Тест итогового контроля знаний по дисциплине «Психология дошкольного возраста»
Выберите правильный ответ:
1. К 7 годам непосредственно определяют самооценку ребенка:
а) успехи-неуспехи в продуктивных видах деятельности;
б) сфера общения ребенка с взрослым;
в) сфера общения ребенка со сверстником;
г) правильного ответа нет.
2. Данная форма общения зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Основная потребность в общении – потребность в доброжелательном внимании. Это:
а) ситуативно-личностное общение;
б) ситуативно-деловое общение;
в) внеситуативно-познавательное общение;
г) внеситуативно-личностное общение.
3. К концу дошкольного возраста общение представляет собой:
а) непосредственно-эмоциональное;
б) ситуативно-деловое;
в) внеситуативно-личностное;
г) все ответы верны.
4. Явная дифференциация детей по их положению в группе происходит:
а) в младшем дошкольном возрасте;
б) к среднему дошкольному возрасту;
в) к старшему дошкольному возрасту;
г) в младшем школьном возрасте.
5. На положение ребенка в группе сверстников влияют:
а) игровые способности детей;
б) успешность в деятельности;
в) способность удовлетворять потребности других;
г) все ответы верны.
6. Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано:
а) со становлением художественно-творческой деятельности;
б) с зарождением морального сознания;
в) со становлением познавательной деятельности;
г) правильного ответа нет.
7. Развитие воли дошкольника связано:
а) со становлением мотивационной сферы ребенка;
б) с успехами и неудачами при выполнении задания;
в) со становлением познавательной деятельности ребенка;
г) с развитием знаковой функции сознания.
8. Связаны с познанием окружающего мира и включают в себя сенсорные, интеллектуальные и творческие способности:
а) специальные способности;
б) практические способности;
в) познавательные способности;
г) организаторские способности.
9. Сверстник становиться предпочитаемым партнером по общению. Наблюдается переход от соучастия к сотрудничеству. Потребность в сотрудничестве со сверстником становиться главной коммуникативной потребностью дошкольника. Это:
а) эмоционально-практическая форма общения со сверстниками;
б) ситуативно-деловая форма общения со сверстниками;
в) внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками;
г) правильного ответа нет.
10. По мнению А.И.Силвестру является возрастным феноменом дошкольного возраста:
а) адекватная самооценка;
б) заниженная самооценка;
в) завышенная самооценка.
11. Дошкольники осознают свои желания, переживания, мотивы, которые объединяют личность ребенка в целом. Самосознание выходит за пределы своих объективных характеристик. Другой ребенок становиться не только средством самоутверждения, но и самоценной личностью в:
а) младшем дошкольном возрасте;
б) среднем дошкольном возрасте;
в) старшем дошкольном возрасте;
г) младшем школьном возрасте.
12. Выделили особенности общения дошкольников со сверстниками:
а) М.И.Лисина и А.Г.Рузская;
б) Д.Б. Эльконин и Л.С.Выготсткий;
в) В.С.Мухина и Н.В.Волкова;
г) Л.Ф.Обухова и А.А.Рояк.
13. Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира. Взрослый выступает целостная личность. Основная коммуникативная потребность – потребность во взаимопонимании и переживании:
а) ситуативно-личностная форма общения с взрослыми;
а) ситуативно-деловая форма общения с взрослыми;
б) внеситуативно-познавательная форма общения с взрослыми;
г) внеситуативно-личностная форма общения с взрослыми.
14. Развитие эстетических чувств в дошкольном возрасте связано:
а) со становлением художественно-творческой деятельности;
б) с зарождением морального сознания;
в) со становлением познавательной деятельности;
г) правильного ответа нет.
15. Развитие произвольности дошкольника определяется:
а) борьбой мотивов;
б) формированием осознанности и опосредованности своего поведения;
в) общением с взрослым;
г) успехами и неудачами при выполнении задания.
16. В дошкольном возрасте формируются высшие чувства:
а) нравственные;
б) интеллектуальные;
в) эстетические;
г) все ответы верны.
17. Усвоение дошкольниками нравственных норм предполагает:
а) ребенок начинает понимать и осмысливать значение норм;
б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;
в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам;
г) все ответы верны.
18. Широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и с взрослым с целью формирования психических свойств и качеств. Это:
а) акселерация;
б) амплификация;
в) артификализм;
г) анимизм.
19. В дошкольном возрасте развиваются:
а) познавательные способности;
б) практические способности;
в) специальные способности;
г) нравственные способности.
20. Обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой:
а) ребенок—холерик;
б) ребенок-меланхолик;
в) ребенок-сангвиник;
г) ребенок-флегматик.
