История возникновения гребли на байдарках и каноэ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. Теоретические основы гребли на байдарках и каноэ 6

1.1 История возникновения гребли на байдарках и каноэ. 6

1.2 Правила гребли на байдарках и каноэ. 8

1.3 Правила отбора. 9

1.4 Система соревнований. 10

глава 2. Разработка учебно-методических материалов по теме «Гребля на байдарках и каноэ». 14

2.1 Тематическое планирование учебной темы.. 14

2.2 Поурочные планы–конспекты занятий. 15

2.3 Правила техники безопасности при проведении
аудиторных занятий с использованием средств ТСО.. 17

2.4 Модели взаимодействия учителя и ученика
в учебном процессе. 22

заключение. 25

список литературы.. 27

приложения.. 30

Приложение 1. 30

Приложение 2. 35

Приложение 3. 40

Приложение 4. 45

ВВЕДЕНИЕ

Гребля на байдарках и каноэ - вид гребного спорта, включающий гонки на соответствующих судах. Байдарки и каноэ, как средство передвижения по воде, служили человечеству с незапамятных времен.

Гребля на байдарках и каноэ - олимпийский вид спорта, и даже этим одним фактом привлекающий к себе внимание во всем мире.

К сожалению, с распадом в 1991 году Советского Союза в нашей стране сократилась массовость, количество тренеров и водных станций. Были утрачены все базы южной подготовки для зимних тренировок, и все спортивные судоверфи. Конечно, это сказалось на результатах правопреемницы СССР — гребной спортивной эскадры России. И в первую очередь, на итогах Олимпийских игр. На трех последних Олимпиадах — в Атланте, Сиднее и Афинах у россиян одна серебряная и три бронзовые медали. А мировыми лидерами сегодня стали гребцы Венгрии и Германии.

Тем не менее, данный вид спорта развивается в нашей стране. За период своей новейшей истории (с 1993 г.) российские гребцы завоевали 23 золотые медали, а наиболее титулованными являются девятитикратный чемпион мира Максим Опалев, четырехкратные — Александр Костоглод и Константин Фомичев, трехкратные — Роман Кругляков и Андрей Кабанов (гребля на каноэ), а также байдарочники Виктор Денисов, Анатолиий Тищенко и Олег Горобий, в коллекциях которых по семь золотых медалей.

Данная работа посвящена рассмотрению проблемы методического обеспечения учебного процесса гребцов на этапе начального ознакомления со спортом.

Цель работы - способствовать совершенствованию методического обеспечения теоретических занятий по теме "Гребля на байдарках и каноэ".

Задачи, решаемые в данном исследовании:

1. Изучить и систематизировать теоретический материал по данному виду спорта;

2. Разработать тематическое планирование и планы-конспекты занятий темы "Гребля на байдарках и каноэ".

Для решения поставленных задач планируется произвести обзор литературы по теме исследования, применить метод моделирования учебного занятия.

В данном случае, под методом моделирования понимается разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы и технологические решения, которые подлежат в дальнейшем экспериментальному изучению в условиях реального педагогического процесса.

В ходе написания курсовой работы были использованы литературные источники следующих авторов: Гаврилова В.Н., Опалева М. А, Комарова А.Ф., Шаробайко И.В, Желдыбина Ю.А., Железняковой М. Е.

Новизна данной работы заключается в попытке систематизации имеющихся и разработке новых средств и методов физического воспитания с целью совершенствования методики проведения урока физической культуры.

Результаты курсовой работы могут быть использованы в качестве методического материала для проведения теоретических занятий по теме "Гребля на байдарках и каноэ".

В соответствии с решением поставленных задач работа состоит из основной части (введения, двух глав, заключения, списка литературы) и приложений.

ГЛАВА 1. Теоретические основы гребли на байдарках и каноэ

История возникновения гребли на байдарках и каноэ

Ещё на заре своего развития человек научился для продвижения по воде использовать плывущее бревно, помогая себе отломанной от дерева веткой. Однако, став достоянием целых родовых групп, гребля в дальнейшем начала быстро развиваться и обусловила весь последующий ход человеческой культуры; людям легче было передвигаться по полноводным рекам, нежели через дебри первобытных лесов. Свидетельством того, что лодки являются древнейшим изобретением человечества, можно считать то, что на стоянках первобытного человека археологи обнаруживают детские игрушки в виде примитивных моделей лодок. «Изобретением эскимосов является кожаная лодка (каяк мужчин и умиак женщин), ставшая родоначальницей современной спортивной байдарки».[1]

В Киевской Руси основным типом судна были так называемые однодеревки - челноки, выдолбленные или выжженные из целого ствола дерева. Эти однодеревки с наращенными дощатыми бортами были известны россиянам более 1000 лет назад и являлись основным типом боевого и торгового судна. Такие лодки с 20-30 гребцами и несколько больше с грузом ходили не только по Днепру, Дону и Волге, но и по Чёрному, и по Каспийскому морям. В местах наибольшего сближения двух судоходных рек суда переволакивались по суше с одной реки на другую.

Первые рукописные сведения о применении гребных судов в России в военном деле относятся к 865 г. н. э., когда летописец Нестор в своем повествовании подробно рассказал о походе русских на гребных судах в Цapьгpaд (Константинополь). В свитках русской истории имеются описания походов князя Олега в Византию в 907 г. на гребных судах, а в 941 г.- князя Игоря в Грецию с флотилией в 1000 гребных судов.

Большую активность проявляли казаки Запорожской Сечи и Дона, участвуя в борьбе русского народа за выход к Черному морю против султанской Турции и Крымского ханства. Наиболее известны походы 1576, 1589, 1604, 1615, 1624 годов, когда они на своих легких гребных судах прорывались мимо турецких крепостей, высаживались в Крыму и неоднократно доходили до Трапезунда, Синопа и Стамбула.

«Большое внимание развитию гребного флота с целью укрепления оборонной мощи России уделял Петр 1. Он основал в 1718 г. Первый в России гребной клуб – Невский флот. Официальной датой рождения русского гребного спорта считается 1860 г.».[2]

Большим пропагандистом этих лодок и основоположником нового вида спорта, заслужившего в конце концов признание во всем мире, стал живший в Лондоне шотландский юрист Джон Мак Грегор. В 1865 он, имея прототипом эскимосский каяк, спроектировал и построил для себя лодку, которую назвал «Роб-Рой». Она была длиной 4,57 м и шириной 0,76 м. Обшивка – клинкерная, из дуба; палуба – из кедра. Параметры второй лодки Мак Грегора – 4,26 и 0,66 м. Владелец много путешествовал на ней по озерам и рекам Центральной Европы, о чем рассказал в книге «1000 миль на каноэ «Роб-Рой». В последующие годы он описал и свои путешествия по Норвегии, Швеции, Дании, Северной Германии и Балтийскому морю, а также по реке Иордан, Красному морю и Суэцкому каналу. Эти путешествия получили международную известность и вызвали большой интерес. В 1866 Мак Грегор стал основателем первого в мире гребного клуба – Английского Королевского клуба любителей гребли на байдарках и каноэ.

Гребля, как самостоятельный вид спорта, проделала большой путь, начиная с использования примитивного плавательного средства, а закончив в статусе олимпийского вида спорта.

Наши рекомендации