Взаимодействие людей с разным типом темперамента
Если вы хотите улучшить ваше общение с окружающими, повысить его эффективность, то должны учитывать особенности темперамента собеседника. Вот какие советы дает Р.М. Грановская. Полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответственную реакцию. В то же время любой его поступок надо требовательно и справедливо оценивать. При этом отрицательные оценки необходимо делать в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Надо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика целесообразно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.
В отношении меланхолика недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше говорить с. ним наедине. Такой человек требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку желательно использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Интересно рассмотреть вопрос о психологической совместимости людей с разным типом темперамента.
Высокий уровень совместимости характерен для противоположных типов темперамента, то есть меланхолик – сангвиник и холерик – флегматик, которые прекрасно дополняют друг друга. Например, взрывчатость холерика гасится спокойствием флегматика, а пессимизм меланхолика компенсируется жизнерадостностью сангвиника.
Средний уровень совместимости характерен для рядом расположенных типов темперамента. Но при этом паре холерик – меланхолик будут присущи резкие переходы от высокой активности к полной пассивности, а эмоциональная неуравновешенность пары может иногда превращать их жизнь просто в ад. Пара меланхолик – флегматик будет характеризоваться невысокой инициативностью и некоторой отчуждённости друг от друга. Пара флегматик – сангвиник окажется «очень спокойной» к чувствам и мнениям других, да и друг друга тоже. В паре сангвиник – холерик возможно частое выяснение отношений «Кто главный?» или «Почему ты, а не я?».
Низкий уровень совместимости характерен для пар с одинаковым темпераментом. Этим парам свойственна низкая стабильность, так как им всем чего-то не хватает: двум холерикам – спокойствия, двум меланхоликам – бодрости, двум флегматикам – инициативности и быстроты реагирования, двум сангвиникам – чувствительности и последовательности.
Но не следует забывать об огромных возможностях приспособляемости людей друг к другу. И здесь большую роль играет способность к накапливанию житейской мудрости, опыта.
Зная свой темперамент и темперамент окружающих его людей, человек должен опираться на положительные свойства и преодолевать отрицательные.
Практические задания
Задание 1.
Определите, какой тип темперамента характеризует каждое из представленных ниже свойств.
Легко расстраивающийся, тревожный, изменчивый, чувствительный, ригидный, пессимистичный, благоразумный, контактный, непостоянный, пассивный, рассудительный, отзывчивый, беспокойный, сдержанный, необщительный, оптимистичный, агрессивный, общительный, непринужденный, разговорчивый, возбудимый, склонный к лидерству, осмотрительный, тихий, доброжелательный, склонный к рассуждениям, жизнерадостный, контролируемый, импульсивный, надежный.
Задание 2.
Определите возможный тип темперамента.
При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.
Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.
Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении задачи теряет всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.
Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.
При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.
Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.
Всю перемену мальчик пробегал по коридору, периодически толкая своих одноклассников явно с целью вовлечь их в игру.
Отвечая на вопросы учителя во время открытого урока, ученик не волновался, проявлял смекалку, говорил отчетливо и громко.
Узнав о предстоящей завтра директорской контрольной работе по алгебре, девочка плохо спала всю ночь.
Большую часть урока ученица прокрутилась, словно веретено, успевая поговорить и с детьми, сидящими сзади, и поспорить с соседом по парте о том, как нужно правильно оформлять краткую запись к задаче, и послать записку в другой конец класса.
Ученик не успел выполнить аппликацию в течение урока и остался на перемену ее доделывать.
Поссорившись с приятелями во время игры в футбол на уроке физкультуры, мальчик уже спустя 15 минут по дороге домой обсуждал с ними вчерашний матч.
Посмотрев «Собаку Баскервиллей», девочка некоторое время боялась ходить одна по вечерам.
Несмотря на неожиданно полученную тройку за диктант, ученик был на уроке активным, как обычно.
Когда, проходя мимо него, одноклассник случайно задел ногой его портфель, он закричал и с гневом кинулся на того с кулаками.
Прочитав эпизод, где Белый Бим Черное ухо погибает, девочка горько заплакала, а потом целый вечер пребывала в печали.
После того, как его команда победила в «Веселых стартах», он бурно радовался, прыгал, хлопал в ладоши и кричал.
Когда на классном собрании было решено идти в следующие выходные в двухдневный поход, он по собственной инициативе возглавил орггруппу, и уже через три дня провизия и необходимое снаряжение были подготовлены.
Собираясь шить платье к выпускному вечеру, девушка долго подбирала фасон и ткань, раздумывала о том, шить наряд самой или лучше отдать портнихе.
После урока природоведения по теме «Птицы зимой» ученик загорелся идеей сделать кормушку для птиц, но, придя домой, увлекся игрой в мозаику и забыл о своих прежних намерениях.
