Принципы организации психологического исследования

Принципы исследования – наиболее общие положения, на которых строится организация и проведение исследования и которые вытекают из философского понимания предмета исследования.

Компоненты принципов:

1. Философская составляющая – каждый отдельно взятый принцип, конкретизирующий отношение к психике как какое-либо фундаментально-философское положение.

2. Любой принцип одновременно является и конкретизацией какого-либо основополагающего фундаментального собственно психического положения.

3. Процедурная составляющая – принцип рассматривается как совокупность правил организации и проведения исследования.

1. Принцип объективности – он задает исследователю конкретный вариант решения вопроса философии – материализм (признает первичность материального).

А) принцип объективность признает первичность познания, чтобы познание было проверенным, оно должно строиться на объективных фактах

Б) психика проявляется в поведении, деятельности. По внешним проявлениям мы можем судить о психике.

Принцип объективности должен реализовываться на каждом из основных этапов исследования. Но на каждом этапе способ его реализации разный. Мы на конечном этапе получаем объективный результат – правильный, соответствующий реальности.

1) При формулировании задачи, целей – чем крупнее задачи, тем сложнее

2) Анализ литературы должен быть полным

3) Гипотеза должна быть правдоподобной, т.е. не противоречить уже установленным фактам

4) При исследовании литературы должна применяться аппаратура

5) Обработка результатов – важно знать значимость различий полученных данных, с помощью математических методов

6) Интерпретация результатов – процедура логической проверки, сравнение полученных результатов с уже имеющимися, если будут противоречия, то необходимо задуматься об упущении чего-либо.

2. Принцип развития – любое явление должно рассматриваться не только в уже установленной форме, но и в процессе развития.

2 вида закономерностей, присущие предметам:

а) присущи предметам в сформированном виде

б) генетические закономерности

Надо изучать и те и другие. Этот принцип основан на изучении второй закономерности.

Метафизическая трактовка – количественное изменение параметров какого-либо процесса не сопровождается качественными изменениями.

Диалектическая трактовка – существуют не только количественные, но и качественные переделки параметров предмета

В процедурном аспекте – существует 2 способа реализации – метод продольных и поперечных срезов и метод психических дневников.

4 аспекта реализации принципа: 1. филогенетический аспект (сравнительная психология, зоопсихология); 2. антропогенетический аспект – развитие психики человека в антропогенезе; 3. онтогенетический аспект – развитие психики у человека в процессе развития; 4. функционально-генетический аспект – развитие в маленьком интервале времени.

3. Принцип индивидуализации – устанавливает общие закономерности организации психики и индивидуальные особенности. Невозможно найти двух человек с одинаковой психикой.

В середине 20 века сформировалось 2 школы:

1) Идеографический подход – психология должна описывать индивид. психику, описание отдельно взятых Я.

2) Номотетический – определение общих закономерностей.

Философский аспект – единство общего, особенного и единичного, т.е. любой объект познания обладает 3 основными категориями: общими, особенными и единичными.

Процедурный аспект – индивидуальные особенности можем установить, опираясь на тестовые методики.

4. Принцип единства психического и физиологического

- любой объект познания обладает многокачественностью

- решение психофизиологической проблемы

а) первичность физиологического процесса

б) первичность психических процессов

в) психофизиологический параллелизм – процессы протекают независимо друг от друга.

Физиологические проявления переживаний

1. Наши переживания могут быть определены через работу сердечно-сосудистой системы

2. Кожногальванические реакции

3. Реакция покраснения/ побледнения кожи

4. Изменение состава слюны.

5. Принцип социальной детерминации психики (принцип историзма) – решающую роль в формировании психики имеет внешняя среда (социальная). Развитие психики – процесс усвоения социальных норм, правил – социализация. Чтобы понять личность необходимо учитывать ту социальную среду, глее она сформировалась.

6. Принцип единства результативного и процессуального уровней исследования – работа характеризуется показателем работы, но фиксировать надо не только результативные показатели, но и процессуальные (способы, уровень напряженности, степень интереса, степень уверенности в правильности). Необходимо фиксировать и то и другое.

Результативные показатели

1. точностный показатель

2. скорость, производительность

3. надежность деятельности

7. Принцип системности. Цель любой науки – максимально точно раскрыть предмет науки. На ранних этапах развития науки не ставят вопрос о предмете. Надо выделить стороны познания и потом их исследовать. Такой способ исследования называется анализ. Эта схема универсальна для всех наук. Характерен на ранних этапах развития науки. Но этот способ приводил к трудностям: накопление данных становится препятствием для ученого: полученные результаты без специальной обработки представляют много неупорядоченных результатов, задача упорядочивания становится намного сложнее нового открытия; аналитическое выделение, способ не приводит к раскрытию главных характеристик предмета.

Принцип системности – от общего к частному.

Наши рекомендации