Требования к профессии
Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности:
Ø прежде всего речевые действия (говорить профессионально надо учиться). Это требования не только к письменной, но и к устной речи:
- ее четкость,
- раздельность,
- удобный для слушателя темп,
- связность и ясность,
- понятность содержания высказываний, реплик.
Ø выразительные движения (мимика, пантомимика);
Ø выразительные свойства внешности и одежды.
В медицинской профессии предъявляют особые и высокие требования к:
- точности и координации собственно рабочих движений;
- развитию познавательной деятельности;
- требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков. В противном случае рушиться взаимопонимание с окружающими.
- наблюдательности;
- умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир.
- Необходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго регулировать свое поведение, обращенное к другим людям, соответственно моральным и юридическим нормам (нет времени у медика рабочего и нерабочего).
- важен оптимистический подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше.
- требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться).
- отзывчивость, доброжелательность,
- готовность бескорыстно прийти на помощь другому человеку,
- искренняя обеспокоенность судьбами людей
- терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей,
- гражданские качества, ориентированные на интересы людей,
- творческий склад ума.
Требования к личности медсестры
Личность медицинской сестры, стиль ее общения с пациентами, владение техникой психологической работы сами по себе могут оказывать исцеляющее воздействие.
Требования к личности педагога (медицинская сестра как педагог в работе с пациентами и младшим медицинским персоналом):
- нравственная ориентация на высшие человеческие ценности;
- широкая эрудиция, высокий уровень культуры, интеллектуального развития;
- личностная зрелость;
- целеустремленность и настойчивость;
- общительность, любовь к людям, доброжелательность, чуткость;
- педагогическая одаренность;
- наличие специальных знаний в той области, в которой педагог ведет обучение;
- профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания;
- умение оказывать помощь воспитаннику;
- гибкость, готовность пересмотреть свои позиции и стремление самосовершенствоваться;
- желание и умение заботиться о своем здоровье и жизнестойкости;
- доброжелательное отношение к окружающим;
- эмоциональная стабильность.
Требования к личности менеджера (медицинская сестра как организатор сестринского дела):
- стремление к лидерству;
- четкие личностные ценности и цели;
- коммуникативные способности, умение работать с людьми;
- гибкость, любознательность, открытость;
- умение управлять собой, быть выдержанной, уравновешенной;
- готовность рисковать и брать на себя ответственность, принимать решения;
- компетентность, понимание особенностей управленческого труда, навыки руководства и подчинения.
Анализируя требования к личности медика, педагога, менеджера, можно увидеть в них общие составляющие:
1. ориентация на высшие человеческие ценности,
2. четкие личные цели,
3. личностная зрелость, умение управлять собой, своим развитием,
4. коммуникативность, желание и умение помогать другим,
5. профессиональная компетентность.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются:
- дефекты речи, невыразительная речь,
- замкнутость, погруженность в себя, необщительность,
- выраженные физические дефекты и недостатки,
- нерасторопность, излишняя медлительность,
- равнодушие к людям - «тупосердие»,
- отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку,
- халатность.
Профессиональная пригодность.
При анализе ряда профессий используют понятие профессиональная пригодность.
Все люди отличаюся один от другого по своим личным качествам.
И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными.
Профессионольноя пригодность (профпригодность) – это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
Професснональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется:
- в процессе обучения
- и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации;
Возникновению и упрочению профпригодности способствует:
- система материальной и моральной стимуляции,
- удовлетворение, получаемое от деятельности,
- осознание общественной значимости ее результатов и др.
Формирование профессиональной пригодности стимулирует творческую активность личности, которая реализуется в поисках и нахождении оптимальных способов самовыражения.
Общие и специальные способности человека, необходимые для той или иной профессии, развиваются в процессе самой профессиональной деятельности. Очень многое зависит от активности человека, от труда и воли, которые он употребляет для достижения поставленной перед собой цели.
Профпригодность (непригодность) имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру.
В психологическом компоненте структуры профпригодности ведущую роль играют:
- профессиональная мотивация
- и профессиональная способность.
От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии.
Процесс формирования профессиональной пригодности
Процесс формирования профессиональной пригодности - это система, компонентов психологического анализа деятельности специалиста.
В систему входят четыре функционально связанные между собой подсистемы:
- профориентация,
- профотбор,
- профподготовка
- и профадаптация.
Понимания профпригодности это соответствия между человеком и профессией.
И в центре внимания личностьво всем многообразии свойств и качеств, изучение и развитие ее как субъекта познания, общения и труда.
Требования к профпригодности меняются в зависимости от обновления содержания профессии.
Человеку в течение жизни надо постоянно работать над своей профпригодностью, так как меняются требования со стороны профессии, вследствие обновления содержания профессии, роста запросов общества.
Профессиография
Профессиография - раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий.
Профессиография способствует
- проведению профессиональной ориентации и отбора,
- формированию психологической готовности к обучению и труду,
- выработке рекомендаций по распределению выпускников учебных заведений.
Профессиография описывает профессии соответственно их требованиям к личности.
Результатом профессиографии является составление профессиограммы.
Основным методом проведения профессиографии является метод экспертной оценки в ходе наблюдений за работой специалистов.
Кроме того, могут применяться:
- беседы,
- хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы,
- различная аппаратура объективного контроля,
- изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов,
- а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.
Профессиограмма - документ, в котором описываются особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и др.); специально построенный, информирующий и мотивирующий текст, описание профессий.
Помимо особенностей профессий, профессиограмма включает в себя квалифицирующий профиль, в котором все качества, необходимые работнику, находят количественное выражение. Определение особенностей будущей практической деятельности и ее требований к специалисту проводится с помощью профессиографии, на основе которой составляется профессиограмма.
Психологически ориентированная профессиограмма включает психограмму- описание требований профессии к психическим процессам, состояниям и свойствам личности работника, а также даваемых профессией возможностей самоутверждения и его роста как личности.
На основе профессиограммы, дающей перечень и описание общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешного выполнения определенной профессиональной деятельности, определяется профессиональная пригодность и проводится профотбор.
В обеспечении профессионального успеха медицинской сестры занимают психические качества и личностные свойства, которые можно объединить в психограмму.
Психограммамедицинской сестры включает такие качества как:
- интерес к своей профессии
- дисциплинированность
- исполнительность
- наблюдательность
- трудолюбие
- самообладание
- находчивость в трудных ситуациях
- вежливость
- отзывчивость
- чуткость
- аккуратность
- честность
- общительность
- точность
- осторожность
- самоконтроль действий
- развитую оперативную память
- хорошую способность к концентрации, распределению и переключению внимания
- точность сенсомоторных действий
- коммуникативные качества, которые обеспечивают эффективное взаимодействие с больными.