Конфликты и трансактный анализ

Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.

Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).

Основные положения теории трансактного анализа

Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакци».

Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.

Поведенческие характеристики основных трансакций

Ребенок — проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.

Родитель — требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.

Взрослый — работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.

Переговоры как метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для сторон конфликта.

Применение переговоров для разрешения конфликта возможно при определенных условиях:

существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;

отсутствия значительного различия в силе субъектов конфликта;

соответствия стадии развития конфликта возможностям переговоров;

участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Каждый конфликт, в своем развитии проходит несколько стадий, на которых переговоры могут быть не восприняты, потому что еще рано или поздно, и возможны только соответствующие агрессивные действия.

Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события.

Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:

первичные группы - нарушены их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров;

вторичные группы - нарушены их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени .

Могут существовать еще и третьи силы, которые также заинтересованы в конфликте, но еще более скрытые.

Мoдели пoсредническoй деятельнoсти: фасилитатoрствo, кoнсультациoннoе пoсредничествo, пoсредничествo с элементами арбитража.

1.Синоним термина «фаслитаторство» - посредничество. Фасилитатoр- это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, егo участие заключается в пoдгoтoвке встречи; oн oбеспечивает равнoе участие в oбсуждении прoблем, дoбивается стрoгoй пoвестки дня и прoцедуры перегoвoрoв. Фасилитатoр не принимает участия в пoлемике и вырабoтке решений.

2.Консультационное посредничество – специфика этой разновидности заключается в том, что конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что если если не будут найдены конструктивные решения, они прислушаются к его мнению.

3. Посредничество с элементами арбитража – в рамках этой модели роль посредника в переговорном процессе максимальна. Посредник вносит обязательное решение спорного вопроса.

Способы и методы определения причин конфликта

С точки зрения причин конфликтной ситуации делятся на 3 группы:

1. К-т цели-характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по- разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

2. К-т взглядов-когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях, мыслях на решаемой проблеме.

3. К-т чувств-когда у участников разных чувств и эмоций, лежащий в основе их отношений друг с другом, как личностей.

Методы конфликтологии

1. Методы изучения и оценки личности

Используемые приемы:

- наблюдение;

- оценка личностных качеств;

- тестирование;

2. Методы изучения и оценки социально- психологических явлений в группах

Используемые приемы:

- наблюдение;

- опрос;

- социометрический метод;

3. Методы диагностики и анализа конфликта

Используемые приемы:

- наблюдение;

- опрос;

- анализ результатов деятельности;

- метод экспериментального интервью.

4. Методы управления конфликтами

Используемые приемы:

- структурные мет оды;

- метод картографии.

Наши рекомендации