Теории групп в социальной психологии. Классификация групп
Теории групп
Социометрический подход – Д.Морено. Социометрический метод включает в себя ряд вопросов, предназначенных для того, чтобы индивид выбрал или отверг тех или иных членов своей группы применительно к каким-либо отношениям. Число выборов говорит о степени и характере его потребности в общении с остальными членами группы. Морено: общество можно разделить на 2 структуры отношений: макроструктура (размещение индивидов в жизнедеятельности) и микроструктура (психологические отношения с окружающими). Все конфликты обусловлены несовпадением этих структурÞнеобходимость перестраивать макроструктуру в соответствии с микроструктурой. Здесь возникает проблема эталона, статуса, значимости. Появилась необходимость исследовать межличностные отношения, непосредственных эмоциональных контактов. Социометрия как основной метод исследования малых групп («-»не представлен аспект деятельности).
Стратометрический подход – А.Шпалинский, Уманский, Петровский – рассматривают сущностные для коллектива межличностные отношения как опосредованные содержанием групповой деятельности. В данной многоуровневой структуре выделяется несколько страт (слоев), имеющих различные психологические характеристики.
Центральное звено групповой структуры (А) составляет сама предметная деятельность группы, ее содержательная характеристика. Следующая за описанным выше слоем страта Б фиксирует отношение каждого члена группы к выполняемой групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию этой деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. В страте В представлены межличностные отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности – ее целями, задачами, ходом выполнения, принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями. Последний, поверхностный слой групповой структуры включает в себя связи, по отношению к которым ни цели деятельности группы, ни значимые для нее ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора. К показателям этого слоя относятся, например, данные социометрических тестов, показатели сенсомоторной и психофизиологической совместимости.
Референтометрический подход – Г.Келливыявление групп и лиц, обладающих для человека ценностной значимостью. Есть две функции референтной группы: сравнительная и нормативная. Суть первой – принятые в группе стандарты поведения, установки и т.п. выступают для индивида в качестве неких образцов, систем отчета, на которые он опирается в своих решениях и оценках. Нормативная функция – позволяет выяснить, в какой мере поведение индивида соответствует нормам группы. Референтность способствует сохранению целостности и стабильности группы.
Мейо выделяет особое чувство – социабельность – потребность ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Существование неформальных отношений ведет к формированию неформальной структуры →особая доктрина «человеческих отношений».
К. Левин: законы социального поведения следует искать через познание психологии и социальных сил. Необходимость исследования групповой динамики, сплоченности, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерства в группе. Напряжение возникает в результате нарушения равновесия между индивидом и средой → Конфликт как разность потенциалов между внутренним и внешним (идеал-реальность). Все в жизни человека имеет некоторую валентность (потенциал) – положительную ли отрицательную.
Основные характеристики групп: композиция (состав), структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.
Классификация групп
Социальная группа –совокупность индивидом, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.
Малая группа–это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
А.И.Донцов(1997) выделяет ряд следующих характеристик малых групп.
1.Регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции без посредников.
2.Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.
3. Участие в общей схеме распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности.
4. Общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения.
5. Чувства солидарности членов группы друг с другом и признательности группе.
6. Ясное и дифференцированное представление членов группы друг о друге.
7. Достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы.
8. Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.
Большая группа – от нескольких десятков до нескольких миллионов человек (этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, крупные организации). Особенности больших групп: установление контакта между индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены группы могут жить в разных регионах), не всегда наблюдается чувство единства. В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. (Дасеев,1979).
Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные.
Условная – совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них признаку (пол, возраст, уровень образования). Индивиды такой группы не имеют прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом. Реальная группа – это общность людей, существующая в определенном общем пространстве, объединена реальными отношениями (класс, бригада, воинское подразделение).Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен, другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям. Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.
Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (Андреева):
Рис. 1.1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии (Андреева)
Естественные группы подразделяются на большие и малые. Малые группы подразделяются на становящиеся и развитые. Становящиеся – уже обладают определенной заданностью внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью. Развитые – это группы сложившиеся, которые характеризуются более высоким уровнем развития.
Ч.Кули подразделил группы на первичные и вторичные. Первичные – это контактные группы, в которых люди не только взаимодействуют «лицом к лицу», но и тесно объединены эмоциональной близостью (семья, круг близких друзей). Вторичная группа – характеризуется безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями.
Подразделяются группы наформальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры группы – относительно постоянное сочетание взаимосвязей между ее членами. Формальная структура создается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Связи безличны. Специфика деятельности в формальной группе зафиксирована служебными инструкциями, приказами и т.д. Если формальная группа определяется внешними факторами, то неформальная – внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности – в общении, объединении, привязанности, дружбе получении помощи, доминировании, уважении и т.д. Например, компания друзей или единомышленников.
Г.Хаймен ввел в научный оборот термин «референтная группа», применив его к такой группе, в соответствии с которой индивид оценивает свое собственное поведение или ситуацию, в которой находится (Marshall, 1998). Хаймен проводил различие между группой членства, т.е. такой, к которой человек принадлежит в действительности, и группой референтной, которая используется как некоторая основа для сравнения. При этом референтная группа может быть или не быть группой членства.
Любая группа в рамках своего существования проходит различные стадии. Высшей стадией является коллектив. Это группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценой совместной деятельности.