Взаимосвязь психики и мозга. Теории взаимосвязи
Идея взаимосвязи психики и мозга развивалась на протяжении всей истории развития психологических знаний. Еще в IV веке до нашей эры Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга.
В XX веке из двух областей знаний (психологии и физиологии) сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология исследует анатомо-физиологические основы психики.
Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Он полагал, что психические явления входят в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы, то есть физиологические процессы.
Рефлекс (лат. – отраженный) – это ответная реакция организма на раздражитель из внешней и внутренней среды с обязательным участием нервной системы. Представление о рефлексе было разработано еще Рене Декартом.
Сеченов разработал центральное звено в рефлексе, доказывал, что психическое зависит от внешних условий, сделал рефлекторную теорию материалистической.
И.П. Павлов считал, что поведение складывается из сложных условных рефлексов, образованных в процессе научения. Условным рефлексом объяснили научение и поведение. В дальнейшем выяснилось, что условные рефлексы – простое физиологическое явление, и были описаны другие пути приобретения навыков – импринтинг, оперативное обусловливание, викарное научение.
Е.Н. Соколовым и Ч. И. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги, состоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эфферентной (исполнительной) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эфферентной системами). Первая система нейронов обеспечивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает выработку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информацией между первыми двумя.
Н. А. Бернштейн доказывал, что самое простое приобретенное движение и сложная человеческая деятельность не могут быть выполнены без участия психики. Следовательно, формирование любого двигательного акта - есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания, которое осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение нового движения.
Петр Кузьмич Анохин (1898 – 1974) предложил концепцию регуляции поведенческого акта (отличную от Павловского): модель функциональной системы. Суть концепции: человек не может существовать изолированно от окружающего мира, он постоянно испытывает воздействие внешних факторов. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией, а ответная реакция – ориентировочной реакцией. Поведенческий акт можно представить в виде стадий его регуляции и прохождения.
Первая стадия - афферентного синтеза, включает 4 компонента: 1) мотив поведения; 2) память (прошлый образ); 3) обстановка (обстановочная афферентация); 4) пусковой стимул.
Все воздействия на человека воспринимаются в виде образа. Этот образ соотносится с информацией в памяти и мотивационной установкой. Процесс сопоставления осуществляется через сознание, что приводит к возникновению решения и плана действия.
Вторая стадия – принятие решения
Третья стадия. В ЦНС ожидаемый итог представлен в виде модели, её назвали акцептором результата действия. Это аппарат предвидения или цель, на что направлено действие, формируется ещё на первой стадии.
Четвертая стадия – эфферентный синтез (информация идёт от мозга и периферии, при афферентном – наоборот). При наличии акцептора действия и программы действия, сформированных сознанием, начинается исполнение действия. При этом включается воля, а так же получение информации о выполнении поставленной цели.
Пятая стадия. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Информация вызывает эмоции. Если предвидение совпало с результатом, то возникают положительные эмоции, и действие прекращается. Если нет, информация идет на 1 стадию, действие корректируется и выполняется по новой программе.
Данная теория позволяет приблизиться к решению вопроса о взаимосвязи и роли физиологических и психологических процессов.
А. Р. Лурия предложил выделять анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений:
1-ый блок (ретикулярная формация ствола головного мозга, отделы среднего мозга, часть лимбической системы, части коры лобных и височных долей) – поддерживает определённый уровень активности;
2-ой блок (кора головного мозга на задних и височных отделах больших полушарий) - познавательные процессы;
3-ий блок (передние отделы коры головного мозга) – функции поведения самоконтроля.
Например, поражение лобных долей мозга наряду со снижением умственных способностей влечёт ряд нарушений в характере и личностной сфере. Люди становятся невыдержанными, вспыльчивыми, грубыми.
С блочным представлением связана проблема локализации психических функций, которая рассматривается в двух противоположных, по исходной установке, концепциях: локализационизма и антилокализационизма. Теория локализационизма рассматривает психические процессы как «привязанные» к определенными участками головного мозга (локализованы). Теория антилокализационизма утверждает, что психические процессы связаны с деятельностью всего мозга.
