Воспитание патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности
(Харламов)
Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
1. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура.
Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительно отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
Содержание культуры межнациональных отношений: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижению культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.
2. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы:
· потребностно-мотивационный - создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы ц приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.,
· интеллектуально-эмоциональныйЭтот компонент включает в себя обогащение учащихся знания-ми, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.
Прежде всего, нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.
· поведенческий и волевой.
Для воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо использовать:
- яркий фактический материал;
- положительные примеры патриотизма;
- создание ситуаций, в которых бы возникалаборьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которыхначинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочиваетсясвоя внутренняя позиция;
- организация общественно полезной деятельности школьников;
- деятельность учащихся по охране природы родного края;
- туристско-краеведческая работа;
- поисковая работа учащихся.
Толерантность –терпимость к ино-культуре, иномыслию, иноверию, доверительность, соответствующее понимание.
В сегодняшнее время особое место должно быть отведено формированию системы отношений детей к обществу и в обществе. В этом плане проблема воспитания толерантности, обеспечивающей этнокультурное взаимодействие, приобретает особый смысл.
Человек должен научиться жить в условиях множественности культур, ибо сформировать свою точку зрения можно лишь при понимании множественности мнений. Для того, чтобы научиться творчески относиться к науке и культуре, выражать свое индивидуально-неповторимое отношение к жизни в слове, делах, нужно знать и критически оценивать мнения и позиции других людей.
Чтобы научить детей ценить и понимать культуру своего этноса, уважать культуру других народов, нужно кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса. Решение этой трудной задачи лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых общих знаний, с глубинными знаниями народной культуры, формированием потребности и способности детей ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов.
Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и вовне урочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, способствует формированию у детей объективного видения мира. Речь идет о воспитании культурных, образованных граждан страны, что позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, ссоциально-бытовым укладам их жизни, представлениями о мире. Знание богатства межнациональных культур обеспечивает развитие культуры этнокультурных взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений детей. В этих условиях сегодня совершается поворот к новому типу взаимоотношения поколений – диалогу культур.
Этнопедагогические условия воспитания толерантности:
- Общая и национальная культура педагога, культура сотрудничества, взаимодействия;
- Глубокое значение национальной культуры, проявление ее в поведении;
- Профессиональное мастерство, музыка;
- Психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
- Отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;
- Способности педагогизировать влияние социума, использовать возможности национально и эмоционально насыщенной среды.