Психология раскаяния. Раскаяние как основа исправления осужденных
Преступление предполагает вину, умысел или неосторожность, а вина показывает, что в личности совершившего преступление есть нечто, что послужило корнем этого преступления. Проявившееся в том или ином преступлении вина есть конкретное преходящее настроение, которое сложилось у человека под влиянием двух сил: действия на него различных событий, происходивших в окружающей среде, с одной стороны, и его психической конституции – с другой. Заключается ли преступление в том, что человек совершил нечто запрещенное уголовным законом или не выполнил того, что уголовный закон предписывает, то есть, заключается ли оно в наказуемом деянии или в бездействии, оно всегда есть волевой акт, как таковой и представляет собой известную моторную реакцию на полученные индивидом впечатления. В основе этой реакции лежит выбор из представлявшихся возможностей, а в этом выборе проявляется вся духовная личность преступника с присущим ей запасом жизненного опыта, с ее способностью или неспособностью предвидеть более или менее далекое будущее, с накопившимися у нее волевыми навыками и тенденциями к определенным видам поведения.
Признание вины предполагает искреннее раскаяние. Анализ литературных источников показывает, что проблема раскаяния не имеет четкого структурированного рассмотрения в психологической литературе, предполагает неоднозначное трактование данного вопроса. Поэтому она остается одной из важных и интересных тем, требующих дополнительного изучения.
К субъективным признакам раскаяния в содеянном относятся словесно выраженное и письменно закрепленное полное признание лицом своей вины в преступлении и осознание вредности своих противоправных поступков, искреннее сожаление о содеянном.
Большинство осужденных признают вину и раскаиваются в содеянном уже в зале суда. Это можно объяснить следующими причинами:
- надежда на то, что раскаяние окажет решающую роль в определении срока заключения и поможет сократить его;
- мнимое раскаяние (по каким-то индивидуальным соображениям);
- боязнь получить более строгое наказание со стороны суда;
- стремление и желание что-то кому-то доказать и показать свою смелость, отсутствие боязни перед грозящим наказанием;
- в результате оказываемого давления со стороны сотрудников милиции.
По мнению многих авторов, необходимым элементом деятельного раскаяния является добровольность, предполагающая наличие у лица свободы выбора в конкретной ситуации. Если же признание вины и раскаяние наступают под влиянием психического или физического насилия либо незаконных методов следствия и дознания, то такое раскаяние не может быть истинным, осознанным.
Действительное осознание преступником своей вины, вероятнее всего, происходит уже в стенах исправительного учреждения, после некоторого промежутка времени отбывания наказания.
Объективные признаки раскаяния предусмотрены ч. 1 ст. 75 УК РФ, которая гласит, что: «Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления».
Таковы объективные и субъективные признаки раскаяния. Но они не дают нам истинного представления и решения проблемы раскаяния, так как не содержат глубины рассмотрения, которая позволила бы лучше понять душу совершившего преступления. Таким образом, данные объективные и субъективные причины можно рассматривать как чисто формальные, не раскрывающие сути вопроса.
Необходимо помнить, что глубокое психологическое отношение виновного к совершенному преступлению установить на практике во всех случаях чрезвычайно трудно, если не невозможно. Здесь важно учитывать:
- потребности и интересы преступника, ценностную систему его личности;
- воздействие режима исправительных учреждений на психику осужденного в осознании своей вины и раскаяния/не раскаяния в содеянном;
- психологию раскаяния.
Важнейшим фактором воздействия на психику осужденного является режим отбывания наказания. Реализуя карательную функцию наказания, режим осуществляет ущемление в удовлетворении насущных потребностей индивида. В существующем лагерном и тюремном режиме доминирует карательная функция, вызывающая «страдательный эффект» от наказания.
Условия изоляции приводят к тому, что основной характеристикой психического состояния большинства осужденных является состояние психического напряжения, происходят значительные сдвиги в психике осужденного, формируются механизмы психологической защиты, а в ряде случаев – механизмы социального отчуждения, психологический иммунитет на меры воздействия. Осужденный часто оказывается в конфликтных ситуациях – формируется конфликтность личности. Невозможность изменить свой тягостный статус «преступника» тяжелым бременем постоянно давит на психику заключенного. Это всеобщая тюремная акцентуация личности.
Потенциал напряженности ищет любой повод для своей разрядки. А в условиях тюрьмы такой повод не заставляет себя долго ждать. Десоциализированная личность заключенного, его пониженный уровень самоконтроля и привели его в тюрьму. И теперь в тюрьме крушатся последние остатки этого психического механизма. Более половины осужденных страдают психическими аномалиями. В последнем случае поведение личности отличается «застреваниями» на отдельных явлениях, неспособностью индивида отключиться от неприятных воздействий. Это затрудняет процесс выяснения искренности/неискренности раскаяния осужденного в содеянном.
Поэтому при беседе с осужденным на тему раскаяния следует обратить внимание на то, какую роль сыграла изоляция, заключение в осознании им вины.
В раскаянии выделяются интеллектуальный и волевой компоненты. Первый – это психическое отношение виновного лица к совершенному деянию, второй – активное постпреступное поведение.
Раскаяние – это чувство вины, возникающее после совершения проступка или преступления. Раскаяние – искреннее самоосуждение провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность (и даже желание) нести наказание, глубокое сомопорицание личностью своего антисоциального поведения. Чистосердечное раскаяние, – а нечистосердечного раскаяния не бывает – обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность за совершенное преступление.
