Двуполушарное обучение
Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.
Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга, и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь, речь). К началу школьного обучения функции полушарной асимметрии становятся более обозначенными.
Одно из полушарий связано с логическим началом, а другое - с образным, художественным. Путь к гармонии лежит через слияние двух этих начал. Но сложилась парадоксальная ситуация: все школьные учебники апеллируют практически только к логическому мышлению, только к левому полушарию.
Правое полушарие мозга, которое несет в себе колоссальные возможности, используют не более чем на 10%. Хотя так важно и так естественно задействовать в процессе обучения "на равных", параллельно, оба полушария мозга! Так, в современной педагогической науке родилась идея соединить в обучении два подхода: логический и ассоциативно-образный.
Необходимо каждую тему, каждое понятие в подаче материала рассмотреть как бы "в свете двух прожекторов", поместить его в точку пересечения двух лучей - логического и образного, от левого полушария и от правого, то есть выстроить учебный материал таким образом, чтобы он был обращен и к логике, и к образному мышлению. Тогда возникает что-то вроде объемного видения. Это можно условно назвать стереоскопическим эффектом. Процесс и результат обучения при этом качественно меняются. Причем в выигрыше оказываются и "левополушарные" дети. Ведь они тоже обделены школьной системой, которая эксплуатирует то, что они умеют, и почти не помогает им расширить свои возможности и "увидеть" мир правым полушарием мозга.
Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает - лево- или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:
левополушарный - с преобладанием логики и анализа;
правополушарный - с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;
смешанный - когда то или иное полушарие "включается" в зависимости от ситуации;
интегрированный- когда оба подхода используются одновременно.
Именно интегрированный тип способствует наиболее гармоничному межполушарному взаимодействию. Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом, устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу своего партнера. Каждое из них поддерживает другое и делает то, что у него лучше всего получается. Иными словами, каждое занимается своим делом и не мешает работать партнеру. Полушария помогают друг другу практически во всех наших действиях.
Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие. Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее, все расчеты и измерения производит левое полушарие. Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки. |
Наиболее эффективная творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Однако ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по-разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.
У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно забито более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. Так что от распространенного сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения - правши.
Давайте на секунду отвлечемся: попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит она "под шумок" незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и "наоборот": если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для еще более совершенной работы правой руки.
Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на "двурукость". Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, по обеим стенам которого повешены зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности (как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге).
Интересно, что в очень многих методиках уже давно используют принципы двуполушарного обучения:
Ø Методики ТРИЗ
Ø Приемы эйдетики
Ø основы психотренинга
Ø педагогика Монтессори
Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.
В разделе «Двуполушарные игры» (стр.41) можно найти игры и упражнения, в которых использованы принципы двуполушарного обучения. Мы рекомендуем педагогам, руководителям кружков использовать их на занятиях с детьми.