Типология, основные виды и функции защитных механизмов

Защитные механизмы психики изучаются давно и их описано уже достаточно большое количество, но единой классификации до сих пор нет. Предлагаются различные варианты, используются различные критерии. В данном пособии мы вначале намеренно не хотели предлагать ни собственной ни другой классификации. Это делалось специально, чтобы с позиций различных психологических школ была возможность давать наиболее удобную классификацию, используя описания самых разнообразных защитных механизмов личности. Но, подискутировав и поразмыслив, мы все же решились обосновать и выделить три группы психологических защит, не претендуя на совершенство, а исключительно из-за удобства их представления.

Как известно, в различные классификации защит положены специфические критерии: блокировка или искажение информации; степень активности личности в формировании защит; особенности переработки информации, подлежащей "недопуску" к сознанию; природа препятствий, с которыми сталкивается субъект; результат защиты – достижение награды или избегание опасности; базисность или вторичность защит и др. Из разнообразных критериев, представленных в научных и практико-ориентированных источниках, нами были отобраны три показателя:

1. защиты, опосредующие восприятие информации;

2. защиты, опосредующие различные формы искажения (трансформации) информации;

3. защиты, основанные на первичных примитивных формах психических проявлений.

На основе этих показателей выделены три группы психологических защит, условно обозначенные как "естественные" психологические защиты (первая группа, сформированная на основе доминирования первого показателя), "интегративные" (доминирование второго показателя), "ретрозащиты" (доминирование третьего показателя).

3.2.1. "Естественные" психологические защиты

Первую группу защитных механизмов можно условно обозначить как "естественные", потому что входящие в нее психологические защиты опосредуют и формируют перцептивные процессы личности, особенности восприятия различной информации о себе и об окружающем мире.

Общим для этой группы защит является невостребованность анализа содержания информации. Здесь главное – блокирование информации, бессознательное исключение ее из сферы сознания:

· вытеснение,

· подавление,

· аскетизм,

· нигилизм.

Вытеснение

Понятие вытеснения – одно из основных в психоанализе, введенное З. Фрейдом, и за его пределами не имеет специального психологического значения.

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживается забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катаксис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны Я (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов – антикатексисов – может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение – к образованию невротических симптомов.

Среди психоаналитиков нет единого мнения о месте вытеснения среди других защитных механизмов. Считается, что вытеснение является важнейшим механизмом защиты, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными. Так А. Фрейд в книге "Психология Я и защитные механизмы" пишет о том, что теоретически вытеснение может быть подведено под общее понятие защиты и рядоположено другим конкретным способам. Однако, с точки зрения эффективности, по сравнению со всеми остальными, оно занимает уникальную позицию, т.е. способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которым остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Вытеснение действует лишь единожды, хотя антикатексис, осуществляемый для обеспечения вытеснения, является постоянным формированием и требует на свое поддержание постоянных энергетических затрат.

Но вытеснение занимает особое место среди остальных защитных механизмов в связи с тем, что это не только самый эффективный, но и самый опасный механизм. Отъединение от Я, наступающее вследствие изоляции сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни, может полностью разрушить целостность личности. Существует и другая точка зрения, согласно которой вытеснение начинает действовать лишь после того, как не срабатывают другие механизмы (проекция, изоляция и т.д.). Причиной, вызывающей вытеснение, большинство современных психоаналитиков склонны считать страх, которым Эго реагирует в ситуации опасности. Вытеснение – активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприятных желаний и мыслей. Согласно З. Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз:

1. предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний;

2. обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений.

Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное "возвращение вытесненного" на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и др.

С механизмами вытеснения З.Фрейд связывал некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (язва желудка, бронхиальная астма). Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно то, что снижает чувство собственной ценности как личности. Чаще этот механизм проявляется у людей с незрелым Я, истерическими чертами характера, у детей. Согласно клиническим наблюдениям, вытеснение наблюдается у больных с доминированием пассивного поведения. Они нуждаются в переживании чувства защищенности, а при его фрустрации возникает тревога.