Филогенез психики
Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования (живых организмов, вида и т. д.).
Филогенез психики – это история развития психики на протяжении существования живых организмов.
В предыдущих лекциях мы рассмотрели понятие психики, принятое в отечественной психологии с позиций диалектического материализма. Исходя из этого определения, можно вывести ряд суждений о природе и механизмах проявления психики: 1) психика - это свойство высокоорганизованной живой материи; 2) она обладает способностью получать информацию и создавать на ее основе субъективный образ объективной действительности; 3) получаемая информация служит основой для регуляции внутренней среды организма и формирования поведения, т. е. живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения объективной реальности.
Самый общий ответ на вопрос об историческом возникновении психики: психика - результат движения материи. Движение – это способ существования материи, неотъемлемое ее свойство. Не существует материи неподвижной, неизменной пребывающей в абсолютном покое. С другой стороны, вся материя, в том числе и неживая, неорганическая, обладает всеобщим качеством – отражением.
Отражение – это способность материи отвечать на воздействие. Формы отражения зависят от форм существования материи.
I. В неживой материи движение может быть механическим, физическим, химическим. В соответствии с этим и формы отражения, выступающие в виде взаимодействия, будут механическими, физическими, химическими.
II. Для живой материи характерны качественно новые формы движения и соответственно другие биологические формы отражения. На высшем этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.
Отличие живой от неживой материи: способность к саморегуляции, способность активно относиться к внешним раздражителям и внутреннему состоянию. Если животное голодно, оно активно ищет пищу, чтобы поддержать жизнеспособность.
В результате эволюции у животных развились многочисленные биологические формы отражения:
1. Элементарная раздражимость (у простейших, одноклеточных, растений). Проявляется в двух формах: притягивание, приближение (если воздействие положительное) и отталкивание, избегание (если воздействие отрицательное). Первичные формы раздражения называют тропизмами.
Тропизмы (или таксисы) – способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим воздействиям. Виды тропизма:
- Фототропизмы – движение под воздействием света;
- Термотропизмы - движение под воздействием тепла;
- Хемотропизмы – выбор определенной физико-химической среды.
2. Более сложной формой реагирования обладают животные с более сложной анатомией (моллюски, черви). Это чувствительность, для нее характерна способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. На этом уровне животное реагирует не только на значимые, но и на нейтральные раздражители. Появляется принципиально новый тип приспособления к окружающей среде – способность к опережающему отражению, а значит к появлению процессов поведения.
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. У животных принято выделить три основных формы поведения: инстинкт, навык и интеллектуальное поведение.
2.1.Инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения животных в ответ на сложные раздражители. Это врожденная форма поведения, животное выполняет его без всякого научения. Это видовая форма поведения (рытье норки, строительство гнезда). Инстинктивные действия бессознательны – животное не понимает, что делает. Инстинкт – это целостное, сложное (выслеживание добычи) поведение и этим отличатся от простых рефлексов (одергивание лапы от укола и пр.). Физиологической основой инстинкта является безусловный рефлекс, то есть рефлекс, передающийся по наследству.
2.2. Навык – действие животного, сформировавшееся и закрепившееся в процессе его индивидуальной жизни. Обеспечивает более точное приспособление к условиям жизни. Навык – это действие, формирующееся путем проб и ошибок, в процессе многократного повторения и получения положительного подкрепления. Возникает в результате:1) случайных проб и ошибок; 2) подражания; 3) обучения (дрессуры). Физиологической основой навыка является условный рефлекс (т.е. рефлекс, сформированный при жизни на основе определенных сигналов).
Поведение животных на 2 ступени развития отличается большей степенью гибкости и избирательности. Условный рефлекс может повлиять на безусловный рефлекс и может способствовать расшатыванию инстинктов. Это доказывают эксперименты Павлова.