Раскаяние – психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда. Одна и та же кара влияет на человека тем сильнее, чем более совпадает требуемое ею поведение с поведением, диктуемым совестью данного человека. Так, кара имеет большое влияние, которая данному индивиду представляется более страшной.
Самая действенная кара – глубокое самоосуждение, раскаяние. Но основной особенностью устойчивого преступника является устойчивый иммунитет против самоосуждения, наличие у него стойкого смыслового барьера в отражении антисоциальной сущности преступления, установки на самоснятие ответственности. В ряде случаев срабатывает механизм вытеснения – преступник уходит от анализа психотравмирующих обстоятельств, переключается на приемлемую для него связь событий. Подавляющее большинство осужденных оценивает назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое. Убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека, единственный их самоукор: обвинение себя за то, что «попался».
Преступник, как правило, не хочет осознавать себя преступником. Перед собой он чист, он самооправдан, он защищен психологическим механизмом самозащиты, криминальной субкультурой. Большой пыткой для него является постоянное и повсеместное напоминание ему его прошлого.
Понесение кары – это всегда испытание виновным страдания от внешних ограничений и внутренней духовной недостаточности. Кара – это несение заслуженного страдания. Однако, если это страдание причиняется лишь внешними притеснениями и ограничениями, дефицитом потребляемых благ, если при этом предается забвению состояние души виновного, то преступник легко перекладывает ответственность за эти страдания на тех, кто их причиняет. Закоренелый преступник – это многократно судившийся за тяжкие преступления преступник, не испытавший никогда раскаяния по поводу своих злодеяний, утративший способность к адекватной моральной самооценке, индивид с атрофированным нравственным самосознанием. Этот факт тоже надо учитывать при выяснении вопроса раскаяния/нераскаяния в содеянном.
Покаяние понимается как обретение личностью обновленного нравственного качества. Для побуждения же личности к осмыслению ею истоков своего поведения, к переосмыслению своей жизненной стратегии необходим тонкий психологический инструментарий, «хирург души» высшей категории.
Если слова раскаяния искренни, то свидетельствуют о духовном перерождении человека, обретении им нового смысла жизни, самонаказании и принятии твердого решения о самоизменении в будущем. Данная стадия для большинства осужденных может протекать на фоне психического потрясения, состояния самоочищения (катарсиса, наступающего после определенных переживаний и потрясений) – стратегической переориентации поведения в будущем. Противоположным бывает укрепление озлобленности против общества, отказ от акта покаяния (нераскаянность).
Раскаяние вызывается таким положительными мотивами, как стыд, совесть, осознание общественной опасности содеянного, жалость к потерпевшему. Нередки такие причины, как страх перед наказанием, осуждением со стороны окружающих, опасность потерять доверие близких, утратить позитивные связи в коллективе и в быту.
На вопрос: что такое исправление – словари не дают ответа. Исправить преступника – это, скорее всего, видоизменить те его психические качества, которые детерминировали его преступное поведение. Эта задача требует высококвалифицированного, психологически компетентного решения. В основе исправления провинившейся личности лежит искупление, то есть, самоснятие вины преступником посредством ее признания, чистосердечного самоосуждения, раскаяния, понесение принятого им наказания и совершением реабилитирующих его социально-положительных деяний, вызывающих прощение виновного. Искупление – психологическое условие возвращения человека к людям. Предпосылкой искупления является раскаяние и покаяние. (Отбывание же срока тюремного заключения само по себе отнюдь не является искуплением вины, и не все «отсидевшие» становятся людьми с чистой совестью). Поэтому очень важно уделять этим вопросам как можно больше внимания.
В оценке мотивов раскаяния как объективного постпреступного поведения следует, избегать двух крайностей. Прежде всего, не стоит заходить слишком далеко, требуя от преступника «раскаяния» в его религиозно-библейской трактовке. В этой связи психологи не без оснований отмечают, что «полное, глубокое, так называемое «чистосердечное раскаяния» встречается много реже, чем кажется на первый взгляд. Фактическое раскаяние, положительное и глубокое самоосуждение, «угрызения совести» – крайне редкое явление для всех категорий преступников». Объяснение этому можно найти в действии механизма психологической самозащиты, который снижает, нейтрализует или вовсе снимает (выключает) социальный контроль.
Важно помнить, что отсутствие знаний о личности преступника, его жизненном пути и опыте, об индивидуальных психологических особенностях осужденного, тем более, игнорирование имеющихся у него психических нарушений, может приводить к тому, что воспитательные и, тем более, дисциплинарные меры, применяемые к нему, остаются совершенно неэффективными, а иногда приводят к прямо противоположному результату, особенно в случаях несоразмерного или неадекватного наказания. Также не эффективно будет и выяснение вопроса раскаяние/нераскаяние в содеянном, если не попытаться заглянуть во внутренний мир человека, отбывающего наказание. Необходимо учитывать, что в условиях изоляции особенно важно установление психологического контакта с осужденным, в целях эффективного взаимодействия с ним. Здесь, для раскрытия позитивных внутренних ресурсов личности, предпочтение следует отдавать внутреннему воздействию, а не внешнему.
Важным моментом в выяснении вопроса раскаяния является проведение психологической диагностики личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции, выяснить систему ценностных ориентаций и потребностей, уровень самооценки, определить уровень самокритичности и наличие внутриличностного конфликта.
Всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентаций будут способствовать формированию личности, социально благоприятной во всех сферах жизнедеятельности.
Е.В. Чернышева – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Свердловской области