Что же чаще всего вытесняется человеком из сознания?

Прежде всего психотравмирующая информация, связанная с жизнью близких, факты личной биографии, когда личность проявила свои худшие качества, враждебность, любовь к власти, глупость, вседозволенность, сексуальные влечения. По этому поводу М.Е. Литвак 8>>> пишет, что чем больше человек вытесняет в бессознательное, тем хуже он знает себя, тем менее он ориентирован, тем чаще будет иметь тупиковые варианты решения своих проблем.

Основная борьба с вытеснением – осознание и осмысление вытесненной информации: следует пережить гибель близкого человека, реализовать потребности в доминировании путем личностного роста, наладить отношения с близкими и др.

Развитие вытеснения может привести в действие другой защитный механизм – проекцию. Кроме того, ряд авторов не делают принципиальных различий между механизмами вытеснения и подавления, другие же, напротив, анализируют их в отдельности.

<<<8 Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов-на-Дону, 1997.

Подавление

Подавление – более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов (Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б.Д. Спб., 1998 г.).

Лапланис Ж. и Ж.-Б. Понталис в "Словаре по психоанализу" дается следующее определение механизма подавления –50; это психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д. В этом смысле вытеснение выступает как особый вид подавления.

Специфика действия механизма подавления заключается в том, что в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается сама вытесняющая инстанция (Я), ее действия и результат, он, напротив, выступает как механизм работы сознания на уровне "второй цензуры", (расположенной, по Фрейду, между сознанием и подсознанием), обеспечивая исключение какого-то психического содержания из области сознания, а не о переносе из одной системы в другую. С точки зрения динамики, ведущую роль в подавлении играют этические мотивы.

Например, рассуждения мальчика: "Мне следует защитить своего друга – мальчика, которого жестоко дразнят. Но если я стану это делать, то подростки и до меня доберутся. Они будут говорить, что я тоже глупая малявка, а я хочу, чтобы они думали, что я такой же взрослый, как они. Лучше не буду ничего говорить".

Итак, подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Подавление – сложный механизм защиты. Одним из вариантов его развития является аскетизм.

Аскетизм

Аскетизм как механизм психологической защиты был описан в работе А. Фрейд "Психология Я и защитные механизмы" и определен как отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений. Она указывала на то, что данный механизм характерен в большей степени для подростков, примером которого является недовольство своей внешностью и стремление к ее изменению. Это явление связано с несколькими особенностями подросткового возраста: бурные гормональные изменения, происходящие в организме молодых людей и девушек, могут вызвать полноту и другие недостатки внешности, что делает на самом деле подростка не очень симпатичным. Негативные переживания по этому поводу могут быть "сняты" с помощью защитного механизма – аскетизма. Данный механизм психологической защиты встречается не только у подростков, а и у взрослых людей, где чаще всего "сталкиваются" высокие моральные устои, инстинктивные потребности и желания, что, по мнению А. Фрейд, лежит в основе аскетизма. Она указывала также на возможность распространения аскетизма на множество сфер жизни человека. Так, например, подростки начинают не только подавлять в себе сексуальные желания, но и перестают спать, общаться со сверстниками и т.д.

Рассматривая аскетизм как механизм психологической защиты, нельзя не обратиться к работам, посвященным психологии религии. Правда, не во всех трудах можно встретить описание данного явления как защиты, но в исследованиях Д.М.Угреновича, который очень много писал об особенностях сознания верующих людей, содержится понимание аскетизма именно как защитного механизма личности. Он выделял два типа верующих: экстравертированных и интровертированных. У последних и распространена такая форма поведения, как аскетизм в качестве средства ухода от окружающего мира, бегства в иллюзорный религиозный мир.

