Понятие о кейс-методе, его возможности в профессиональном обучении
Кейс-метод (Case study) — это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Метод «кейс-стади» впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году, и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира — его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных «кейсов». Педагоги из Европы ездят в США перенимать специфику кейс-образования, а в начале 1990-х из России начали посылать стажеров в западные бизнес-школы для обучения преподаванию этого метода.
В последние годы по кейс-методу появилось очень много материалов в Интернете, в литературе по менеджменту и по профессиональному образованию [20, 53, 65, 75]. В этой главе мы остановимся на положениях, которые дают самые общие представления о кейсе, и на интерактивной характеристике данного метода.
Кейс-метод — довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Он выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа вгруппе и подгруппах, взаимный обмен информацией.
Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую технологию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т. п.
Кейс-метод интегрирует в себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллек-
тивного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
Данный метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.
Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др.
Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена двумя тенденциями.
Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.
Вторая обусловлена развитием требований к качествам личности специалиста, который помимо удовлетворения требованиям первой тенденции должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса.
Кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. Этот метод также способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к Плодотворной профессиональной деятельности, формированию Таких качеств, как инициативность и самостоятельность.
Кейс-метод особенно эффективен в дополнительном профессиональном образовании взрослых. С одной стороны, учебная работа со взрослыми людьми несколько легче, чем обучение подрастающего поколения, поскольку это образование «не на пустом месте». Но, с другой стороны, здесь могут негативно проявить себя консерватизм мышления учащихся и их нежелание меняться. В то же время взрослые через ситуативность легко подключают новую систему знаний к имеющейся. Кейс-технология в наибольшей мере соответствует уровню и типу подготовки взрослых, чья мотивация связана со стремлением быстро развить или модернизировать знания.
Воздействие кейс-метода на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, уже можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего профессионала, в которых нуждается рыночное общество.
5.2. Источники и этапы создания кейса
Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. При этом основными проблемами являются широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.
Технологическая деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два этапа.
Первый этап представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы.
Хотя создание кейса имеет творческий, а поэтому не полностью алгоритмизированный характер, его все-таки можно представить в виде своеобразного технологического процесса, основными стадиями которого выступают:
- определение того раздела курса, которому посвящена ситуа
ция;
- формулирование целей и задач;
- определение проблемной ситуации, формулировка проблемы;
- поиск необходимой информации;
- создание и описание ситуации.
Источники формирования кейса [75]
1. Художественная и публицистическая литература, которая
может подсказывать идеи, а в ряде случаев — определять сюжет
ную канву кейса. Великолепные кейсы можно создать на базе из
вестных произведений классической художественной литературы.
Использование литературных фрагментов благодаря таланту их
авторов способно не только украсить кейс, но и сделать его инте
ресным, динамичным, хорошо усваиваемым. Фрагменты из пуб
лицистики и оперативная информация из СМИ значительно ак
туализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны обучаю
щихся.
2. Научность и строгость кейсу придают статистические данные.
3. Материалы к кейсу можно получить посредством анализа
научных статей, монографий и отчетов, посвященных той или
иной проблеме.
4. Реальные события местной жизни также могут стать ценным
источником ситуаций для кейса.
5. Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является
Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значитель
ной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения. В связи с этим ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решения, должно строиться на реальных событиях, в центре которых находится лицо, принимающее решение.
Проблема занимает исключительно важное место в кейс-методе. Довольно часто его проблемность выступает основанием для критики этого метода обучения на том основании, что он-де не отличается ничем от проблемного обучения. На самом деле это далеко не так. В проблемном методе вся его «проблемность» нередко ограничивалась только формулировкой проблемы и декомпозицией ее на составляющие. Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы.
Поскольку проблема представляет собой форму существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью в каких-то действиях и недостаточными условиями для ее реализации, то формулировка проблемы предполагает определение этого противоречия. При этом в самом кейсе проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, скрытом в многоплановости сюжета. Нередко она бывает прикрыта другой, менее значимой проблемой, рассмотрение которой Уводит дискуссию в сторону.
Выявление противоречия еще не определяет проблему полностью. Для этого необходимо выделить ее основные составляющие. Главными связями структуры проблемы являются:
внутренние основы, в качестве которых выступают необходимость, потребность, интересы и неизбежность;
требования как совокупность форм выражения общественной необходимости, норм, принципов, обязанностей, разрешений и запретов деятельности, которые регулятивно воздействуют на проблему и способы ее разрешения;
условия возникновения и решения проблемы, под которыми понимаются явления, воздействующие на ее возникновение, существование, развитие и решение (особую роль играют средства, реальные предпосылки, обстоятельства, ситуации и т.д.);
деятельность людей по решению проблемы, включающая в себя совокупность познавательных и практических действий, методов и способов, которые направлены на ее решение.
