Личностно ориентированное профессиональное образование

Личностно ориентированная парадигма профес­сионального образования утверждается в нашей стране с середины 1990-х гг. В зарубежной педагогике научное обоснование личностно ориентированное профессиональное образование получило уже в 1980-е гг., а в 1990-е гг. началась его реализация на практике1. Личностно ориентированное образование понимается как особый тип образования, основыва­ющийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные усло­вия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятель­ности и реализации себя. Центром тяжести этой сис­темы образования провозглашается профессиональ­ное развитие личности обучаемого.

Каковы предпосылки развития этого образования в нашей стране?

1. В 1990-е гг. кардинально изменилась политиче­ская ситуация в стране. В основном законе страны — Конституции — главной ценностью провозглашается человек. Начинается процесс демократизации всех сфер общества, в законе РФ «Об образовании» зало­жены основы реформирования образования. А. Г. Асмолов, характеризуя общественно-политиче­скую ситуацию, отмечает назревшую необходимость перехода от культуры полезности к культуре достоин­ства1. В культуре полезности образованию отводится роль сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на подготовку человека к исполнению служебных функций. В культуре досто­инства ведущей ценностью является личность челове­ка независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования — образования, ориен­тированного на обеспечение свободного личностного и профессионального развития человека.

2. Социально-экономические условия в стране вызвали необходимость реформирования профессио­нального образования:

• переход к рыночной экономике обусловил не­обходимость принципиально новой системы про­фессионального образования;

• высокий уровень квалификации и профессио­нализм стали важными факторами социальной защищенности работников, их профессионального само­сохранения;

• усиление интеграционных моментов в произ­водственных технологиях привело к изменению по­нятия «квалификация». Помимо знаний, умений, на­выков в нее также входят профессионально важные качества личности, которые получили название клю­чевых квалификаций;

• массовое возникновение малых и средних пред­приятий различных форм собственности, а также развитие индивидуальной частной деятельности привели к изменению видов трудовой занятости на­селения, обусловили высокую профессиональную мобильность;

• профессиональное образование стало факто­ром повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным про­фессиональным ростом и профессиональным само­совершенствованием ;

• динамизм современных производственных тех­нологий, новые виды занятости, сокращение време­ни трудовых контрактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специали­стов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий;

• нечеткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция требуют большей универсализации про­фессиональных функций специалистов. Более кон­курентоспособными становятся профессионально мобильные работники;

• интеграция в мировое экономическое сообще­ство обусловила необходимость сближения качества и уровня профессионального образования в России и передовых странах мирового сообщества, в которых личностно ориентированное образование широко внедряется в практику.

Личностно ориентированное профессиональное образование в большей степени, чем когнитивно ориентированное, позволит выполнить эти требования.

3. Развитие педагогической теории и практики в нашей стране создало научные предпосылки для разработки личностно ориентированного профес­сионального образования. Выше уже были рассмот­рены основные теории и концепции, в которых лич­ностная компонента отчетливо просматривалась. А в работах Н. А. Алексеева, В. В. Серикова, И. С. Яки­манской дано теоретическое обоснование личностно ориентированного образования в общеобразователь­ной школе. К сожалению, личностно ориентирован­ное образование не стало пока предметом научного анализа. Однако его отдельные моменты уже внедря­ются в практику профессиональной школы.

В психологии профессионального образования широко применяются термины «самоуправление», «саморазвитие» и «собственная активность», что сви­детельствует о зарождении личностно ориентирован­ного обучения. Их объединяет то, что субъект сам инициирует и организовывает процесс своего уче­ния. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения в обучении.

Таким образом, политическая ситуация в стране, переход к рыночной экономике, развитие психоло­го-педагогических концепций и теорий обучения со­здали предпосылки становления личностно ориенти­рованного профессионального образования.

Системообразующим фактором личностно ори­ентированного образования становится профессио­нальное развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей,

специфики учебного материала в конкретной учеб­но-пространственной среде.

Центральным звеном личностно ориентирован­ного профессионального образования является профессиональное развитие — развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной дея­тельности. На начальных этапах профессионально­го образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального ста­новления соотношение личностного и профессио­нального развития приобретает динамическую не­равновесную целостность. На стадии профессио­нализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и опреде­лять его.

Определение сущности личностно ориентиро­ванного образования позволило сформулировать следующие основные концептуальные положения личностно ориентированного профессионального обра­зования:

• личностное и профессиональное развитие обу­чающегося рассматривается как главная цель, что из­меняет место субъекта учения на всех этапах профес­сионального образовательного процесса. Данное по­ложение предполагает субъективную активность обу­чаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обуче­ния и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования;

• критериями эффективной организации про­фессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности;

• в качестве психолого-дидактической единицы профессионального образования рассматривается учебно-профессиональная ситуация, которая моде­лирует все составляющие профессионального обра­зовательного процесса;

• социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами про­фессионального развития обучаемых, становления авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;

• ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изме­нению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в госстан­дартах образования, и требований к самоопределе­нию, самообразованию, самостоятельности и само­осуществлению в учебно-профессиональных видах труда. Стандарт образования не цель, а средство, определяющее направление и границы использова­ния содержания образования как основы професси­онального развития личности на разных ступенях обучения;

• залогом полноценной организации профессио­нального образовательного процесса становится со­трудничество педагогов и обучаемых. Обучение пре­доставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся. Принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное образование создает условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса.

Глава 2

Личностно ориентированное содержание и технологии

Наши рекомендации