А. Фрейд отличала аскетизм от механизма вытеснения на двух основаниях:

1. Вытеснение связано со специфическим инстинктивным отношением и касается природы и качества инстинкта. Аскетизм же затрагивает количественный аспект инстинкта, когда все инстинктивные побуждения рассматриваются как опасные;

2. При вытеснении в некоторой форме имеет место замещение, в то время как аскетизм может быть замещен только переключением на выражение инстинкта.

Нигилизм

Нигилизм – отрицание ценностей. Такое определение нигилизма является одним из самых распространенных в современной специальной литературе.

Подход к нигилизму как одному из механизмов психологической защиты основывается на концептуальных положениях Э. Фромма. Он полагал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием "брошенного в мир не по своей воле" и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и настоящее. Им обоснована мысль о том, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. По мнению Э. Фромма, развитие человека идет по пути увеличения "свободы", которым не каждый человек может адекватно воспользоваться, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, что приводит его к отчуждению.

В результате человек утрачивает свою самость. Возникает защитный механизм "бегство от свободы", для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции; деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы он не разрушил его самого, нигилизм; автоматический конформизм.

Понятие "нигилизм" анализируется и в работе А. Райха. Он писал о том, что телесные характеристики (скованность и напряженность) и такие особенности как постоянная улыбка, высокомерное, ироничное и дерзкое поведение, – все это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые оторвались от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера, "броню характера", проявляющиеся как "невроз характера", одной из причин которого и является действие защитного механизма – нигилизма. "Невроз характера" – это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в определенных чертах характера, способах поведения, т.е. в патологической организации личности в целом.

3.2.2. "Интегративные" психологические защиты

Эту группу условно можно обозначить как "преобразование информации с помощью различных механизмов защиты". В отличие от первой, защиты, входящие в эту группу, связаны с бессознательной оценкой содержания неугодной для личности информации, ее изменением, неадекватностью оценки. Искажение, трансформация информации могут осуществляться различными способами с использованием: генерализации, опущения, категоризации и др. 9>>>

В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий. В качестве таких механизмов психологической защиты будут рассмотрены:

· агрессия;

· десакрализация;

· идеализация;

· проекция;

· трансформация;

· идентификация;

· играние роли;

· инверсия:

o реактивное образование,

o обратное чувство,

o формирование реакции,

o мартиризация,

o образование симптомов;

· юмор;

· эмоциональное выгорание;

· обесценивание;

· рационализация;

· компенсация:

o сублимация,

o субституция,

o фасад, маска, экранирование;,

· интеллектуализация;

· интроекция;

· ретрофлексия.

<<<9 Более подробно об этих процессах см.: Л.Д. Демина. Введение в психологические проблемы социальной практики. Барнаул, 1994.

Агрессия

Об агрессивном психологическом защитном механизме в литературе содержится наиболее широкий спектр мнений, поэтому мы позволим себе включить описания агрессии, представленные в работе С. Будасси 10>>>.

В момент фрустрации агрессивный импульс направлен, в общем виде, на источник этой фрустрации. Этот импульс усиливается с увеличением фрустрации или ужесточением барьера. Однако не все люди реагируют агрессивно: для этого нужна первичная склонность к деструкции или некоторая инфантильность психики.

Основные разновидности агрессии:

1. Прямая агрессия – как правило, обращена на других. Может проявляться в поведении (нападение, драка, физическое воздействие, убийство) или в вербальной форме (брань, унижающие шутки или высказывания, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, "умерщвление плоти". Эта форма защиты основана на повышенной значимости социальных эталонов (или восприятии их как слишком жестких), на восприятии барьеров как полностью непроходимых или ситуации как абсолютно безысходной.

2. Косвенная (смещенная) агрессия – направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект (лицо), а на доступный объект. Этот доступный объект может быть связан с источником фрустрации (или с барьерами), но может и не иметь к ним никакого отношения. Так, человек может просто "вылить" плохое настроение на первое попавшееся лицо. Агрессия может проявляться по отношению к тем, кто не может ответить, к беззащитным, преследуемым; это могут быть слабый человек, покорная жена или национальные меньшинства.