Следующим шагом в проектировании кейса является выбор конкретной ситуации, которая могла бы выступить в качестве носителя сформулированной проблемы.
Как отмечалось ранее, термин «ситуация» является довольно многозначным.
Во-первых, при событийном подходе ситуация рассматривает ся как некоторая совокупность событий, связанных в целостное! проблемой. Это могут быть некоторая цепь, круг или узел собы тий и т. п. Теоретической основой для осмысления такого понима ния ситуации выступает теория событий.
Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения уело вий деятельности, то она представляется их комплексом, опреде ляющим существование проблемы. Сущность ситуации в этом ас пекте изучается теорией деятельности и праксиологией.
В-третьих, с позиций факторного подхода ситуация являете; сложным взаимодействием различного рода факторов, которьи либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либ< препятствуют ему. Теоретическим базисом здесь выступает теорш факторов и факторного анализа.
Примеры из жизни являются хорошим средством наглядной представления теоретических положений. Кроме того, они позво ляют проверить эти положения на основе собственного опыта.
Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация. Благодаря своему активизирующему воз действию они наиболее пригодны для индивидуальной работы wiv* работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут принять участие даже самые скромные «молчуны». Ведь на общих собраниях, как правило, выступают те, кто всегда и везде готог много говорить.
Таким образом, конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от обучающихся активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя. «Продуктом» обучения с
помощью анализа конкретной ситуации является человек, способный использовать абстрактные знания на практике.
Условия, которые нужно учитывать при составлении описания конкретной ситуации (КС):
- КС должна соответствовать содержанию теоретического кур
са и профессиональным потребностям обучающихся;
- желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вы
мышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отра
жено «как есть», а не «как может быть»;
- следует вести разработку кейсов на местном материале и
«встраивать» их в текущий учебный процесс;
- ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемно-
стью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содер
жать необходимое и достаточное количество информации;
- нужно, чтобы ситуация показывала как положительные (путь
к успеху фирмы, организации), так и отрицательные примеры
(причины неудач, например, уменьшение контингента учащихся
в системе начального профессионального образования);
- КС должна быть по силам обучающимся, но в то же время не
очень простой;
- ситуация должна быть описана интересно, простым и доход
чивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги
участников ситуации);
- текст ситуационного упражнения не должен содержать под
сказок относительно решения поставленной проблемы;
- ситуация должна также сопровождаться четкими инструкци
ями по работе с нею.
Вместо подготовленных текстов можно использовать магнитофонные или видеозаписи, газетные статьи, официальные документы или их подборки, рассказы, содержащие описания производственных ситуаций. Участники могут предложить и рассмотреть примеры из собственной практики.
При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы учащиеся не поддались желанию пассивно воспринимать информацию.
Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Необходимо еще подготовить методическое обеспечение как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия.
Второй этап работы включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад СтУдентов в анализ ситуации.
Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рас-
Панина
смотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Это поможет усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимание проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей.
5.3. Работа над ситуацией в аудитории
Представим поэтапную работу с кейсом.
1. Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных
вопросов.
Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5— 7 мин в зависимости от сложности кейса.
Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися (слушателями) содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в данной ситуации?» или «Что является центральной проблемой данного кейса?».
Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.
2. Анализ ситуации(индивидуально или в малых группах).
Каждый из участников представляет свой вариант решения в
виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель.
После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30 — 40 мин). Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.
Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.
При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.
3. Этап презентации решений по кейсам.
Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возмоЖ' ные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста.
Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера). Время — до 10—15 мин. Советы преподавателю:
- следует максимально поощрять использование плакатов, схем,
графиков (которые малые группы должны подготовить на преды
дущем этапе);
- необходимо побуждать членов малой группы дополнять вы
сказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следу
ет решение, противоположное выступлению спикера, то это озна
чает, что малая группа не справилась с кейсом.
Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию.
Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).
4. Этап общей дискуссии.
Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:
1. Почему ситуация выглядит как дилемма?
2. Кто принимал решения?
3. Какие варианты решения он имел?
4. Что ему надо было сделать?
Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.
На этом этапе важно:
- не ограничивать время;
- дать возможность выступить каждому;
- заострить внимание выступающих на конкретных проблемах
данного кейса;
- провести голосование «Чье решение было самым удачным?».
Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.
5. Этап подведения итогов, завершающего выступления препо
давателя.
Продолжительность — 10—15 мин.
Преподаватель должен «раскрыть карты». Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация 0 том, как были решены проблемы, которые обсуждались слушателями, в реальной жизни. Для «кабинетных» кейсов важно обосновать версию преподавателя.
