Деятельностные характеристики учебной деятельности

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПЛАН

1Общая характеристика учебной деятельности.

2.Психологические основы управления учебной деятельностью.

3.Учебные задачи и учебные действия.

4.Контроль и его функции в учебном процессе.

5.Мотивация учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Габай Г.В Педагогическая психология/ Учебное пособие.-М., 1995.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А.,Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.,2003.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология – Р-на Д.,1997

4. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев,1998

5. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой – М.,2003.

6. Педагогическая психология: Учебно-методическое пособие для студентов/Сост. Коверга В.К.,Белоус о.в. – Армавир,2000.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. заведений – М.,1998.

1. Общая характеристика учебной деятельности.

Учебная деятельность -активность учащихся, направленная на саморазвитие и самодвижение.

Разработкой теории учебной деятельности занималась группа теоретиков и практиков под руководством В.В Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Замкова, А.К.Марковой.

Д.Б. Эльконин отличал, что учебная деятельность -это деятельность, направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Основные характеристики учебной деятельности.

1.Учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.

2.В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия.

3.Общие способы действия предваряют решение задач.

4.Учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте(по мнению Д.Б. Эльконина),что является основной ее характеристикой.

5.Изменение психических свойств и поведение обучающихся зависит от результатов их собственных действий.

Учебная деятельность - специфический вид человеческой деятельности, поэтому она имеет общественный характер.

Деятельностные характеристики учебной деятельности

1.По содержанию - направлена на усвоение всех богатств культуры и науки.

2.По смыслу - она общественно значима и общественно оцениваема.

3.По форме - она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях.

Учебная деятельность осуществляется следующими средствами:

1.Интеллектуальными действиями (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, классификация)

2.Знаковыми, языковыми, вербальными средствами, в форме которых усваиваются знания, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

3.Фоновыми знаниями, посредством включения в которые новых знаний, стуктуируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающихся.

Структура учебной деятельности:

§ Имеет цель

§ Предметное содержание

§ Средства и способы

§ Продукт или результат

Цель учебной деятельности - развитие самого человека, усваивающего знания. Такая цель требует постановки личностных и познавательных задач, решение которых связано с нахождением обучающихся в позиции субъекта учебной деятельности.

Эта позиция в ходе онтогенеза меняется, трансформируются познавательные интересы и запросы.

Для первоклассника школа и учитель очень значимы и авторитетны. Ребенок постепенно занимает позицию школьника в ходе начального обучения.

К подростковому возрасту - стремление обрести свое место среди учеников.

В старших классах проблема профессионально личностного самоопределения.

Предметным содержанием учебной деятельностиявляется усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, их программ и алгоритмов.

Результаты учебной деятельности в большей степени зависят от того, какие средства и способыприменимы в ней. По способу выполнения она может быть репродуктивной, творческой, исследовательской.

Основным продуктом (результатом) учебной деятельности является обогащение концепции жизни, развитие своеобразного личностного концептуального развития мира. Это происходит благодаря умению структурировать и актуализировать знания, соотносить общее и частное, выделять ведущие закономерности, объяснять явления в научных позициях.

Формирование учебной деятельности:

Опирается на концепцию Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А Леонтьева. Эльконин (в 50-е годы) понимал учебную деятельность школьника как сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.

Эльконин указывал, что учебная деятельность есть прежде всего такая, «в результате которой происходит изменение в самом ученике. Это деятельность по самоизменению,ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте.»

Цели учителя и ребенка соединяются воедино, если:

1.Необходимо формировать учебно-познавательные мотивы, направленные на овладение обобщенными способами действий.

2.Овладение детьми общими способами учебных действий по решению широкого класса задач. Одним из важнейших признаков сформированности целенаправленной учебной деятельности является различение конкретного результата своих действий и того общего способа, которым этот результат получен. Главное не результат задачи, а как пришел к этому результату: логика рассуждения, умение анализировать и сравнивать.

3.Ребенок должен понимать происхождение любых понятий и действий.

4.Знания не должны даваться в готовом виде. Изучение любого нового понятия должно начинаться с мотивационного введения (для чего? Почему? Зачем?).

5.Использовать на уроке принцип содержательных обобщений (В.В.Давыдов)

Суть принципа: выделение всеобщей формы какого-либо многообразного явления, выяснение происхождения понятий, последовательное освоение путем восхождения от абстрактного к конкретному.

6.Важнейшей особенностью сформированности учебной деятельности является ее научно-теоретический характер. Когда важнейшей особенностью являются научные, а не эмпирические знания.

Наши рекомендации