3. Вымещение – защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы "замкнутый круг" взаимовлияния людей друг на друга.

Например, людей, на которых направлено действие механизма вымещения, в народе называют "козлами отпущения". Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите.

Механизм вымещения отражен в одной из картин Битсрупа – босс пришел в плохом настроении в контору и как следствие этого "сорвал" его, отругав заместителя, заместитель – клерка, клерк – рассыльного, рассыльный, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса босса.

Эта форма психологической защиты широко растространена в различного типа взаимоотношений и ее профилактика может заключаться в развитии и формировании умений находить компромиссы в конфликте, сохранять консенсус или спокойно отказываться от взаимоотношений с кем-то, если они уже изжиты. В современной психологии и конфликтологии разработаны разнообразные системы превенции, профилактики и разрешения межличностных конфликтов, с помощью которых личность может нейтрализовать, а то и вовсе отказаться от такого защитного механизма как вымещение.

1. Пассивная агрессия. В этом случае субъект объединяет себя с внешним агрессором и "принимает на себя" его роль. Пример этой разновидности агрессии – измена, предательство или "потакание" жестокостям другого.

<<<10 Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

Десакрализация

Защитный механизм десакрализации описан А. Маслоу 11>>>. Он указывал на то, что молодые люди, имеющие такой защитный механизм, разуверились в общечеловеческих ценностях и морали. Они чувствуют себя обманутыми, им кажется, что их жизнь и жизнь и х окружения течет по другим законам. Почувствовав однажды лицемерие, исходящее от родителей, больше не хотят слушать никого из старших, особенно если старшие говорят с ними тем же языком, что и их родители. Наблюдая, как их родители рассуждают о подвигах, доблести, славе, и в то же время замечая, что сами взрослые ни во что не ставят эти ценности. При десакрализации личность скептически соизмеряет и не хочет видеть свое предназначение, возможности в самореализации и самоактулизации.

Так, к примеру, был обесценен секс. А. Маслоу пишет о том, что секс для нашей молодежи – не более чем оправление естественной потребности, и они привыкли оправлять ее столь бездумно, относиться к нему столь приземленно, что секс почти утратил свою поэтическую компоненту.

Путь снятия этой защиты – ресакрализация. Ресакрализация означает желание и готовность посмотреть на Человека "глазами вечности". Например, уметь видеть в конкретной, живой женщине Женщину с большой буквы.

<<<11 А. Маслоу. Дальние пределы человеческой психики. М., 1998.

Идеализация

Идеализация связана, прежде всего, с завышенной эмоциональной самооценкой или оценкой другого лица.

Например, влюбленность предполагает завышенную оценку объекта любви, который наделяется широким спектром позитивных качеств, в том числе и не присущих индивиду, но боготворится личностью.

Идеализация имеет место до тех пор, пока сохраняется влюбленность. С точки зрения З. Фрейда "половая переоценка" эго является его идеализацией. По мнению М. Клайн, идеализация есть защита от влечения к деструкции личности, так как идеализированный образ (представление человека о самом себе) наделяется несвойственными ему чертами характера и добродетелями, которые по мнению А. Адлера 12>>>, служат основой стремления к превосходству.

Идеализация связана и с процессом формирования персонального идеала. В этом случае может наблюдаться не только идеализация, но и самоидеализация, что может привести к завышенной самооценке, мании величия, нарциссизму, нигилизму и др. (К. Хорни 13>>>). Кроме того, она полагала, что самоидеализация индивида является одним из способов разрешения внутриличностного конфликта, так как именно идеализированный образ Я отвечает жизненным потребностям человека.

