Примерная схема наблюдения за поведением ребенка
Ф. И. О. ребенка Возраст___Дата заполнения______________
Заполнил: родитель, психолог, педагог _ __________________
подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Агрессивность | Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется. |
Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда Не слышит взрослый. | |
Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова. | |
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. | |
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. | |
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. | |
Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз | |
Вспыльчивость | В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. |
В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово | |
Негативизм | В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. |
И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. | |
Вербальный: говорит часто слова «не хочу или Не буду», «нет» | |
демонстратив- | В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии. |
кость | Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п. |
Обидчивость | Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре. |
(эмоциональная | В мимике: недовольное выражение лица; плачет. |
неустойчивости | реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса |
Конфликтность | Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. |
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников. | |
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений. | |
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек. |
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Эмоциональная | Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. |
отгороженность | И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих. |
И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. | |
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. | |
И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику | |
Дурашливость | И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка. |
В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях | |
Нерешитель- | В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на |
ность | занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх. |
Проявления в речи: использует слова: «не знаю, «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. | |
В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения. | |
И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; В новой ситуации менее вариативное поведение, ЧВМ в привычной | |
Страхи • | Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра. |
Реакция на новизну: боится входить в вовсе помещение. | |
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному | |
Тревога | В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. |
В речи: ребенок не может объяснил причины избегающего поведения, тревоги. | |
В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. | |
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому | |
Скованность | В движениях: двигательно скован. |
В речи: запинается в речи. | |
Реакция на новизну: неловок в новой ситуации | |
Заторможен- | В познавательной активности: не знает чем заняться. |
ность | В зрительном восприятии: 6еЗДеятелыю смотрит по сторонам. |
В речи: говорит слишком ТИХО. | |
Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает | |
3гоцентричность | Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него. |
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. | |
В речи: часто использует местоимение «Я» |
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Из6егание | В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики. |
умственных | На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту |
усилий | умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по о6разцу) |
Дефицит | Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. |
внимания | И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия. |
В речи: условия выполнения задания и пр. | |
Двигательная | И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные |
расторможен- | действия. |
ность (гипер- | И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; |
активность) | количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала и пр. |
И длительность сдерживания гиперактивности :встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. | |
И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры | |
Речевая растор- | И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. |
моженность | И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб. |
В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр. | |
Непонимание | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции |
сложных словес- ных инструкций | взрослого |
Непонимание | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на |
простых словес- ных инструкций | объяснение задания |
Застреваемость | В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы. |
Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу. | |
В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу. | |
На чувствах и эмоциях: застревает на обиде. | |
И трудности переключения: с трудом переключается и пр. | |
Работоспособ- | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают |
ность (умствен- | книжку; устает на первой части организованного занятия |
ная) | ‑ |
Работоспособ- | Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет |
ность (физиче- | работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется |
ская) | варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности |