Формы протекания эмоций и чувств. Виды и качества эмоций и чувств, их функции

По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрацию, высшие чувства, собственно эмоции и т. д.

1)Чувственный, или эмоциональный тон ощущений - это низший уровень врождённого (безусловнорефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия (1. ориентировочная функция – сообщение организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавится; 2. обеспечение обратной связи, задача которой – сообщать человеку и животным, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (возникает положительный эмоциональный тон) или не удовлетворена (возникает отрицательный эмоциональный тон); 3. необходимость проявлять определённые виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат). Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего физиологического процесса (ощущения). Поэтому для возникновения эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем.

Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии эмоционального реагирования. Он связан с социализацией человека в процессе его онтогенетического развития и, следовательно, с механизмом обусловливания, не требует для своего возникновения непосредственного физического контакта с раздражителем, но сохраняет те же функции, что и эмоциональный тон ощущений.

Эмоциональный тон ощущений и впечатлений обладает большей инертностью, чем само ощущение или какой-либо образ восприятия. При направлении внимания на впечатление оно усиливается, что создаёт возможность смаковать удовольствие. И, наоборот, при отвлечении внимания удовольствие делается незаметным. Человек может легко управлять эмоциональным тоном ощущений. Для этого нужно только применить соответствующее раздражение или вызвать у себя определённое представление.

2) Собственно эмоции (в узком значении слова) – чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Е. П. Ильин рассматривает эмоцию как рефлекторную психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, её исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации. Акцент сделан на роль эмоций в организации целесообразного в данной ситуации поведения, а не только на переживании отношения к этой ситуации. Ведь эмоции появились в эволюционном развитии не для того, чтобы их переживали, а для того, чтобы помогать организовывать поведение.

Эмоция – это намного более высокий уровень эмоционального реагирования, чем эмоциональный тон. По сравнению с эмоциональным тоном эмоция имеет ряд преимуществ, поэтому играет несравнимо большую роль в жизни животных и человека.

Эмоции – это реакции на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Напр., ребёнок ест конфету и получает удовольствие, но радость возникла раньше, при получении конфеты.

Эмоции – это часто заблаговременные реакции на ситуацию и её оценка. В результате под влиянием эмоции человек реагирует на ещё не наступивший контакт с раздражителем. Таким образом, эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для животного и человека той или иной ситуации.

Эмоции – этодифференцированная оценкаразных ситуаций. В отличии от эмоционального тона, который даёт обобщённую оценку (нравится – не нравится, приятно – неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации.

Эмоции – это не только способ оценки предстоящей ситуации, но имеханизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счёт мобилизации психической и физической энергии. Этого механизма эмоциональный тон лишён.

Эмоции, как и эмоциональный тон – это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, они являются положительным или отрицательным подкреплением поведения и деятельности.

Форма проявления эмоций.Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха), радость может быть бурная и тихая, рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться, в гневе человек может буйствовать, или же у него может всё кипеть в груди и т. д.

3) Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу.

Е. П. Ильин считает, что аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Как пишет А. Г. Фортунатов (1976), если эмоция – это душевное волнение, то аффект – это буря. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.

Аффект как разновидность эмоций характеризуется:

  • быстрым возникновением;
  • очень большой интенсивностью переживания;
  • кратковременностью;
  • бурным выражением (экспрессией);
  • безотчётностью, т. е. снижением сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становиться импульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве.
  • диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).

4)Настроение (эмоциональный фон в данный момент) – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени всё поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С. Л. Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение характеризуется:

  • слабой интенсивностью;
  • значительной длительностью; настроение может длиться чачами, а то и днями;
  • подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознаёт причины, его вызвавшие, не связывает его с определёнными людьми, явлениями или событиями (при плохом настроении у человека после сна говорят, что он встал сегодня не с той ноги;
  • влиянием на активность человека; постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

5) Стресс (состояние эмоциональной напряжённости), характеризуется повышенным уровнем активации (возбуждения).

Учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г. Селье (1982). Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Исследования показали, что различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причём эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

Стадии стресса:

реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются механизмы защиты («фаза противошока»);

стадия устойчивости (резистентности), когда за счёт напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;

стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованность жизненных функций.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому. Психологический стресс в свою очередь можно разделить наинформационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т. е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д. В общем виде причиной стресса, по А. Уэлфорду, является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям.

На финальной стадии разработки своего учения Г. Селье стал говорить о двух видах стресса – дистрессе, связанным с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном с положительными эмоциональными реакциями.

6) Фрустрация используется в двух значениях: 1) Акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрационная ситуация); 2) Эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упрёков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.

Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. Фрустрацию вызывают и внутренние конфликты.

С точки зрения С. Розенцвейга (1960), всякая реакция на фрустратор направлена на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные же психологи справедливо считают, что состояние фрустрации – это реакция личности.

