Требования к тренинговым упражнениям
1. Безопасность
· психологическая: потенциальная польза от упражнения всегда должна превышать возможный вред;
· физическая: создание безопасных условий для выполнения упражнения (например, снять все предметы и украшения, которые могут причинить вред при физически активных упражнениях).
2. У каждого упражнения должны быть: цели, ориентировочное время, четкая инструкция, вопросы для рефлексии, требования к ведущему, возможные эффекты упражнения.
3. Упражнения, применяемые в одном тренинге, должны быть непротиворечивы.
4. Осмысленность использования – тренер должен четко понимать, почему именно эти упражнения используются в этой группе, а также внутренние механизмы воздействия каждого упражнения на участников и на группу в целом.
5. Возможность выполнения упражнения самим ведущим, если в этом возникнет необходимость.
Выбор тренинговых упражнений
Выбирая то или иное упражнение, тренеру необходимо ориентироваться на следующие факторы:
1. Что преимущественно должно произойти в результате его проведения:
· изменится состояние группы как целого;
· изменится состояние каждого из участников группы в отдельности;
· в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех участников;
· будет получен материал для продвижения вперед в содержательном плане и т.д.
2. На каком этапе находится группа:
Чем она сплоченней, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.
3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст, и т. д.), а также физические данные.
4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют проснуться, мобилизовать внимание, интеллектуальную активность; если тренинг начинается во второй половине дня, бывает необходимо отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т. д. Во второй половине дня также следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки.
5. Содержание дальнейшей работы: упражнение должно соответствовать общему контексту занятия. Особенно это касается упражнений разминок, выбор формы которых (активная, спокойная) напрямую зависит от содержания следующей за ними основной части занятия.
Таким образом, при выборе того или иного тренингового упражнения очень важно, чтобы сам тренер хорошо осознавал, почему именно это упражнение используется именно в это время и именно в этой группе. Только в этом случае можно будет говорить о профессиональном подходе к проведению тренинга.
Глава 6. Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга
Процесс создания тренинговой программы включает в себя несколько основных этапов.
Выбор темы тренинга
Раскрыть основное понятие, заявленное в теме
Необходимо операционализировать тему, ответив на несколько вопросов:
– что имеется ввиду под этим понятие в данном контексте (например, «эффективное общение – что это? какое именно общение мы будем считать эффективным?»);
– из каких составляющих оно складывается;
– чему необходимо научиться участникам тренинга
Постановка цели и задач
Обратить внимание на то, что цель должна быть достижима в процессе тренинга.
Задачи должны полностью раскрывать цель тренинга; обычно выделяют 3-5 задач.
Описание целевой группы
Определить значимые характеристики будущей группы:
– ожидаемое количество участников,
– возрастной диапазон,
– степень знакомства участников между собой,
– гомогенность/гетерогенность группы по ключевым для данного тренинга параметрам,
– другие специфические характеристики группы, если они есть.
Определение вида тренинга (см. п. 1.3.).
При этом тренером учитывается взаимоопределяемость целей и вида тренинга.
Выбор основной сферы воздействия тренинга
Тренеру необходимо обозначить для себя, на какой из сфер психики будет делаться акцент в тренинговом воздействии: на когнитивной, эмоциональной или поведенческой. От этого в дальнейшем будет зависеть подбор упражнений.
Определение длительности тренинга в целом и режима работы группы
Общая длительность стандартного тренинга – от 20 до 50 часов; как правило, средний тренинг длится около 30 часов.
Существуют два основных режима работы тренинговой группы: тренинги «погружением» и тренинги «периодическими встречами».
Таблица 6.
«Погружение» и «периодические встречи»: особенности и области применения
«Периодические встречи» | «Погружение» | |
Частота встреч | Частота встреч группы может варьироваться от 1 до 4 в неделю, но не реже 1 раза в неделю, т.к. при увеличении промежутка между встречами становится трудно сконцентрироваться на работе "здесь и сейчас". Оптимальный режим – 2-3 раза в неделю. В этом случае значительно повышается интенсивность и продуктивность работы, появляется чувство непрерывности процесса тренинга. | Тренинг проводится 2-4 дня подряд, без выходных дней Крайний вариант – «тренинг–марафон», в котором работа длится 24 часа и более без перерывов и, как правило, без сна. |
Продолжительность одного занятия | В среднем 3-6 часов, с небольшими 10 минутными перерывами; но не менее 3-х часов подряд, т.к. за меньшее время группа успевает только «разогреться», но не успевает включиться в основную работу и осмыслить получаемые результаты. | В среднем 8-10 часов, но не более 12 часов; с перерывом на обед и небольшими перерывами в течение дня. |
Плюсы | В перерывах между встречами у участников есть возможность в домашних условиях использовать полученный на тренинге опыт, отработать навыки, оценить, насколько успешно они работают (ведущий имеет возможность давать специальные домашние задания на проверку навыка). Есть возможность скорректировать «неработающий» навык. У участников есть время отрефлексировать весь полученный опыт. Тренер может проследить длительный эффект от тренинга, изменения, произошедшие с участниками. | Быстрее происходит самораскрытие участников и их сближение. Интенсивность работы позволяет устранить "социальный слой" общения. Происходит быстрое и интенсивное развитие группы, интенсивное присвоение эмоционального опыта. За счет снижения критичности и перехода в измененное состояние сознания участники легче преодолевают собственные стереотипы и ограничения. Личностные изменения происходят быстрее. |
Минусы | За время перерывов между занятиями группа «остывает», необходимо тратить дополнительное время на ее включение в работу и разогрев. Участники могут совершенно эмоционально выключаться из тренингового процесса во время перерывов, что замедляет групповую динамику. | Часто возникает проблема переноса навыков и опыта, полученных на тренинге, в обычную жизнь. У тренера нет возможности отследить устойчивость полученного результата. Часть полученного опыта «теряется» из-за нехватки времени на его осмысление. Кульминационные переживания в марафонской группе иногда переходят в глубокую депрессию после ее окончания. |
Результат | Позволяют усвоить и качественно отработать заявленные навыки и умения. | Дают мощный стимул для дальнейшего развития. |
Акценты в работе ведущего | На групповую динамику; на домашние задания и их проверку. | На связь с реальностью; на профилактику психологических травм. |
Таким образом, выбор режима работы группы будет обусловлен в первую очередь видом тренинга и стоящими перед тренером целями и задачами.
8. Составление тематического плана тренинга
Ведущий производит распределение задач по тренинговым дням. Одна задача может отрабатываться в течение нескольких занятий; на одном занятии также могут параллельно отрабатываться две задачи.