Внимательный – невнимательный

В ПОМОЩЬ

СТУДЕНТУ

Внимательный – невнимательный - student2.ru РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических самостоятельных работ студентов по общей психологии

Ф.И.О. студента ____

Группа ____________

Специальность _____

Воркута

Печатается по решению методического совета ГПОУ «Воркутинский медицинский колледж».

РАССМОТРЕНО Предметной (цикловой) комиссией преподавателей специальных дисциплин Протокол №_____ от «____» __________201_ г. Председатель ЦМК___________ Рыбаченко Е.А. УТВЕРЖДЕНЫ методическим советом ГПОУ «Воркутинский медицинский колледж» Протокол №_____ от «____» __________201_ г. Председатель совета _____________И.С. Лесик

Рабочая тетрадь предназначена для студентов медицинского колледжа и содержит практические задания и упражнения для самостоятельных работ по общей психологии по темам: познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера личности, структура личности.

Составитель: Кремнева Татьяна Валентиновна, преподаватель психологии

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Практические задания и упражнения для самостоятельных работ
Тема:Познавательные процессы. Ощущение, восприятие, внимание, память.
Тема: Познавательные процессы. Воображение, мышление.
Тема:Эмоционально-волевая сфера личности.
Тема:Структура личности. Темперамент, характер, способности.
Литература
     

Пояснительная записка

Обращение к студентам.

Данная рабочая тетрадь предназначена для Вашей самостоятельной работы на практических занятиях и дома. В тетради содержатся практические задания и упражнения по дисциплине «Общая психология». Все задания по темам разделены на три блока. Задания первого блока содержат в себе практические ситуации, которые нужно проанализировать и связать их с особенностями конкретных познавательных процессов и (или) психических свойств личности. Задания второго блока позволят провести диагностику особенностей развития Ваших познавательных процессов и особенностей темперамента, характера. Задания третьего блока включают в себя задания на самостоятельную разработку упражнений по развитию познавательных процессов, свойств личности и также задания, требующие размышлений, формулирования и обоснования своей точки зрения на различные ситуации. Задания данного блока можно выполнять дома, в качестве домашнего задания.

Эта рабочая тетрадь поможет Вам усвоить теоретический материал, перенести знания психологии на практические ситуации, а также развить творческие способности и работу мысли.

Удачи Вам и успехов!

Практические задания и упражнения для самостоятельных работ

Тема:Познавательные процессы. Ощущение, восприятие, внимание, память.

Цель: отработка психологических знанийпо темам, определение основных закономерностей познавательных процессов в практических ситуациях, изучение собственной познавательной сферы (диагностика).

Блок.

1. Из предложенных слов подчеркните те, которые характеризуют природу ощущений

человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, информативность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс.

2. Определите, какие закономерности восприятия появляются в следующих ситуациях:

1) Известный врач-онколог во время посещения Лувра заметил, что на одной из картин изображена женщина, больная раком груди.

Закономерность _

2) В зоопарке поспорили две девушки. Одна считает, что зебра черная в белую полоску, а другая – белая в черную полоску.

Закономерность _

3) После ампутации конечности у людей наблюдается феномен фантомной конечности.

Закономерность _

4) Ребенок на новогоднем утреннике: «Это не дедушка Мороз, это мой папа!»

Закономерность _

3. Определите ситуации, в которых проявляются произвольное и непроизвольное внимание.

1) Врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных заболеваний.

произвольное   непроизвольное  

2) Абитуриенты, сдающие письменный экзамен, поднимают головы, если распахивается дверь

аудитории.

произвольное   непроизвольное  

3) Преподаватель психологии, читая любую литературу, видит в ней примеры, иллюстрирующие

изучаемые его студентами психологические феномены.

произвольное   непроизвольное  

4) Сотрудники, привыкшие к цветам одежды начальника, всегда обсудят между собой его новый

галстук.

произвольное   непроизвольное  

5) Авиадиспетчер в течение смены внимательно следит за светящимися точками на экране

дисплея.