К. Хорни отмечала, что защитный механизм идеализации выполняет ряд важных для личностной стабильности функций: заменяет реальную уверенность человека в свои силы (вера в свои возможности становится необходимым компонентом идеализированного образа); создает условия для чувства превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет подлинные идеалы, (при действии защиты человек смутно представляет себе то, чего он хочет; его идеалы не отличаются определенностью, они противоречивы, но идеализированный образ придает жизни некоторый смысл); отрицает наличие внутрипсихических конфликтов (отвергает все, что не входит в созданный им самим образ поведения); порождает в личности новую линию расколов, образовывая барьер к ее подлинному развитию, формирует отчуждение от самой себя, создает новые жизненные иллюзии – такой защитный механизм личности, который служит основанием для дальнейшего развития идентификации и самоидентификации.

В целом механизм идеализации может привести к одиночеству. Необходимо еще раз индивидуально оценить социальные нормы, стандарты, формировать свою точку зрения на мир, окружающих людей, становиться самостоятельным, хорошим профессионалом и др.

<<<12 Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1993.
<<<13 Хорни К. Невротическая личность. М., 1996.

Проекция

Психоаналитическое понимание проекции как защитного механизма начинается с работ З. Фрейда, впервые обнаружившего проекцию в паранойе и ревности, когда у человека вытесненные чувства, тревога и страх коренятся в нем самом и бессознательно переносятся на окружающих. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности.

В таких ситуациях индивид, не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно достаточно точно "отслеживать" это в других людях. Проекция основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать.

Например, человек с гомосексуальными чертами, не осознавая их в себе, замечает мельчайшие их оттенки в других людях. Человек, озабоченный желанием стать самым значимым и авторитетным членом группы наделяет такими же мотивами своего коллегу, бессознательно начинает видеть в нем соперника, конкурента и, соответственно, с этим строит свои взаимоотношения, трактуя их с позиции самообороны.

Часто по проекционным механизмам идет ревность, отбор значимых материалов. К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Некоторые особенности проекции подмечены на уровне житейской и обыденной психологии и нашли отражение в пословицах и поговорках: "На воре и шапка горит", "У кого что болит, тот о том и говорит" и др.

З. Фрейд полагал, что проекция есть часть феномена переноса (трансфера) в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: "Вы подумаете, что…, но это вовсе не так". Как результат проекции З. Фрейд рассматривал религию. Согласно этой точке зрения, человек сам создал все образы Бога по образу и подобию своему. Люди проецируют свои фантазии о всемогуществе на Бога. Анимистические верования объяснялись неспособностью первобытных людей мыслить о природе иначе как по образу человека. Человек отказывается принимать нечто в себе и проецирует именно это на несуществующие объекты своих фантазий.

В ортодоксальном психоанализе были попытки объяснить всю религию и мифологию в психоаналитических терминах защитных механизмов, за что последовала волна критики в современном психоанализе, гуманистическом и экзистенциальном направлениях. В частности, В. Франкл писал, что слишком примитивно рассматривать Бога как проекцию Сверх-Я. Конечно, отмечал он, заслуживает внимания мысль психоаналитиков о значимости проекции для создания образов Бога, но человек проецирует не только на конкретных людей, но и на природу, животных и на достаточно абстрактные понятия Бога, любви, справедливости. У людей не одинаковы образы Бога, которые наделяются специфическими качествами, различным содержанием – при этом работает механизм проекции 14>>>.

Вообще сам термин "проекция" употребляется в достаточно широком спектре явлений – в искусстве, когда человек проецирует свой внутренний мир, создавая картины, художественные произведения, в обыденной жизни, когда человек смотрит на окружающий мир через призму своего состояния, настроения. Так, человек в радости смотрит на других через "розовые очки" и т.д.

Но механизм защиты, называемый проекцией, нечто иное. Он тесно связан с другими защитными реакциями, так как сначала некоторый материал человек вытесняет, отрицает и только после этого он начинает четко замечать его в других людях, тем самым избавляясь от тревоги, внутренних конфликтов и укрепляет образ Я, свое самоотношение, трактуя поведение других людей, исходя из собственных мотивов.

