Основные процессы и механизмы памяти

Основными характеристиками памяти являются:

· объем,

· быстрота запечатления,

· точность воспроизведения,

· длительность сохранения,

· готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти— это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980) — известный отечественный психолог, специалист в области психологии памяти, а также общей, возрастной и педагогической психологии и истории психологии. В период 1945— 1972 гг. возглавлял Институт психологии АПН СССР. В процессе исследований обнаружил взаимосвязь между непроизвольным и произвольным запоминанием, раскрыл взаимосвязь между памятью и мышлением. Экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности субъекта. Результаты экспериментального исследования памяти были отражены им в ряде работ: «Психология запоминания» (1948), «Проблемы психологии памяти» (1966).

Быстрота воспроизведения - характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. При решении какой-либо задачи или проблемы, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. Характерны индивидуальные различия - одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», другие - испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения задачи.

Точность воспроизведения - отражает способность человека точно сохранять, и точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть - искажается, и при воспроизведении информации человек может допускать ошибки.

Длительность -отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию: человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить в течение необходимого времени.

Готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию -человек запомнает всю необходимую информацию, но не может ее воспроизвести через короткое время. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить.

Память — это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов.

1. Запоминание—это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

· непреднамеренное (или непроизвольное) - запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий; простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека и связано с его интересами, потребностями, целями и задачами деятельности.

· преднамеренное (или произвольное) - характеризуется определенной целью - запомнить некую информацию, при этом используются специальные приемы запоминания; представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия – заучивание - многократное повторение материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность - проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

Зинченко Петр Иванович (1903-1969) - известный отечественный психолог, профессор Харьковского университета. Наибольшую известность ему принесли труды по исследованию памяти. Первые исследования П. И. Зинченко были выполнены в 1930-х гг. под руководством А. Н. Леонтьева. В последующих исследованиях основное внимание уделял изучению непроизвольной памяти. Основные результаты исследований памяти были им отражены в книге «Непроизвольное запоминание», 1961 г. Под его руководством была осуществлена разработка проблемы эффективности обучения и продуктивности памяти.

Большое значение при заучивании имеет не только общая задача (запомнить то, что воспринимается), но и частные, специальные задачи.

Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд.

1. Исследования известного отечественного психолога П.И. Зинченко убедительно доказали, что установка на запоминание не является сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.

2. Исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнилось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально.

Мнемическая деятельность - деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала; представляет собой специфически человеческий феномен, т.к. только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание - специальной формой сознательной деятельности; мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Исследование мнемической деятельности человека - одна из центральных проблем современной психологии.

Основные задачи изучения мнемической деятельности:

· определение доступного человеку объема памяти,

· определение максимально возможной скорости запоминания материала,

· определение времени, в течение которого материал может удерживаться в памяти.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала.

Механическое запоминание- запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Пример: заучивание статистических данных, исторических дат и т.д. Основа механического запоминания - ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени - необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, т.е. связаны логически. Осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным. Оба вида запоминания тесно переплетаются друг с другом. Заучивая наизусть, основываемся на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается при помощи ассоциаций по смежности, или пытаемся построить смысловые связи.

Пример: запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица и т. д. Построим условно-логическую цепочку следующего вида: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». С помощью такого приема в течение одной минуты можно запомнить до 30 слови более (в зависимости от тренировки) при однократном повторении.

При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов - всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Способы осмысленного запоминания:

· выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана - текст расчленяется на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей, которыеимеют один общий смысловой стержень, единую тему;

· выделение смысловых опорных пунктов - каждая смысловая часть заменяется каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала;

· мысленно составляется план – происходит объединение заученного, каждый пункт плана - это обобщенный заголовок определенной части текста;

· сравнение - нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. - т.е сопоставление изучаемого материала с полученным ранее;

· конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п.

· метод повторения - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками.

2. Сохранение, воспроизведение, узнавание.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности:

· Динамическое - проявляется в оперативной памяти, информация изменяется мало

· Статическое - в долговременной; информация обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке При динамическом сохранении, при статическом, наоборот, он.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происхо­дит прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, напри­мер в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.

Воспроизведение - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент.

Воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным) или протекать в форме более или менее длительного припоминания. Например, для того чтобы вспомнить какое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления.

Узнавание - происходит в момент восприятия объекта и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности.

· Может возникать только чувство знакомости объекта, а отождествление его с чем-либо из прошлого опыта не происходит.

· Неопределенностью узнавания.

· Полное узнавание.

Наряду с разными видами правильного узнавания существуют и ошибки при узнавании. Например то, что воспринимается впервые, иногда кажется нам знакомым, уже пережитым однажды в точно таком же виде. Интересен тот факт, что впечатление знакомости может оставаться даже тогда, когда мы твердо знаем, что никогда не видели данный предмет или не находились в данной ситуации.

3. Забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей.

Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:

1) воспроизводящая память – можно воспроизвести информацию;

2) опознающая память – невозможно воспроизвести, но легко узнается;

3) облегчающая память - невозможно воспроизвести и не узнается, но при повторном заучивании требуется меньшн времени

Забывание может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным старым представлениям.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Например, опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейтем же оно идет медленнее.

Существуют различные варианты проявления забывания:

· реминисценции (смутное воспоминание) - человек не может вспомнить что-то в данный момент, но припоминает или узнает это спустя некоторое время;

· ошибочное припоминание и ошибочное узнавание.

Факторы, влияющие на скорость протекания процессов забывания:

· забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком;

· забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями;

· скорость забывания зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание.

· ретроактивным торможением - отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием; ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятель­ность следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также если последующая деятельность труднее предшествующей деятельности;

· возраст влияет на ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются;

· различные болезни нервной системы, сильные психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей сознания, эмоциональные травмы) - ретроградная амнезия - характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии; с течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти;

· умственное или физическое утомление;

· действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

Наши рекомендации