произвольное   непроизвольное  

6) Водитель автомобиля, даже в ночное время на свободной трассе, вынужден следить за дорогой.

произвольное   непроизвольное  

7) Хозяйка, поставившая в духовку пирог, постарается не забыть о нем, даже если займется

другими важными делами.

произвольное   непроизвольное  

8) Если вдруг распахнется дверь и в комнату вбежит клоун, какой-бы деятельностью не были

заняты сидящие в комнате люди, они ее прервут.

произвольное   непроизвольное  

9) Мучаясь бессонницей, человек ловит себя на том, что прислушивается к любым звука —

тиканью часов, капанью воды из крана на кухне, скрипу половиц, храпу соседа за стеной.

произвольное   непроизвольное  

4. Определите, в каких ситуациях работает образная, а в каких словесно-логическая память

1) Сталевары помнят множество оттенков красного цвета.

образная   словесно-логическая  

2) Математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы.

образная   словесно-логическая  

3) Студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу.

образная   словесно-логическая  

4) Закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика.

образная   словесно-логическая  

5) Учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворений.

образная   словесно-логическая  

6) Полиглот свободно владеет 12 языками.

образная   словесно-логическая  

7) Читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился.

образная   словесно-логическая  

Блок

1. У каждого из нас среди органов чувств есть как бы ведущий, кото­рый быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Этот психологический тест поможет Вам узнать, какие органы чувств скорее «откликаются» при Ваших контактах с окружающим миром. Отвечайте на вопросы «согласен» или «не согласен». В таблице обведите кружком номера тех вопросов, на которые ответили «согласен».

Тип А (видеть) количество
 
Тип В (ощущать) количество
 
Тип С (слышать) количество
 

1 Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2 Часто напеваю себе потихоньку,

3 Не признаю моду, которая не удобна.

4 Обожаю ходить в сауну.

5 В автомашине для меня важен цвет.

6 Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7 Меня развлекает подражание диалектам.

8 Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9 Люблю принимать массаж.

10 Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

11 Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12 Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.

13 Когда слышу старую мелодию, Хне вспоминается прошлое.

14 Часто читаю во время еды.

15 Очень часто разговариваю по телефону.

16 Склонен к полноте.

17 Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18 После неудачного дня мой организм бывает в напряжении.

19 Охотно и много фотографирую.

20 Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21 Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22 Вечером люблю принять горячую ванну.

23 Стараюсь записывать свои личные дела.

24 Часто разговариваю сам с собой.

25 После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26 Тембр голоса многое говорит мне о человеке.

27 Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28 Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29 Слишком твердая или слишком мягкая постель — это для меня мука.

30 Мне нелегко найти удобные туфли.

31 Очень люблю ходить в кино.

32 Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.

33 Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.

34 Умею слушать собеседника.

35 Люблю танцевать, а свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

36 Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37 У меня неплохая стереоаппаратура.

38 Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

39 На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40 Не выношу беспорядка.

41 Не люблю синтетических тканей.

42 Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43 Часто хожу на концерты.

44 Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45 Охотно посещаю галереи и выставки.

46 Серьезная дискуссия — это захватывающее дело.

47 Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48 В шуме не могу сосредоточиться.



Теперь подсчитайте, в каком разделе больше кружочков, — это Ваш главный тип восприятия. Добавим, что речь человека тоже может под­сказать, к какому типу он принадлежит.

ТИП А (видеть). Часто употребляются слова и фразы, которые свя­заны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особен­ность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для типа А больше, чём слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватыва­ют то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

ТИП В (ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и опреде­ления, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко ранили меня», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом , того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

ТИП С (слышать).«Не понимаю, что ты мне говоришь», «это известие для меня…», «не выношу таких громких мелодий» - вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет всё, что аккустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

2. Используя тест, определите уровень вашей внимательности

Внимательный – невнимательный

Есть люди, которые всегда начеку — ничто их не может удивить, ошеломить, поставить в тупик. Им противоположность — люди рассеянные и невнимательные, теряющиеся в простейших ситуациях.

