Воспитание, воспитуемость, воспитанность. Стили воспитания

Воспитание- социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением; общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.). Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии

Литература:

Педагогическая психология Столяренко Л.Д.

Воспитанность есть согласованность между знанием, убеждением и поведением ученика.

Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может привести к кризису личности.

Зачастую у людей возникает путаница в понимании самого понятия “воспитанность”. Иногда под воспитанностью понимают конгломерат частных свойств личности (например, честность, трудолюбие и владение внешними признаками поведения). Такое понимание воспитанности не способствует целостному процессу самовоспитания школьника.

Воспитанность включает следующие компоненты:

· запасы нравственных знаний ученика (о нормах поведения и об отношении к обществу, к труду, к другому человеку, к себе);

· нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично – его смыслы, мотивы, ценности), то есть личное пристрастное отношение к нравственным знаниям, которые далеко не всегда переходят в убеждения, а могут осуществлять с ним параллельно;

· реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).

В воспитанности необходим каждый из этих компонентов: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение; нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами этого поведения; в самом же нравственном поведении реализуются, применяются знания и убеждения и складываются новые.

Конечной целью воспитания ученика является углубление его воспитуемости, способности к самовоспитанию. Если воспитанность есть актуальный уровень развития личности, то воспитуемость - ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего нравственного развития.

Воспитуемость - это возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми, восприимчивость к воспитанию.

На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность ученика к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития своей личности.

Неправомерно под высоким уровнем воспитуемости понимать лишь выполнение учеником требований учителя. Ведь эти цели могут противоречить целям, осознанно поставленным перед собой личностью.

Литература:

Виноградов П.Н. и Орлова А.В.Педагогическая психология

Четыре стиля воспитания

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал». Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер - и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим(1991).

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля. По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, “склонны давать, чем требовать. Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации” (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Наши рекомендации