Состояние фрустрации возникает не сразу. Для его появления требуется преодолеть так называемый фрустрационный порог. Он определяется рядом моментов:

  • повторением неудовлетворения: при повторном неудовлетворении (неудаче) происходит его суммация с эмоциональным следом от прежней неудачи;
  • глубиной неудовлетворения: чем сильнее была потребность, тем ниже порог фрустрации;
  • эмоциональной возбудимостью: чем она выше, тем ниже фрустрационный порог;
  • уровнем притязаний человека, его привычкой к успеху: чем дольше человек не терпел неудачу, тем ниже порог;
  • этапом деятельности: если препятствие возникает в начале деятельности, агрессия выражена слабее, чем когда неудача постигла человека в самом конце.

Фрустрация может оказать различное влияние на деятельность человека. В одних случаях она мобилизует его для достижения отдалённой по времени цели, повышает силу мотива. Однако при этом формы поведения могут носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, который либо стремится путём замещающих действий уйти от конфликтной ситуации (запрещённая или недостижимая цель выполняется мысленно или только частично или решается похожая задача), либо вообще отказывается от деятельности.

7) Скука. Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. Она часто встречается на производстве, в учебной деятельности, в учебно-музыкальной и спортивно-тренировочной деятельности, да и просто в обычной жизни (так называемая «монотония быта»). В психологической литературе одно из первых упоминаний о состоянии монотонии встречается в работе Г. Мюнстерберга (1912). Изучением этого состояния интересуются физиологи, психологи, социологи. И это не случайно. Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие как личности. Канадский учёный В. Герон (1957), изучавший влияние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека, пришёл к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования. Стремление к разнообразию впечатлений является важнейшей биологической потребностью.

Монотония является следствием однообразной деятельности (монотонности).

8) Отвращение (состояние психического пресыщения) Монотонная обстановка также приводит к появлению состояния психического пресыщения, связанного с возникновением отвращения к выполняемой работе. Вообще, отвращение связывают чаще всего с эмоциональным тоном ощущений, т. е. с биологическим эмоциональным реагированием. Однако, К Изард справедливо отмечает, что по мере взросления и социализации человека он научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира, в том числе и к самому себе. В связи с этим Изард говорит о психологическом отвращении.

9) Феномен «эмоционального выгорания». Термин ввёл американский психиатр Фрейденберг (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Пельман и Хартман выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же желанием как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут по началу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.

К трём основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой и организационный. Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», выделяют эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». Ролевой фактор проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределённости. К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства со стороны начальства содержанию работы и т. д.

10) Страсть – это особая форма эмоционального переживания. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти разнообразны – они могут определяться осознанными убеждениями (напр., страсть учёного к науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности). Страсть связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегда предметна. Напр., страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т. д.

Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Всё что не связано с предметом страсти кажется не имеющим значения, и нередко попросту упускается из виду. Наиболее важной характеристикой страсти является её связь с волевой сферой.

11) Высшие чувства. Чувства отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщённости (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.). Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят на три группы: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Виды чувств:

1) Нравственные чувства.

Нравственными называются чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определённым людям, потребности в общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.

2) Интеллектуальные чувства.

Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, удивление, любопытство, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и пр. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, лёгкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний. К интеллектуальным чувствам относят и обобщённое чувство нового. Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности. Додонов связывает эти чувства не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», т. е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное.

3) Эстетические чувства

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от лёгкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

К. К. Платонов выделяет ещё и практические (праксические) чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлечённости делом, азарт. Ильин считает, что большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам, поэтому его попытку расширить список чувств считает неудачной.

Качества чувств:

По знаку отношения: положительные, отрицательные, безразличное.

Положительно человек относится к тому, что его привлекает, отрицательно – к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие. Безразличное или нейтральное отношение, выражается в заявлении «всё равно».

Интенсивность эмоциональных отношений (сильные, слабые, поверхностные). Различия в интенсивности чувств видны на примере следующего ряда: положительное отношение к значимому – дружба – любовь. В ходе развития субъективных отношений их интенсивность меняется, причём часто довольно резко. Иногда достаточно небольшого толчка, чтобы положительное отношение не только уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т. е. стало отрицательным.

Устойчивость эмоциональных отношений. (устойчивость – неустойчивость) Не всегда эмоциональные отношения характеризуются устойчивостью. Особенно отличаются неустойчивостью отношений дети. Так, в течении одного часа совместной игры дети могут несколько раз поссориться и помириться. У взрослых некоторые эмоциональные отношения могут быть довольно устойчивыми, принимая форму ригидности установок, консервативности взглядов или выражая принципиальную позицию личности.

Широта эмоциональных отношений. У каждой личности в процессе её развития формируется сложная многомерная, многоуровневая и динамическая система субъективных отношений. Чем к большему числу объектов человек выражает своё отношение, тем шире эта система, тем богаче сама личность, тем больше у неё по выражению Эриксона, «радиусов значимых отношений».

Генерализованность и дифференцированность отношений. Многообразие или узость отношений тесно связаны с дифференцированностью отношений. Напр., младшим школьникам учебная дисциплина может быть интересна потому, что им нравится учитель. Это генерализованное положительное отношение скорее всего свидетельствует о незрелости младших школьников как личностей.

