Лекция 2. Теоретические подходы к изучению восприятия
Краткое содержание лекции. Основные теоретические подходы к изучению восприятия. Теории восприятия в рамках объектно-ориентированного подхода. Теории восприятия в рамкахсубъектно-ориентированного подхода. Теории восприятия в рамкахсубъектно-объектного подхода. Теории развития восприятия.
Основные теоретические подходы к изучению восприятия.Можно выделить три подхода к изучению восприятия: (1) подход ориентируетсяна объект (образ восприятия определяется особенностями объекта), данный подход называется объектно-ориентированным, ключевое слово – отражение, изучает непроизвольные процессы восприятия; (2) подход ориентируется на прошлый опыт субъекта (образ строит сам субъект), данный подход называется субъектно-ориентированным, изучает произвольные процессы восприятия; (3) подход ориентируется на взаимодействие субъекта с объектом (в процессе взаимодействия открываются новые стороны объекта), данный подход называется субъектно-объектным, изучает послепроизвольные процессы восприятия, здесь присутствует творческое начало, то есть, экспериментируя с объектом, мы открываем в нем все новые и новые стороны.
Теории восприятия в рамках объектно-ориентированного подхода.
К нимотносят: теорию восприятия в структурализме(психология сознания) и гештальттеорию восприятия.
Теория восприятия в структурализме(связана с именами В. Вундта и Э.Титченера). Определив психологию как науку о сознательном опыте, они полагали одной из главных задач психологии анализ основных элементов сознания — ощущений. Восприятие какого-либо предмета в структурализме рассматривалось как структура или комбинация, отдельных ощущений. Перед психологами исследователями стояли задачи:1) анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на составные части; 2) найти, каким образом соединены эти составные части, какие законы управляют их комбинацией и 3) привести эти законы в связь с физиологической (телесной) организацией. Таким образом, построив научную психологию по образцу естественных наук, исследование восприятия рассматривалось структуралистами так же, как, например, в химии: необходимо разложить целое на элементы — ощущения и, поняв законы их соединения, познать суть психического явления — восприятия.
Гештальттеория восприятия.В основу гештальттеории восприятия легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Коффка выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурной воспринимаемой ситуации в целом. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.
В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа.
Теории восприятия в рамках субъектно-ориентированного подхода. Здесь рассмотрим теорию восприятия и бессознательных умозаключенийГермана Гельмгольца. Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, которое выступает для человека как непосредственно данное, является на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту работу, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление (меньшая посылка) с какой-то частью прошлого опыта (большая посылка), а затем делаем вывод о том, что же имеет место в данный момент. Гельмгольц указывал на условность термина «бессознательное умозаключение»: оно — результат не сознательной деятельности, а какой-то игры нервных процессов, неизвестной нам, но которую можно представить по аналогии с умозаключением.
Пример перцептивного умозаключения - иллюзии Мюллера – Лайера.
Большая посылка – прошлый опыт восприятия: наш прямоугольный перцептивный опыт (мы живем в мире прямых углов) и законы линейной перспективы – близкое должно быть больше, далекое меньше. Малая посылка – первичные образы, их можно сравнить с сетчаточными изображениями. На сетчатке отрезки 1 и 2 одинаковы. Перцептивная система делает свой вывод – первый отрезок должен казаться больше, чем второй, но, поскольку на сетчатке они одинаковы, то первый кажется меньше, чем второй; первый мы недооцениваем, второй – переоцениваем.
Теории восприятия в рамках субъектно-объектного подхода.В теории американского психолога Дж. Гибсона восприятие понимается как процесс добывания информации из окружающей среды, в результате чего неопределенное положение организма в ней уменьшается. Вслед за гештальтпсихологами ученый утверждает, что одиночный раздражитель не может дать организму никакой информации и поэтому интереса для организма не представляет. Однако, в отличие от гештальтпсихологов, Гибсон утверждал, что информационное богатство среды не дано организму непосредственно. Его необходимо добыть. Решающую роль в этом играют активные движения организма и органов чувств. В окружающем мире человек не созерцатель, а обитатель мира и вся его активность необходима для восприятия.
Гибсон говорит о том, что восприятие и действие неразрывно связаны. Воспринимая объекты, человек одновременно воспринимает возможности действия с ними, соответствующие особенностям организма. Восприятие объекта предполагает действие с ним. Например, движущийся объект вызывает действие достичь его, поймать; предмет, вызывает манипуляцию; твердая поверхность предполагает возможность опоры, поддержки. Напомним слова Гибсона: «Мы должны воспринимать поток для движения, мы должны двигаться в потоке для восприятия».
В классических теориях восприятия воспринимаемый образ надо обогащать прошлым опытом, с точки зрения Гибсона, настоящий стимул, который мы наблюдаем в реальном мире, - его надо дифференцировать. Восприятие – это процесс постепенной дифференциации свойств, признаков и т.д. Основной акцент в теории Гибсона сделан на то, что должно быть выделено в потоке раздражителей, чтобы наилучшим образом адаптироваться в окружающей среде.
Теории развития восприятия. Среди зарубежных теорий восприятия особо следует назвать теорию развития восприятия Ж.Пиаже. Пиаже рассматривал восприятие как процесс организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля. Экспериментальные данные, полученные Пиаже показывают, что у ребенка первых месяцем жизни нет полного восприятия предметов и пространства. Он не различает объектов и себя, не различает изменения вида предметов, вызванные собственными движениями от изменений, возникших в результате движения предметов. Восприятие формируется в результате многочисленных сенсомоторных действий с предметами.
Специальные исследования развития восприятия в детском возрасте провел отечественный психолог А.В. Запорожец. Он доказал, что ребенок знакомится с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательских движений рук и глаз. Ручное и зрительное обследование ситуации предшествует практическим действиям в ней. Кроме того, восприятие маленького ребенка слитно и не дифференцировано. Иногда маленький ребенок рассматривает предмет перевернутым, и его это не смущает.
А.В. Запорожец показал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе ребенок выполняет перцептивные действия с материальными предметами. Он сопоставляет предметы по форме, цвету, величине и другим свойствам, идентифицирует из и устанавливает различия. Прохождение этого этапа ускоряется, если ребенку предлагают перцептивные эталоны – образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ. К перцептивным эталонам относят последовательность цветов спектра и их оттенков, геометрические формы и их варианты, последовательное нарастание или убывание величины ит.п. На втором этапе ребенок знакомится с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых движений рук и глаз. На третьем этапе под влиянием игровой и продуктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно делить воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. На следующих этапах ребенок приобретает способность быстро без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства предметов, отличать их на основе этих свойств друг от друга.