Формула профессии. Формула профессии «юрист»

формула профессии – это схематическое изображение сущности профессии, с использование основных признаков; используется для определения профессиональной пригодности человека

формула профессии юрист:

предмет труда: основной – человек, дополнительный –знак, факультативный – техника

условия труда: с повышенной моральной ответственностью

средство труда: функциональные

цели труда: гностические, можно отнести изыскательные

Основные понятия профессиографии. Профессиограмма и психограмма. Профессиограмма юриста.

Профессиография – это объективное исслдеование направленное на изучение и описание всей сущности профессии, отражение ее структурных и содержательных особенностей, установление всего многообразия свявей личности с предметами, средствами профессиональной деятельности.

Профессиография представляет возможность для выявления и описания требований не только профессии, но и специальности. Профессиография – это общий метод анализа и описания трудовой деятельности и условий труда.

Основные принципы профессиоргафии:

· Принцип целенаправленности: психологическое изучении профессии не должно осуществляться само по себе, а для решения и исследования практических задач

· Принцип личностного подхода: необходимо учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности, и замены одних личностных качеств другими

· Принцип допусков: в случае проф. Отбора необходимо указывать не только ПВК и противопоказания, но и границы минимума и максимума при их измерении

· Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, необходимо указывать и экстремальные

· Принцип перспективности и реальности: необходимо учитывать тенденции развития профессии, и рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе

Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы – это описание структуры и особенностей любой профессиональной деятельности, а также требований предъявляемых профессией к человеку. Структура профессиограммы ее содержание зависят от цели с которой проводится изучение профессии.

Требования, предъявляемые к профессиограмме:

– четко выделять предмет и основные результаты труда;

– подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека;

– описывать профессию целостно;

– показывать возможные линии развития человека средствами профессии;

– показывать перспективы изменений в самой профессии;

– иметь направленность на решение практических задач.

Профессиограмма состоит из трудограммы (описания труда в профессии) и психограммы (описание психических требований профессии к человеку).

В трудограмму входит:

– предназначение профессии, ее роль в обществе, направленность на человека;

– распространенность профессии;

– предмет труда в профессии;

– профессиональные знания;

– деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата;

– средства труда, к которым относятся инструменты, приборы, знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др.;

– условия труда: режим труда и отдыха, характеристика социального окружения, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место,

– организация и кооперация труда;

– возможные уровни профессионализма в данной профессии;

– права представителя данной профессии;

– обязанности представителя данной профессии;

– позитивное влияние данной профессии на человека;

– негативные стороны профессии.

К психограмме относятся:

– мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции;

– профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала;

– эмоции, психические состояния;

– удовлетворенность человека трудом;

– психологические знания о труде и профессии;

– профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту;

– профессиональное мышление, в том числе творческое;

– психологические противопоказания, а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано;

– линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Юридическая профессиограмма – это комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста.

Доминирующие виды деятельности:

1.консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);

2.изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;

3.составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;

толкование законов;

4. контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);

5.осуществление методического руководства правовой работы на пред-приятии;

6. создание архива судебных и арбитражных дел;

7.участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);

8.обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;

9.изучение правовой практики зарубежных коллег;'

10.правовая пропаганда;

11. участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

логическое, аналитическое мышление;

вербальные способности (умение правильно и понятно изъяснятся);

высокий уровень развития понятного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);

хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);

высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;

вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);

способность убеждения;

Коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);

склонность к исследовательской деятельности;

хорошое познание в разных областяхвысокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному)

Умение вести переговори

Личностные качества, интересы и склонности:

организованность;

аккуратность;

уверенность в себе;

эрудированность;

честность и порядочность;

деловая хватка;

ответственность;

объективность;

коммуникабельность;

стремление к самосовершенстванию;

хорошая интуиция;

эмоционально-психическая работоспособность.

умение быстро восстанавливать устойчивость;

энергичность;

настойчивость, принципиальность.

нерешительность;

неумение быстро принимать решения;

неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);

нечестность;

непринципиальность;

неспособность глубоко осмысливать происходящее;

беспечность;

непогашенная судимость;

плохая дикция.

Наши рекомендации