Таким образом, проекция есть механизм защиты, связанный с формированием тенденции "перемещения на других" источников собственных проблем, неудовлетворенности, неудобства и др. Проецируя, индивид в своих неудачах обвиняет других и, как правило, именно в том, чего он боится в самом себе. Проекция, освобождая временно от негативных переживаний, делает человека либо чрезмерно подозрительным, либо очень беспечным.

В основе проекции лежит механизм отчуждения собственного Я (диссимиляция), что позволяет "видеть" и воспринимать свои нежелательные личные качества в других людях, но не замечать их в себе, приписывая их другому.

Например, вместо того, чтобы сказать: "Вы мне неприятны", человек произносит: "Я же вижу, что вызываю у Вас неприятные чувства". Другими словами, при проекции происходит замена объекта с сохранением отношения к нему.

Показано, что чаще действие защитного механизма проекции характерно для интровертов. Если личностное Я постоянно находится под строгим самоконтролем, то проекция является основой чрезмерного морализирования, ханжества, педантизма по отношению к окружающим и влечет за собой формирование презрения и недоверия к другим людям, с одной стороны, и страх перед ними – с другой стороны. Это, в свою очередь, провоцирует у индивида враждебное восприятие окружающих и формирование оборонительных стратегий, направленных на мнимых врагов.

Законы проекции показывают, почему нельзя обращаться за психологической помощью к друзьям, знакомым, случайным "специалистам" – они будут советовать делать то, на что не решились бы сами. Об этом нельзя забывать профессиональному психологу и другим специалистам, работающим с людьми.

Воспользуемся двумя примерами, которые приводит М.Е. Литвак в книге "Психологический вампиризм".

Врач-терапевт советовал своему сыну стать хирургом, ибо считал, что в хирургии легче сделать карьеру. Сын последовал его совету. Но он унаследовал от своего отца тревожно-мнительные черты характера, и работа хирурга вызывала у него выраженное волнение. Он не знал ни минуты покоя. Уже к 27 годам у него была гипертоническая болезнь II стадии, а в 28 – прединфарктное состояние. Хирургию он вынужден был бросить. Когда он расспросил отца, то выяснил, что тот не стал хирургом, так как побоялся, что не справится с волнением во время операции.

У одного пациента были неприятности с начальником. Друзья давали разные советы: смириться, подать жалобу в вышестоящие инстанции, смело выступить на профсоюзном собрании и "дать открытый бой", плюнуть на все и уволиться, написать анонимку. Но смириться он не мог, ибо уже начинал заболевать. Подать жалобу в вышестоящие органы не хотел, так как боялся прослыть склочником. Вступить в открытый бой не решался, так как терялся во время выступлений, да и самочувствие было неважным. Уволиться не хотел, так как считал, что не найдет такого престижного места. Написать анонимку мешала порядочность. Когда он прошел курс лечения, то, используя навыки психологически грамотного общения, смог наладить отношения с начальником, путем нейтрализации ряда психологических защит как у самого себя, так и у начальника.

Если вытесненную информацию личности не удается спроецировать, то она обычно подвергается трансформации.

Видом проекции является трансформация.

Началом борьбы с проекцией и трансформацией является признание личностью своих недостатков, обращение внимания на содержание претензий, которые предъявляются окружающим.

<<<14 См. Угринович Я.М. Психология религии. М., 1986.

Идентификация

Механизм идентификации получил свои истоки в психоанализе З. Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит, обожает, боготворит.

Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера разговора, походка, стиль поведения – все это копируется и воспроизводится тем, кто стремится походить на своего кумира.

Сначала ребенок идентифицирует себя с родителями, затем с воспитателями в детском саду, учителями в школе. Известно, что дети лучше изучают тот предмет, преподаватель которого пользуется у них любовью и уважением. Подростки идентифицируют себя с героями улицы, в юности – с литературными героями, знаменитыми личностями.

