Типы межличностного общения
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Роднит их с императивом то, что также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
В качестве альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.
Стратегии общения
В общении также традиционно выделяют ряд стратегий: открытая-закрытая, монологическая-диалогическая, ролевая-личностная. Стратегия открытого общения - желание и умение выразить полно и доходчиво свою точку зрения, с одной стороны, и готовность учитывать позицию собеседника или собеседников, с другой стороны. Закрытое общение - нежелание и (или) неумение выразить понятно и полно свою точку зрения, свое отношение к обсуждаемому. В ряде случаев закрытое общение бывает оправданно, например, если вы знаете, что человек все равно вас не поймет, то бессмысленно тратить время и силы, пытаясь ему объяснить, легче перейти на другую тему, понятную обеим сторона общения; в ситуациях конфликта не целесообразно открывать противнику свои планы. Полузакрытое общение – «одностороннее выспрашивание», попытка выяснить позицию собеседника при этом, не раскрывая своей собственной. Стратегия монологического общения - излагается собственная позиция и не планируется выяснения позиции других участников. В ряде случаев данная стратегия вполне оправдана, например, выступление одного перед другими – когда сначала слушают докладчика, а затем задают вопросы, обсуждают. Диалогическое общение - на равных в общении участвуют все собеседники - обмениваются мнениями, делятся информацией, планами, высказывают свои идеи. Ролевое общение - предполагает общение исходя из выполняемых социальных ролей (педагог, врач, отец, мать, брат, сестра, ребенок, муж, жена, и т.д.). Часто мы вынуждены вести себя не так, как нам хочется, а как того требует ситуация, социальная роль которую мы выполняем в данный момент. Личностное общение - общение «по душам», выбирая эту стратегию, человек ведет себя свободно и раскованно.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите и охарактеризуйте функции общения.
2. Что представляет собой структура общения?
3. Что такое коммуникативные барьеры? Какие виды барьеров вы знаете? Охарактеризуйте их.
4. Что представляет собой интерактивная сторона общения?
5. Что представляет собой перцептивная сторона общения? Какие механизмы межличного восприятия вы знаете? Охарактеризуйте их.
6. Перечислите и кратко охарактеризуйте известные вам стили лидерства.
7. Раскройте формы общения.
8. Какие уровни общения вам известны?
9. Перечислите и охарактеризуйте виды общения.
10. В чем суть императивного, манипулятивного, диалогического общения?
11. Приведите примеры разных типов межличностного общения.
12. Какие стратегии общения вы знаете? Охарактеризуйте их.
13. Составьте список социальных ролей, исполняемых вами в жизни.
I. Заполните пробелы
1. Основные формы межличностного общения – ..., …, … .
2. Общение как средство объединения людей характеризует … функция.
3. Основные функции общения – это: ..., …, …, … .
4. Коммуникативная сторона общения предполагает … ….
5. Отсутствие единой системы кодирования и декодирования информации создает … …между участниками общения.
6. … – постижение эмоционального состояния другого.
7. … … основывается на стремлении личности к выявлению причин поведения партнера по деловому общению.
8. Включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации характерно для … общения.
9. Обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями представляет собой … вид общения.
10. … общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
11. Нежелание и (или) неумение выразить понятно и полно свою точку зрения, свое отношение к обсуждаемому представляет собой … стратегию общения.
12. В … общении партнер воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных … свойств и качеств.