Формирование характера человека
Когда начинает складываться характер человека.Это происходит в первой половине дошкольного детства, и мы можем констатировать, что примерно к 2—3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. Этот процесс продолжается еще как минимум 10—15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.
Вместе с тем на сформулированный выше вопрос однозначно ответить нельзя. Дело в том, что сформированный характер человека представляет собой устойчивую, согласованную систему самых разнообразных черт характера, а они появляются и начинают развиваться в разное время жизни. К примеру, первые признаки наличия у ребенка простейших волевых черт характера действительно относятся к указанному выше возрасту, то есть к 2—3 годам. Первые признаки деловых черт характера отчетливо обнаруживаются лишь 1—2 года спустя, когда ребенок включается в игры. Наконец, явные признаки наличия определенных коммуникативных черт характера чаще всего просматриваются в психологии и поведении ребенка только в начале того периода жизни, когда ребенок вступает в непосредственное деловое общение с разными людьми, то есть в период появления групповых игр. Данный период относится к возрасту 4—5 лет.
Определенно говорить о том, что все основные черты характера появились и начали развиваться у ребенка, мы можем лишь тогда, когда в его психике и поведении обнаружились и волевые, и деловые, и коммуникативные черты характера, то есть когда ребенок достиг 4—5 лет. Однако это будет неправильно, если иметь в виду только первые черты характера, потому что они появляются у ребенка уже в 2—3 года. Правильное решение данной проблемы видится в том, чтобы указать не точный возраст появления тех или иных черт характера, а определенный возрастной диапазон, в пределах которого появляются и начинают развиваться основные группы черт характера. Это возраст от 2—3 до 5—6 лет.
Как формируется характер человека в детстве. Вдошкольном возрасте только закладываются основы характера человека, вернее, черты, которые мы обозначили как первичные или базисные. Когда ребенок поступает в школу, развитие его характера продолжается, в его психологии начинают складываться и в реальном поведении проявляться вторичные или ситуационные черты характера.
Однозначной связи или зависимости между чертами характера, которые сложились и проявились раньше, и чертами характера, которые складываются и оформляются позднее, нет.
Например, на основе экстраверсии как первичной черты характера у ребенка могут появиться и развиться такие разные черты характера, как общительность, контактность, внимание к людям, интерес к происходящему вокруг, склонность к профессиям, связанным с общением, и многие другие. На основе такой базисной черты характера, как интроверсия, в свою очередь, могут возникнуть замкнутость, неразговорчивость, нелюбовь к людям, интерес к профессиям, не предполагающим общение с людьми, и т.д.
То, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие характера ребенка после того, как в его психологии и поведении проявились первые черты характера, зависит от многих обстоятельств жизни. Некоторые из них будут рассмотрены далее. Сейчас же отметим, что если первичные или базисные черты характера оказались не вполне благоприятными, то это не означает, что дальнейшее развитие характера обязательно пойдет по аномальному пути. Если первые черты характера ребенка оказались положительными, то вовсе не обязательно, что и последующие черты характера, сформировавшиеся на этой основе, также окажутся положительными. К примеру, ребенок с раннего детства проявляет находчивость, сообразительность и незаурядный ум. Но в дальнейшем эти положительные качества могут оказаться использованными в антисоциальной, например в преступной, деятельности.
Чаще бывает так, что на базе положительных первичных черт характера формируются положительными и вторичные черты характера, а на основе отрицательных базисных характерологических черт складываются другие отрицательные черты характера. Это происходит по той причине, что при наличии у человека определенных черт характера у него быстрее и легче формируются близкие к ним черты характера. И наоборот: при отсутствии соответствующих первичных или базисных черт в характере человека у него намного труднее сформировать новые вторичные или ситуационные черты характера аналогичного типа.
Под влиянием каких факторов складываются черты характера.Таких факторов несколько. Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые. Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям.
Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.
В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что он получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. В поведении ребенка закрепляются, превращаясь затем в соответствующие черты характера, те качества личности, которые получают положительные подкрепления со стороны окружающих его взрослых людей. Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребенок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого проявления.
