Личностно ориентированное профессиональное образование
Личностно ориентированная парадигма профессионального образования утверждается в нашей стране с середины 1990-х гг. В зарубежной педагогике научное обоснование личностно ориентированное профессиональное образование получило уже в 1980-е гг., а в 1990-е гг. началась его реализация на практике1. Личностно ориентированное образование понимается как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и реализации себя. Центром тяжести этой системы образования провозглашается профессиональное развитие личности обучаемого.
Каковы предпосылки развития этого образования в нашей стране?
1. В 1990-е гг. кардинально изменилась политическая ситуация в стране. В основном законе страны — Конституции — главной ценностью провозглашается человек. Начинается процесс демократизации всех сфер общества, в законе РФ «Об образовании» заложены основы реформирования образования. А. Г. Асмолов, характеризуя общественно-политическую ситуацию, отмечает назревшую необходимость перехода от культуры полезности к культуре достоинства1. В культуре полезности образованию отводится роль сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на подготовку человека к исполнению служебных функций. В культуре достоинства ведущей ценностью является личность человека независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования — образования, ориентированного на обеспечение свободного личностного и профессионального развития человека.
2. Социально-экономические условия в стране вызвали необходимость реформирования профессионального образования:
• переход к рыночной экономике обусловил необходимость принципиально новой системы профессионального образования;
• высокий уровень квалификации и профессионализм стали важными факторами социальной защищенности работников, их профессионального самосохранения;
• усиление интеграционных моментов в производственных технологиях привело к изменению понятия «квалификация». Помимо знаний, умений, навыков в нее также входят профессионально важные качества личности, которые получили название ключевых квалификаций;
• массовое возникновение малых и средних предприятий различных форм собственности, а также развитие индивидуальной частной деятельности привели к изменению видов трудовой занятости населения, обусловили высокую профессиональную мобильность;
• профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным профессиональным ростом и профессиональным самосовершенствованием ;
• динамизм современных производственных технологий, новые виды занятости, сокращение времени трудовых контрактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий;
• нечеткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция требуют большей универсализации профессиональных функций специалистов. Более конкурентоспособными становятся профессионально мобильные работники;
• интеграция в мировое экономическое сообщество обусловила необходимость сближения качества и уровня профессионального образования в России и передовых странах мирового сообщества, в которых личностно ориентированное образование широко внедряется в практику.
Личностно ориентированное профессиональное образование в большей степени, чем когнитивно ориентированное, позволит выполнить эти требования.
3. Развитие педагогической теории и практики в нашей стране создало научные предпосылки для разработки личностно ориентированного профессионального образования. Выше уже были рассмотрены основные теории и концепции, в которых личностная компонента отчетливо просматривалась. А в работах Н. А. Алексеева, В. В. Серикова, И. С. Якиманской дано теоретическое обоснование личностно ориентированного образования в общеобразовательной школе. К сожалению, личностно ориентированное образование не стало пока предметом научного анализа. Однако его отдельные моменты уже внедряются в практику профессиональной школы.
В психологии профессионального образования широко применяются термины «самоуправление», «саморазвитие» и «собственная активность», что свидетельствует о зарождении личностно ориентированного обучения. Их объединяет то, что субъект сам инициирует и организовывает процесс своего учения. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения в обучении.
Таким образом, политическая ситуация в стране, переход к рыночной экономике, развитие психолого-педагогических концепций и теорий обучения создали предпосылки становления личностно ориентированного профессионального образования.
Системообразующим фактором личностно ориентированного образования становится профессиональное развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей,
специфики учебного материала в конкретной учебно-пространственной среде.
Центральным звеном личностно ориентированного профессионального образования является профессиональное развитие — развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его.
Определение сущности личностно ориентированного образования позволило сформулировать следующие основные концептуальные положения личностно ориентированного профессионального образования:
• личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионального образовательного процесса. Данное положение предполагает субъективную активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования;
• критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности;
• в качестве психолого-дидактической единицы профессионального образования рассматривается учебно-профессиональная ситуация, которая моделирует все составляющие профессионального образовательного процесса;
• социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами профессионального развития обучаемых, становления авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;
• ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в госстандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда. Стандарт образования не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения;
• залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся. Принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное образование создает условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса.
Глава 2
Личностно ориентированное содержание и технологии