Обобщенность эмоциональных отношений, возникает тогда, когда человек обобщает эмоциональные впечатления и знания и руководствуется ими в проявлении своего отношения к чему-либо. Напр., положительное отношение к физ-ре будет при регулярных занятиях и понимании роли их для организма.

Субъективность эмоциональных отношений. Для чувств характерна субъективность, т. к. одни и те же явления могут иметь для разных людей различное значение. Более того, для ряда чувств характерна их интимность, т. е. глубоко личный смысл переживаний.

Никандров и Сонина (1996) выделяют ещё одно свойство чувств – прочность. Оно связано с сопротивляемостью разрушающим его воздействиям и скорее отражает степень привязанности к объекту. Говоря о глубинечувств они полагают, что оно связано с устойчивостью и прочностью чувства.

Виды эмоций.

К. Изард выделяет:

Гнев– эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными и эстетическими принципами и установками субъекта.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Вина – сложный психологический феномен, тесно связанный с таким моральным качеством, как совесть. Д. Ангер (1962) рассматривает вину как двухкомпонентную эмоцию. Первый компонент – вербально-оценочная реакция («Я не должен был делать этого!»), или раскаяние. Второй компонент – вегетативно-висцеральная реакция с целой гаммой мучительных и довольно стойких переживаний, преследующих человека: угрызения совести, сожаление о совершённом, неловкость и т. д.

Интерес – позитивная эмоция, котораяобеспечивает селективную мотивацию процессов внимания и восприятия, стимулирующей и упорядочивающей познавательную активность человека (Изард, 2000).

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Удивление – не имеющая чётко выраженного положительно или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Е П. Ильин подразделяет эмоции на:

  • Эмоции ожидания и прогноза (волнение, тревога, страх, отчаяние);
  • Удовлетворение и радость;
  • Фрустрационные эмоции (обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе)
  • Коммуникативные эмоции (веселье, смущение, смятение, стыд, вина как отражение совести, презрение)
  • Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы (удивление, интерес, чувство юмора, эмоция догадки, «чувство» уверенности – неуверенности (сомнения)).

Качества эмоций

- Положительные, отрицательные, неопределённые, амбивалентные.

- Сильные, слабые, поверхностные.

- Устойчивые, неустойчивые.

Свойства:

По знаку отношения: положительные, отрицательные, неопределённые.

Амбивалентность– человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние.

Универсальность. Независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога , гнев могут возникать при удовлетворении любой потребности.

Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допуская их в сознание человека.

Суммация и «упрочение». Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее.

Адаптация. Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Как писал Ланге, «чувство выдыхается».

Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Напр., опасность у одних вызывает страх, у других – радостное, приподнятое настроение.

Заразительность. Человек, испытывающий эмоцию, может невольно передавать своё настроение другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника.

Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака.

Удержание в памяти. Эмоции способны долгое время храниться в памяти.

Иррадиация. Возможность распространения настроения с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на всё, что человек воспринимает.

Перенос. Близко к иррадиации, способность переносится на другие объекты. Напр., ребёнок боится крысу, аналогично будет реагировать на сходные объекты (кролика, собаку, шубу).

«Переключаемость». Предметом одной эмоции становится другая эмоция: мне стыдно своей радости; я упиваюсь своей грустью и т. д.

Функции эмоций.Говоря о том, для чего человеку и животным нужны эмоции, следует различать их функции и роль. Функция эмоции – это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщённое значение) – это характер и степень участия эмоций в чём-либо, определяемая их функциями, или же их влиянием на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной.

Отражательно–оценочная функция выражается в обобщённой оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате сопереживаний, возникших в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т. д. Благодаря отражательной функции чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле чувства выполняют ещё и прединформационную или сигнальную роль. Возникающее переживание сигнализирует человеку, как идёт у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия он встречает на своём пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

Побудительная, или стимулирующая, функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и своё пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция чувств, т. к. чувства принимают непосредственное участие в обучении. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатляются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда угасить её.

Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Приспособительная функция чувств. По утверждению Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Коммуникативная функция эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации, являются «языком чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других – бледнеет.

Деструктивная роль эмоций это отрицательная (разрушительная) роль эмоций. Они могу приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека. Во многих случаях дезорганизующая роль эмоций, связана не столько с их модальностью, сколько с силой эмоционального возбуждения. Здесь проявляется «закон силы» И. П. Павлова (при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение) или закон Йеркса-Додсона. Слабая или средняя интенсивность эмоционального возбуждения способствует повышению эффективности перцептивной, интеллектуальной и двигательной деятельности, а сильная и сверхсильная – снижают её. Дезорганизующей функции, запрограммированной природой, у эмоциональной деятельности нет. Было бы странно, если бы эмоции появились в эволюционном развитии живых существ, чтобы дезорганизовывать управление поведением. А вот дезорганизующую роль эмоции, помимо их «воли» играть могут.

Наши рекомендации