В классическом психоанализе под идентификацией понимается самое раннее проявление чувств, эмоциональной связи с другим лицом. Ребенок привязывается к матери или к отцу или замещающим их лицам, он старается походить на них и благодаря идентификации происходит формирование поведения и свойств личности, взятых за образец.

Идентификация тесно связана с механизмом интроекции, т.е. включением внешнего мира во внутренний мир человека. Последняя больше связана с ментальностью, в отличие от идентификации, которая ситуативна и поддерживается поведенческими, экспрессивными особенностями. Взаимосвязь эта обусловливается тем, что процесс отождествления одного лица с другим может происходить одновременно с вовлечением личностью любимого объекта в собственные переживания. С возрастом круг лиц, в которых человек видит объект идентификации, расширяется и объект может терять свою привлекательность и субъективную значимость для личности.

Выделяют следующие виды идентификации:

1. Анаклитическая идентификация – идентификация, при которой индивид знает, что сдержавшись, не совершив какое-то действие получит награду, одобрение.

2. Идентификация с агрессором – безосновательное уподобление угрожающему объекту, тому, который вызывает страх и тревогу.

Оба вида идентификации обычно сосуществуют вместе. Так, во взаимодействии с одними людьми, индивид старается избежать наказания, а в общении с другими, выполняя их требования, стремится получить награду.

К одной из специфических форм идентификации можно отнести защитный механизм, называемый играние роли, хотя часть авторов предпочитают рассматривать этот механизм как самостоятельный.

Играние роли

В основе играния роли лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях. М.Е. Литвак приводит такие примеры.

Учитель, считающий, что он все время должен "сеять разумное, доброе, вечное", играет роль учителя в любой ситуации, а не только на школьном уроке. Тогда он становится невыносимым в семье, неприятным при неформальном общении на дружеских встречах, вступает в конфликты с незнакомыми детьми и их родителями в общественных местах, делая замечания детям и упрекая родителей за то, что те не следят за своими детьми. Военный, играя роль, начинает по уставу воспитывать жену и детей. Лектору, если он в роли, не задашь дополнительного вопроса. Всем работающим знакомы начальники, которые никак не могут выйти из роли…

Как и при других формах психологической защиты, играние ролей предохраняет от "уколов", но одновременно лишает личность теплых взаимоотношений, так необходимых ей для благополучного существования. Изменение к лучшему объективных условий жизнедеятельности мало что меняет в лучшую сторону в судьбе человека, находящегося в роли.

Так, женщина в роли Жены Алкоголика сколько бы раз не выходила замуж, все равно будет жить с алкоголиком. А Золушка, если не выйдет из роли, никогда не избавится от грязной и тяжелой физической работы.

В отличие от других психологических защит, играние роли позволяет человеку использовать внешний ресурс для защиты внутренней проблемы с целью обезопасить себя и даже получить определенную выгоду, когда индивид идентифицирует себя с выполняемой ролью.

Например, механизм играние роли описывается Э. Берном 15>>> в его теории игр. Основным принципом этой теории является следующий постулат: любое общение полезно или выгодно для людей.

Берн считает, что рассматривать игру следует с позиции защитных механизмов, вознаграждений (награды), идентификации. Он выделяет следующие вознаграждения: снятие напряжения, избегание психологически опасных ситуаций, получение "поглаживаний", сохранение достигнутого равновесия. Кроме того, Э. Берн считает, что у каждого человека есть свой набор определенных поведенческих схем (ролей), который соотносится с психическим состоянием человека (Взрослый, Родитель, Ребенок).

Игра – это сфера скрытых трансакций, имеет и скрытый мотив, и цель, которые всегда бессознательны. Он выделяет ряд типичных, часто встречающихся игр: игры на всю жизнь, супружеские игры, игры в компаниях, сексуальные игры и др.

Наши рекомендации