Тема 6. Психология личности

Вопросы для подготовки к занятию

1. Определите сущность понятия «личность».

2. Назовите основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности человека, и расскажите о них.

3. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные направления в изучении личности в зарубежной психологии – психоаналитическое, гуманистическое, психосоциальное.

4. Перечислите основные концепции личности в отечественной психологической науке.

5. Расскажите о психологической структуре личности.

6. Дайте характеристику темперамента как индивидуально-психологической особенности личности.

7. Расскажите о характере и его месте в структуре личности.

8. Дайте характеристику способностей и расскажите об их формировании и развитии.

9. Расскажите о соотношении понятий «личность» и «индивидуальность».

Задание 6.1. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида? Выпишите слова в две группы. Целеустремленность, музыкальность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, низкая адаптация к темноте, стабильность, ригидность, старательность, трудолюбие, цельность, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост, артистичность[4].
Личность Индивид
Целеустремленность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, стабильность, цельность, артистичность   Музыкальность, низкая адаптация к темноте, ригидность, старательность, трудолюбие, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост

Темперамент – динамическая характеристика психической деятельности индивида.

_____________________

4 Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3 т. Т.1. – Самара: Изд-во ун-та. 1994. - С. 112.

Важную роль в изучении темперамента сыграло учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности. В основу классификации положены три критерия: сила, уравновешенность и лабильность коры головного мозга.

Тема 6. Психология личности - student2.ru

Схема 6.1. Соотношение свойств нервной системы и типов темперамента.

С.Л. Рубинштейн: «Темперамент - не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности».

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека на то, что происходит вокруг него; выражается в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям.

Интроверсия – обращенность сознания и внимания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Задание 6.2.

Охарактеризуйте по типам темперамента персонажей изображенных на рисунке 6.1. Обоснуйте свой ответ.

1.холерик: несдержан,вспыльчив

2.флегматик: низкая эмоциональность, бедная мимика, терпимость

3.меланхолик: повышенная чувствительность, малая реактивность, низкая энергичность

4.сангвиник: активность и реактивность, уравновешен, живая мимика, хохочет по любому поводу

Тема 6. Психология личности - student2.ru

Рис. 6.1.Типы темперамента: реакция людей с различными типами темперамента на смятую шляпу.

Задание 6.3.

Из перечисленных качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика (заполните таблицу)[5]:

Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.

Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Бодрое, повышенное настроение, повышенная эмоциональная возбудимость, энергичность, быстрое возникновение и смена чувств, сосредоточенность внимания   Выдержанность, однообразие мимики, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение     Медленно усвоение и перестройка навыков, подвижность, возбужденное состояние Неуверенность в себе, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность.
 
   
     

Задание 6.4.

Наши рекомендации