С возрастом расширяется круг значимых для ребенка людей, в него постепенно включаются новые взрослые и новые сверстники. Соответственно, расширяется и социальная база поощрений и наказаний, под влиянием которых формируется и развивается характер ребенка. Поскольку люди, которые поощряют или наказывают ребенка, имеют большие индивидуальные психологические различия и, соответственно, могут поощрять или наказывать ребенка за разные действия и поступки, в системе складывающихся у ребенка черт характера в это время могут проявляться определенные противоречия.
Указанная тенденция сохраняется и в период обучения в школе. В начале школьного обучения характер ребенка формируется под авторитетным влиянием родителей и учителей как наиболее значимых для младшего школьника людей. Затем, начиная со средних классов школы, авторитет родителей и учителей снижается, и на первый план выходят авторитет и мнение значимых для ребенка сверстников. В это время одним из главных факторов формирования характера ребенка становится мнение и отношение к нему со стороны сверстников.
В старших классах школы, наряду с сохранением влияния общения со сверстниками, фактором, воздействующим на характер, вновь становится мнение и оценка взрослых людей. Однако теперь молодые люди уже не принимают на веру абсолютно все, что им говорят взрослые. Воздействие последних на формирование характера школьников становится опосредствованным, во-первых, личным отношением старшеклассника к данному человеку, во-вторых, оценкой этого взрослого человека как личности, в-третьих, отношением школьника к себе и его самооценкой.
Другими словами, далеко не все взрослые оказывают на характер старшеклассника одинаковое влияние: у некоторых оно более сильное, а у других практически отсутствует. Кроме того, на развивающийся характер старшего школьника начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.
В дальнейшем на развитие и изменение характера человека могут оказывать влияние как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни. Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.
Как меняется характер человека в течение его жизни. Визменениях характера человека, которые происходят в течение его жизни (имеется в виду период взрослой жизни, наступающий после окончания детства, то есть после 15—16 лет), можно отметить общие, типичные, закономерные тенденции и специфические, индивидуально своеобразные, то есть нетипичные, изменения.
К числу общих, типичных относятся возрастные изменения в характере человека. Они сводятся к следующему. С возрастом человек постепенно избавляется от так называемых детских черт характера, которые отличают поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детские страхи и многое другое. Напротив, с возрастом человек приобретает новые положительные черты характера, и в его личности закрепляются специфические взрослые черты, такие, например, как умудренность опытом, терпимость, ответственность, разумность, расчетливость и другие. По мере накопления жизненного опыта у человека меняются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека. Так, например, имеются определенные различия в характерах людей 30—40-летнего, 50-летнего и 60—70-летнего возраста. Эти различия можно обозначить следующим образом.
Люди, которым 30 или 40 лет, еще живут в основном своим будущим, их активность, мысли и представления наполнены далеко идущими планами на будущее и подготовкой к нему. Люди 50-летнего возраста проходят рубеж, на котором их сознание и реальная жизнь встречаются одновременно и с прошлым, и с будущим. Это означает, что их характер изменяется таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать интересам настоящего времени. К примеру, в их характере могут отойти на второй план черты, связанные с мечтами и грезами, но еще не появиться черты, касающиеся ностальгии по прошлому.
Люди, достигшие 60—70 лет, уже гораздо меньше думают о будущем, чем о настоящем и прошлом. Кроме того, многие люди в это время начинают испытывать физические недомогания, их работоспособность падает, возникает необходимость внимательнее следить за своим здоровьем и экономить силы. Это также может привести к изменению характера человека, к появлению в нем новых черт, таких, например, как размеренность, неторопливость, спокойствие, умиротворенность.
Что касается специфических индивидуальных изменений характера, то, кроме того, что они связаны со своеобразными событиями в жизни человека, они еще обусловлены прошлой жизнью этого человека. Если у него со временем появляются какие-то новые черты характера, то их появление и дальнейшая судьба существенно зависят от сложившегося у человека характера.
Как правило, гораздо чаще появляются и гораздо быстрее закрепляются в характере человека такие новые черты, которые созвучны уже существующим чертам характера. Что касается совершенно новых, неожиданных изменений характера, то они после 30-летнего возраста, как правило, уже не происходят, за исключением случаев, связанных с тяжелыми заболеваниями, жизненными потрясениями и травмами.