим, что согласованность общего видения определяет стратегическую сторону командной работы, позволяет организовать общее информационное поле, задать правила игры, выработать единые для всех командные цели, согласованные с индивидуальными целями каждого члена команды, нивелировать противоречия между участниками (в том числе в системах ценностей). А эффективный способ позиционирования определяет тактическую сторону командной работы, когда устанавливается оптимальное соотношение кадровых ресурсов и требований задач, организуется четкое и точное их выполнение, обеспечивается успех всей командной работы.
Однако есть и другое представление о сущности командообразования, при котором рождение команды является итогом целенаправленных усилий всех заинтересованных лиц и прежде всего лидеров организации. Модели группового развития в этом случае используются не как система соотнесения происходящего с возможным, а как инструмент для ориентации действий. Естественно, что модели этого вида должны быть не столько описательными или дескриптивными, сколько предписательными или прескриптивными. Одна из таких моделей, первые варианты которой были описаны в литературе [Безрукова, 1999; Безрукова, Жуков, Лямин, Блинова, 2001], послужила основой для семинаров, проведенных сотрудниками кафедры социальной психологии, по командообразованию и консультированию организаций по вопросам выстраивания команды в режиме реального времени [Жуков, Хренов, Иванов, 2000]. В данной модели (рис. 6) были выделены следующие стадии командообразования:
1. Знакомство, ориентировка участников. На этой стадии устанавливается первичный контакт, необходимый уровень доверия среди участников. Происходит знакомство и ориентировка членов команды друг в друге и в ситуации.
2. Общее видение (формирование образа желаемого будущего). Основная цель данного этапа — согласование взглядов, позиций, образа желаемого будущего и т.д. среди участников командообразования, т.е. выработка общего видения. Группа определяет направления движения, цели, задачи и специфику деятельности своей команды (организации).