Следует акцентировать внимание на том, что кейс может иметь и другие решения: «Жизнь богаче любой теории», а затем выделить лучшие решения и расставить акценты поощрительного характера (рейтинг успеваемости, призы, зарубежные стажировки).
Кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знаний в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, ди-алектичность мышления.
В кейс-методе «мозговой штурм» применяется при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности обучающихся, рассматривается не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая его роль не исключена, а как своеобразный двигатель познавательной активности.
Моделирование представляет собой специфический способ познания сложных объектов посредством некоторого их упрощения.
Метод моделирования — это построение и использование модели как некоторого представителя объекта, тождественного ему в существенных основных характеристиках. Но модель проще оригинала, поэтому и появляется возможность ее изучения.
Деловая играй кейс-метод являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные условия для их сочетания в процессе обучения. Представим возможные варианты такого сочетания.
1. Деловая игра включается в описание кейса, решение которо
го предполагает предварительное проигрывание ситуации с це
лью получения дополнительной информации.
2. В деловую игру обязательно включена ситуация или даже не
сколько ситуаций. В процессе ее разыгрывания возникает необхо
димость описания ситуации, т.е. по сути дела применения кейс-
метода. Заранее подготовленный кейс можно использовать в каче
стве средства, способа введения участников в деловую игру. При
этом его осмысление создает своеобразный интеллектуальный,
проблемный фон деловой игры.
Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе для взрослых обучающихся, так как они обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
Методика организации дискуссии достаточно подробно рассмотрена в третьей главе. Добавим еще несколько советов по использованию дискуссии в кейс-методе.
1. При определении лимита времени учитывайте характер темы Более сложные темы могут требовать большего времени на об-
суждение, тогда как простые вопросы можно обсудить в течение нескольких мин.
2. Перед началом обсуждения дайте участникам возможность
переставить стулья, чтобы им было удобно работать, например,
посоветуйте сдвинуть стулья поближе к центру круга, чтобы все
могли видеть друг друга. Наилучшим вариантом считается распо
ложение стульев в форме подковы или по кругу.
3. Помогите группе уточнить тему для обсуждения и выделите
достаточно времени на ее исследование и изучение. Таким обра
зом участники смогут формулировать идеи и планировать свои
вопросы к ним.
4. Объясните слушателям, как подготовиться к обсуждению,
чтобы дискуссионное время использовалось максимально эффек
тивно.
5. Дайте участникам указания относительно процесса и проце
дуры дискуссии: как им следует себя вести, какую роль будете
выполнять вы.
6. Контролируйте, но не тормозите дискуссию. Возможно, вам
придется заранее составить план того, как направлять группу, и
действовать строго по этому плану. В зависимости от количества
времени, которое имеется в вашем распоряжении, можно разре
шить исследование вопроса с определенными отступлениями от
темы. Если же у вас жесткий лимит времени, то следует вмешать
ся и возвратить обсуждение в основное русло.
7. Эффективно контролируйте поведение лидеров группы. Ими
могут быть те, кто ощущает себя свободнее, или те, кто имеет
более глубокие знания и опыт в сравнении с другими. Установите
для них особый режим работы: например, предложите заранее
подготовить вопрос или тезис, поручите вести дискуссии в груп
пах или оценивать навыки ведения дискуссии других. Не тормози
те сильных участников, но дайте им возможность научиться ува
жать и ценить взгляды и вклад других.
8. Всегда делайте «авансы» для молчаливых участников, стиму
лируйте их высказывать свои взгляды. Намеренно спрашивайте их,
что они думают по поводу обсуждаемого вопроса, или как бы они
поступили в той или иной ситуации.
9. Объясните ситуацию там, где дискуссия окажется сложной
или зайдет в тупик, но не навязывайте свои взгляды.
10. В благоприятный момент подведите итоги дискуссии. При
меняйте для этого работу в группе. Предложите каждому участ
нику сформулировать короткий итог дискуссии или попросите
одного-двух участников представить свой вариант перед аудито
рией.
Кейс-метод способствует более глубокому усвоению учебного материала. Если же обучающиеся просто «поиграли» и даже не поняли, зачем нужен кейс, какую часть материала они усвоили
inn
глубже, какие навыки приобрели, то использование кейс-метода не достигло учебных целей.
Кейс-метод сегодня становится одним из доминирующих при подготовке менеджеров, юристов, экономистов, так как позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.
Вопросы и задания
1. Каковы особенности кейс-метода как способа активизации обучения?
2. Что может служить источниками формирования кейса?
3. Основываясь на рекомендациях, изложенных в разделе 5.2, подго
товьте описание конкретной ситуации.
4. Охарактеризуйте этапы работы с кейсом.
5. Что нового вы узнали об использовании дискуссии в кейс-методе?
Глава 6