21. Рассматривал игру как специфический способ освоения социальной действительности, в котором выражает себя связь ребенка с обществом:
а) Ж. Пиаже;
б) З. Фрейд;
в) Л.С. Выготский;
г) Д.Б. Эльконин.
22. Возникновение игры связано:
а) с действием определенных внутренних, врожденных сил;
б) с определенными условиями жизни ребенка в обществе;
в) с развитием познавательных интересов ребенка;
г) правильного ответа нет.
23. Содержанием ролевой игры в дошкольном возрасте является:
а) предмет и его употребление;
б) игровые действия;
в) отношения между людьми;
г) игровые роли.
24. Центральным содержанием игры являются действия с определенными предметами. Роли существуют, определяются характером действия, не называются. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается. Это:
а) I стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину);
б) II стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину);
в) III стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину);
г) IV стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину).
25. Основными особенностями развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте являются:
а) появление задач с косвенным результатом;
б) овладение наглядными моделями;
в) формирование наглядно-схематического мышления;
г) все ответы верны.
26. Основная задача данного вида воображения дошкольника – это специфическое отражение объективного мира, достраивание целостной картины мира:
а) творческое воображение;
б) абстрактное воображение;
в) познавательное воображение;
г) аффективное воображение.
27. Составляет основу развития мышления дошкольника:
а) получение знаний;
б) детское экспериментирование;
в) формирование и совершенствование мыслительных действий;
г) овладение понятиями.
28. Важной отличительной чертой воображения дошкольника является:
а) произвольность;
б) повышенная эмоциональность;
в) ситуативность;
г) правильного ответа нет.
29. Основными особенностями развития внимания в дошкольном возрасте являются:
а) возрастает концентрация внимания, его объем и устойчивость;
б) складываются элементы произвольности в управлении вниманием;
в) появляются элементы послепроизвольного внимания;
г) все ответы верны.
30. Появление в младшем дошкольном возрасте аффективного воображения связано с таким новообразованием, как:
а) отделение ребенком себя от предмета, от действий с предметом, направленность ребенка на овладение новыми действиями и предметами;
б) выделение своего личного «Я», переживание своей отделенности от окружающего мира;
в) появление индивидуальной психической жизни;
г) потребность в общении.
31. Возникновение произвольности памяти связано:
а) с возрастающей регулирующей роли речи;
б) с появлением идеальной мотивации;
в) с умением подчинять свои действия отдаленным целям;
г) все ответы верны.
32. К концу дошкольного возраста формируется:
а) наглядно-образное мышление;
б) наглядно-схематическое;
в) элементы логического мышления с опорой на понятие;
г) все ответы верны.
33. К перцептивным действиям восприятия дошкольника относятся:
а) действия идентификации;
б) внешнеориентировочные действия;
в) действие отношения к эталону;
г) моделирующие действия.
34. Появление в младшем дошкольном возрасте познавательного воображения связано с таким новообразованием, как:
а) отделение ребенком себя от предмета, от действий с предметом, направленность ребенка на овладение новыми действиями и предметами;
б) выделение своего личного «Я». Переживание своей отдаленности от окружающего мира;
в) появление индивидуальной психической жизни;
г) потребность в общении.
35. Обязательным условием детского мышления является:
а) получение знаний;
б) детское экспериментирование;
в) знаковая функция сознания;
г) овладение понятиями.
36. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
а) словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет сферу познавательной деятельности дошкольника;
б) преобладает непроизвольная память;
в) складываются элементы послепроизвольной памяти;
г) все ответы верны.
37. В каком возрасте в процесс воображения включается ступенчатое планирование?
а) 2,5 – 3 года;
б) 4 - лет;
в) 6 – 7 лет.
38. Преобладающим на протяжении дошкольного возраста является:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание;
г) правильного ответа нет.
39. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
а) зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
б) появляются задачи с косвенным результатом;
в) возрастает концентрация внимания, его объем и устойчивость;
г) осваиваются сенсорные эталоны
40. В дошкольном возрасте речь развивается по следующим направлениям:
а) практическое развитие речи;
б) развитие фонематического слуха;
в) осознание словесного состава речи;
г) все ответы верны.
41. Особенностями детского мышления (феномены Ж.Пиаже) являются:
а) аносмия;
б) анимизм;
в) волюнтаризм;
г) артификализм.
42. Данная форма воображения дошкольника направлена на утверждение и защиту своего «Я». Это:
а) творческое воображение;
б) абстрактное воображение;
в) познавательное воображение;
г) аффективное воображение.