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимания? Ответ_______

2. Разыгрывают ли вас друзья и знакомые? Ответ_______

3. Умеете ли вы заниматься каким-либо делом и одновременно слушать то, о чем говорят вокруг вас? Ответ_______

4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи? Ответ_______

5. Смотрите ли внимательно по сторонам, когда переходите улицу? Ответ_______

6. Способны ли вспомнить в деталях фильм, который посмотрели два дня назад? Ответ_______

7. Раздражает ли вас, когда кто-то отрывает вас от чтения книги, газеты, просмотра телевизора или какого-либо иного занятия? Ответ_______

8. Проверяете ли сдачу в магазине сразу у кассы? Ответ_______

9. Быстро ли находите в квартире нужную вещь? Ответ_______

10. Вздрагиваете ли, если вас внезапно кто-то окликнет на улице? Ответ_______

11. Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого? Ответ_______

12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную вам остановку? Ответ_______

13. Можете ли вы, не мешкая назвать даты рождения ваших близких? Ответ_______

14. Легко ли вы пробуждаетесь ото сна? Ответ_______

15. Найдете ли вы в большом городе без посторонней помощи то место (музей, кинотеатр, магазин, учреждение), где побывали единожды в прошлом году? Ответ_______

По одному очку оцените ответы «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15 и ответы «нет» на вопросы 1, 7, 10, 11, 12.

Результат__________ очков

11 очков и больше.Вы удивительно внимательны и проницательны. Такой памяти и такой внимательности остается только позавидовать — это дано не каждому.

От 5 до 10 очков.Вы достаточно внимательны, не забываете ничего важного. Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха — кое-что можете запамятовать, иногда проявляете рассеянность, что оборачивается досадными недоразумениями. И все же вы способны в ответственный момент сосредоточиться и не допустить какой-либо промашки.

4 очка и менее.Вы очень рассеянны, и это является причиной многих неприятностей в вашей жизни. Когда вас в этом упрекают, вы, бывает, отвечаете с улыбкой, что просто мечтательны и не

придаете значения всяким «пустякам». Пустякам ли? Ведь из-за вашей невнимательности неприятности терпят и окружающие — что значит, например, забыть завернуть водопроводный кран или потерять взятую у кого-то редкую книгу? Но в зрелые годы и особенно в молодые каждому под силу перебороть свою невнимательность, воспитать собранность и постоянно тренировать память.

3. Память на числа (совместно с преподавателем).Вам будут предложены ряд из 10 двузначных чисел,запишите те из них, которые вы запомнили, по возможности в том же порядке. Число запомнившихся цифр будет характеризовать объем памяти, а число цифр, которые вы запомнили в нужном порядке, станет свидетельствовать о качестве памяти.

4. Память на слова (совместно с преподавателем).Вам будут предложены ряд из 10 слов,запишите те из них, которые вы запомнили, по возможности в том же порядке. Число запомнившихся слов будет характеризовать объем памяти, а число слов, которые вы запомнили в нужном порядке, станет свидетельствовать о качестве памяти.

5. Память на фигуры (совместно с преподавателем). Внимательно рассмотрите рисунок на доске и запомните эти фигуры (30 сек.), затем зачеркните их на предложенном вам рисунке. Число запомнившихся фигур будет характеризовать объем памяти.

Блок.

1. Какие виды профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к ощущениям?

к зрительным ощущениям__________________________

к слуховым ощущениям____________________________

к осязательным ощущениям________________________

к обонятельным ощущениям________________________

к вкусовым ощущениям­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________

2. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.

_________

3. Разработайте 3 упражнения на тренировку распределения внимания, на увеличение объема внимания (работа в паре).

________________________________

________________

4. Какие виды памяти наиболее важны представителям следующих профессий:

учитель математики_______________________________ актер________ парфюмер____ водитель_____

5. Опишите ситуации из вашего жизненного опыта, в которых четко работали мнемические процессы: (на каждый процесс одна ситуация)

запоминания________ воспроизведения_____ забывания _______

Тема: Познавательные процессы. Воображение, мышление.

Цель: отработка психологических знанийпо темам, определение основных видов, операций, форм и приемов познавательных процессов в практических ситуациях, изучение собственной познавательной сферы (диагностика).

Блок.

1. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:
1) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.

Вид воображения___________________
2) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.

Вид воображения___________________
3) Мальчик мечтает стать известным политиком.

Вид воображения___________________
4) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машины в реальности.

Вид воображения___________________
5) Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья. Вид воображения___________________
6) Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент.

Вид воображения___________________

2. Определите, какие приемы создания образов использовались в следующих примерах:
1) В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – драконы с семью головами, рыбы с тремя хвостами.

Прием__

2) Изобретатели конструируют аэросани, танки-амфибии, вертолеты, дирижабли, подводные лодки и т.п.

Прием__

3) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с огромными ладонями.

Прием__

4) В музее дети рассматривали национальную одежду, украшенную орнаментами.

Прием__

5) У Н.В.Гоголя в романе «Мертвые души» ярко представлены образы Собакевича, Плюшкина и т.п.

Прием__

6) В рекламных роликах показывают увеличенные изображения представляемых продуктов.

Прием__

3. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется(обведите в кружок):
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.

4. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
1) Написание журналистом аналитической статьи.

наглядно-действенное   наглядно-образное   словесно-логическое  

2) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.

наглядно-действенное   наглядно-образное   словесно-логическое  

3) Составление свидетелем словесного описания преступника.

наглядно-действенное   наглядно-образное   словесно-логическое  

4) Собирание ребенком конструктора.

наглядно-действенное   наглядно-образное   словесно-логическое  

5) Проектирование дизайнером интерьера помещения.

наглядно-действенное   наглядно-образное   словесно-логическое  

6) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.

наглядно-действенное   наглядно-образное   словесно-логическое  


5. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
1) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль. Операция____________________

2) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам. Операция____________________
3) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период. Операция_
4) Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами. Операция____________________

5) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.

Операция____________________
6) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

Операция____________________

6. Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной (обведите в кружок)?
1) Часы бывают электронные, механические, настенные, на­польные.

2) Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.
3) В зависимости от продолжительности сохранения в памяти мате­риала различают следующие ее виды: образную, словесно-ло­гическую, эмоциональную и двигательную.
4) Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.

Блок.

1. Проведите диагностику логического мышления. Для этого можете использовать следующую методику. Найдите закономерности построения десяти числовых рядов и определите два числа, которые бы продолжили числовые ряды. Время выполнения работы фиксируется.
1) 2, 3, 4, 5, 6, 7 ________ 6) 29, 28, 26, 23, 19, 14_______
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21 ________ 7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5________

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32 ________ 8) 1, 4, 9, 16, 25, 36 _________

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13 ________ 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10 ________

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6 ________ 10) 3, 6, 8, 16, 18, 36 _________.

Оценка производится по времени, затраченному на решение, и по правильности ответов. Если времени требуется пять минут и меньше и нет ошибок, то это хороший уровень, если затрачивается больше пяти минут и допускается 1 ошибка – средний уровень развития логического мышления, 2 – 3 ошибки – низкий уровень развития логического мышления.

2. Для оценки творческого воображения можно использовать следующую методику. За 5 минут нужно составить как можно больше осмысленных фраз, в каждую из которых должны входить три слова: «свет, воздух, земля».

____________

Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная, оригинальная комбинация, 4 – правильное, логичное сочетание слов, 3 – пожалуй, и так можно, 2 – два слова связаны верно, а третье нелогично, 1 – бессмысленное сочетание слов. После подсчета суммы баллов по всем фразам рассчитывается коэффициент творческого воображения, который равен сумме баллов, деленных на число фраз, написанных за 5 минут.

Наши рекомендации