Например, эксперимент с собакой, которой прижигали кожу электрическим током и давали еду. В результате у собаки при ударе током шла подготовка к пищеварению. Английский физиолог Чарльз Шеррингтон, присутствующий при эксперименте, воскликнул: “Теперь я понимаю радость мучеников, с которой они всходили на костёр”.
2.3. Интеллектуального поведения (связанного с мышлением) достигают немногие животные. На этой ступени наблюдается большая адекватность поведения условиям среды, вариабельность, гибкость поведения. Интеллектуальное поведение накладывается на инстинктивное поведение и на навыки и изменяет их. Таким уровнем поведения владеют антропоиды (человекообразные обезьяны), приматы (другие обезьяны), дельфины, собаки. Эти животные способны решать простые практические задачи.
Особенности интеллектуального поведения животных:
- Возникает только при наличии трудностей на пути к цели (проблемная ситуация), когда привычные способы (навыки) не позволяют её достичь;
- Интеллектуальные действия животных имеют примитивный характер. Мышление – «здесь и сейчас», виртуального мышления нет;
- Проявляется от случая к случаю. А изобретённые способы действия не передаются другим особям, оставаясь достижением одного.
Эффект озарения («Ага»-эффект) описан у обезьян. Для озарения необходимо следующее: 1) все должно быть в зрительном поле (предмет вожделения – банан, и орудие – палка); 2) нужна большая потребность (мотивация); т.е. познавательные действия животных не делаются из любви к искусству; 3) новое поведение приходит внезапно; 4) интеллектуальное поведение происходит тогда, когда устанавливаются новые сущностные характеристики; когда отказываются от предшествующего знания (уже существующего), тогда открываются новые возможности. Предыдущий опыт, как правило, мешает.
Рассмотренные стадии и уровни развития психики представлены в периодизации филогенеза психики Леонтьева – Фабри. Согласно, предложенной ими концепции, психика в своем развитии проходит 2 стадии: 1) стадию элементарной сенсорной психики; 2) стадию перцептивной психики.
I стадия элементарной сенсорной психики представлена двумя уровнями: 1) низшим, который характеризуется развитой раздражимостью (реакции на непосредственное воздействие) и проявлением элементарной чувствительности (реакции на опосредствованное воздействие); 2) высшим, для которого характерно наличие ощущений, элементарных условных рефлексов, двигательной активности (кольчатые черви, брюхоногие моллюски и др. беспозвоночные).
II стадия перцептивной психики представлена тремя уровнями: 1) низшим – животные способны к отражению внешней реальности в форме целостного образа предмета (членистоногие, головоногие моллюски, рыбы, др. низшие позвоночные); 2) высшим – элементарные формы мышления (птицы, некоторые млекопитающие), высокоразвиты инстинкты, способности к научению. 3) наивысшим (А. Н. Леонтьев относил его к 3-й стадии) – появление ориентировочно-исследовательской фазы в поведении. Животные способны решать практические задачи разными способами, переносить эффективные способы решения в другие условия, способны создавать и использовать примитивные орудия, способны к непосредственной фиксации причинно-следственных связей и инсайтам (собаки, дельфины, обезьяны).
Стадия сознательной психики была свойственна примитивному человеку (питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы) и есть у современного человека. Если у животных развитие психики связано с законами биологической эволюции, то у человека – с законами общественно-исторического развития. Филогенез психики человека был обусловлен так же развитием руки, возникновением языка и речи, изобретением орудий труда, производством предметов материальной и духовной культуры.
Сознание – это способность отражать окружающий мир в его объективных, устойчивых, не зависящих от субъекта связях.
Лекция 7.Развитие психики человека и сознания– 2 часа
Основные вопросы:
1. Онтогенез психики. Условия и источники развития высших психических функций (речь, культура, знаковые системы, общение и пр.).
2. Сравнение психики животных и человека.
3. Сознание – высшая форма отражения действительности. Признаки и характеристики сознания. Значение и смысл.
4. Соотношение сознательного и бессознательного. Виды проявления бессознательных психических процессов