Когда на утреннике во время игры «Платочек» в очередной раз остановилась музыка и пришел черед одного из второклассников петь, танцевать или рассказывать стихотворение, он от неожиданности растерялся и даже приготовился заплакать.
Когда на уроке домоводства в отсутствие учителя- школьница по неосторожности сильно поранила ножом руку, ее подруга, не теряя времени, усадила девочку, обвязала руку чистым носовым платком и побежала за медсестрой.
Во время устного счета он несколько раз самый первый поднимал руку, но многие его ответы оказывались неправильными.
Получив от учителя предложение перейти в специализированный математический класс, девятиклассница ответила, что должна некоторое время подумать, а также посоветоваться с родителями.
Пролив на себя в столовой какао, девочка весь остаток учебного дня ходила печальная, то и дело осматривая пятно на платье.
Задумав поступать после школы на специальность «История», одиннадцатиклассник записался на подготовительные курсы, навел справки, куда можно будет «перебросить» документы в случае неудачи, узнал насчет проходного балла в прошлом году, взвесил свои шансы.
Задание 3.
Дайте прогноз поведения людей, обладающих различными типами темперамента, в следующих ситуациях.
При выполнении расчета на компьютере у программиста неожиданно происходит сбой в программе.
Начальник поручает сотруднику срочно составить важный доклад.
Происходит опоздание на назначенную встречу из-за поломки автобуса.
Поздно ночью раздается ошибочный телефонный звонок.
Коллега просит еще раз объяснить неясный для него вопрос.
Две подруги пошли «за компанию» в торговый техникум. Одна – значительный экстраверт, другая – ярко выраженный интроверт. Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте представить, как сложится их карьера.
Задание 4.
Разработайте рекомендации по работе с людьми, обладающими различными типами темперамента (по 10 на каждый тип). Они должны содержать в себе описание цели, конкретной ситуации и быть адресованы определенному человеку (или группе лиц).
Задание 5.
Определите, какие свойства или тип темперамента учитывались авторами следующих психолого-педагогических рекомендаций.
Если учитель захотел спросить этого ученика, то пусть наберется терпения выслушать его соображения до конца, сколько бы времени от урока это ни заняло.
Общающимся с таким мальчиком детям лучше не вступать с ним в перепалки во избежание лишних ссор и драк.
Чтобы ребенок не впал в депрессию после получения им «двойки» за самостоятельную работу по физике, учителю следует подбодрить его, сказав, что это, очевидно, всего лишь нелепая случайность, ведь на самом деле он способный ученик.
Для участия в КВН целесообразно делегировать в школьную команду именно эту девочку.
Если мама хочет, чтобы ягоды, привезенные с дачи, были тщательно перебраны, то не нужно поручать это дело такому ребенку.
Если школьному библиотекарю нужна помощью в оформлении картотеки, классный руководитель может посоветовать ей взять в помощники такую ученицу.
Из работ на пришкольном участке этому ученику целесообразнее поручить носить воду для полива.
Ведущими праздничного концерта учителю лучше выбрать таких детей.
Высказывая в адрес такого ребенка какие-либо негативные оценочные суждения или делая ему замечания, родителям и учителям следует быть очень тактичными, чтобы у него не возникло мысли о том, что он плохой и никто его не любит.
Если молодой учитель желает, чтобы его урок произвел впечатление на завуча, то ему лучше делать ставку на таких учеников.
Если мама предполагает, что ей придется высидеть большую очередь к врачу, то во избежание двойного утомления для нее лучше не брать с собой сына.
Организуя срочный выпуск праздничной стенгазеты, классному руководителю следует включить в оформительскую группу таких ребят.
При наборе из числа восьмиклассников участников дискуссионного вечера учителю лучше отдать предпочтение таким ученикам.
Если вдруг во время похода группа школьников сбилась с маршрута и заблудилась в незнакомом лесу, чтобы не возникла паника, ни в коем случае не нужно говорить об этом таким детям.
Родителям не стоит заставлять такого ребенка делать все уроки сразу, не вставая из-за письменного стола.
Задание 6.
Заполните таблицу
Тип темперамента | достоинства | недостатки |
сангвиник | ||
холерик | ||
флегматик | ||
меланхолик |
Задание 7.
Определите для себя круг «выгодных» - легкопреодолимых и невыгодных - труднопреодолимых жизненных ситуаций. Подготовьте для себя множество рекомендаций, направленных на оптимизацию своего бытия (общения и деятельности).
Список литературы
Белоус, В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие / В. В. Белоус - Пятигорск, 1990.
Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.- Л.: Изд-во Ленинградского университет, 1988.
Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001.
Мерлин, B . C . Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М., 1986.
Мерлин, B . C . Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин.- М., 1964.
Романов, К. М. Практикум по общей психологии : учебное пособие / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина. - Издательство - Московский психолого-социальный институт (МПСИ); «МОДЭК», 2002.
Русалов, В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. - 1985. - № 11. - С. 19-33.
Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. - М., 1982.
Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.