Классификации нарушений развития

Г.Е. Сухарева (1965) с позиций патогенеза нарушений развития лично­сти различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, повреж­денное и искаженное развитие; Л. Каннер (1955) - недоразвитие и искаженное развитие.

В.В. Ковалевым (1979) выделяется два основных клинических типа пси­хического дизонтогенеза:

1) ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недоразвитие,

2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, вклю­чающее признаки ретардации и акселерации.

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В.Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе теоретических идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой, Л. Каннера, В.В. Ковалева. В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о следующих направлениях нарушений психического развития чело­века:

ретардация - запаздывание или приостановка всех сторон психического

развития;

дисфункция созревания - связана с морфофункциональной возрастной

незрелостью ЦНС;

повреждение развития - изолированное повреждение начавшей разви­ваться структуры или системы;

асинхрония - диспропорциональность развития.

В классификации психического дизонтогенеза В.В. Лебединского выде­лены:

1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего - коры больших полушарий). Поражение может иметь наслед­ственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, природовый периоды или в раннем детстве. Наиболее характерным примером недоразвития является самая распространенная форма умственной отсталости - олигофрения.

2. Задержанное развитие - замедление темпа всего психического раз­вития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или дли­тельных и тяжелых соматических заболеваний.

3. Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией - нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер,

4. Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его пред­ставляют нарушения психического развития при недостаточности анализа­торных систем - зрения, слуха и мышечно-кинестетической системы (т.е. опорно-двигательного аппарата).

5. Искаженное психическое развитие - разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм - наиболее яркий пример этого типа нарушенного

6. Дисгармоническое психическое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприят­ных условий воспитания.

Таким образом, в классификации психического дизонтогенеза В.В, Ле­бединского представлены три группы дизонтогений.

Первая группа - отклонения по типу ретардации (отставания): недораз­витие и задержанное развитие, что включает умственную отсталость и за­держку психического развития.

Спецификой вариантов недостаточного развития является недо­статочность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задер­жанное) или отдельных (парциальное) психических функций, их базовых составляющих.

Вторая группа - по типу асинхроний (диспропорциональность): иска­женное и дисгармоническое развитие, что включает ранний детский аутизм и психопатии.

Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принци­па развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недораз­вития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей).

Третья группа - по типу повреждения (поломка, выпадение): повреж­денное и дефицитарное развитие, что включает органическую деменцию и тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-Двигательного аппарата, речи, развитие в условиях соматических заболева­ний.

Основанием выделения группы поврежденного развития служит нали­чие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества поражения и т. д.) - воздействующего на всю структуру дальнейше­го психического развития.

На базе классификации В.В. Лебединского (1985) свою авторскую трак­товку типологии отклоняющегося развития предлагают Н.Я. Семаго и М. М.Семаго (2001). В ней отражается попытка создать систему собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержательное поле деятельности психолога от направлений работ других специалистов (логопедов, дефектологов, психиат­ров).

Они выделяют три основные группы собственно психологических син­дромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие, определяе­мых в первую очередь спецификой, последовательностью и темпом формиро­вания всей иерархической структуры психического развития ребенка.

Принципиально важным для этих исследователей является то, что ква­лификация актуального психического статуса, определение в ретроспективе (включая и внутриутробный период) времени и места нарушения, соотнесе­ние ситуации развития всех ВПФ должны быть описаны не только на языке психических процессов, но и на языке нейропсихологии. Подобный подход позволяет образовать интегративный статус, дающий возможность выбрать адекватные развивающие и коррекционные программы, соответствующие характеру онтогенеза ребенка (Семаго Н.Я., Семаго М.М., 2001). Таким обра­зом предпринимается попытка соединить патопсихологический подход и критерии нейропсихологии. Дальнейшая разработка такого подхода пред­ставляется очень перспективной в силу раскрывающихся возможностей структурного анализа нарушения с учетом взаимодействия ВПФ.

С развитием детской нейропсихологии наметился еще один подход к классификации нарушений развития (Л.С.Цветкова, Н.К.Корсакова, Ю. В. Микадзе, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, А. В. Семенович, О, Н. Усанова и др). В нем анализируются варианты онтогенеза психики той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную, дезадаптив-ную относительно учебной (социальной) деятельности.

Наиболее полно нейропсихологический подход к классификации пред­ставлен в работах А. В. Семенович (1998, 2000). Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить осно­вой для классификации нарушений. Они дифференцируются на «синдромы несформированности» (I) и «синдромы дефицитарности» (II). Методологи­чески подобное разделение связано с учетом степени зрелости мозговых сис­тем и соответствия этой зрелости возрастному уровню ребенка. 1. Синдромы несформированности:

1) функциональная несформированность префронтальных (лобных)

отделов мозга;

2) функциональная несформированность левой височной области;

3) функциональная несформированность межполушарных взаимо­действий транскортикального уровня (мозолистого тела);

4) функциональная несформированность правого полушария мозга.

П. Синдромы дефицитарности:

1) функциональная дефицитарность подкорковых образований (ба-зальных ядер) мозга;

2) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга, дисгенетический синдром.

Нейропсихологический подход к классификации нарушений развития оказался продуктивным, потому что, во-первых, главное в нем - это знание того, какие именно составляющие психики, входящие в разные виды дея­тельности, связаны с работой известных на сегодняшний день зон мозга. Во-вторых, потому что, понимая взаимосвязь высших психических функций и мозга, можно правильно определить механизм нарушения, а также понять, почему и конкретно как нарушена та или иная функция. Именно такое пони­мание является базисом научно обоснованной программы помощи ребенку.

Нейропсихологический подход к изучению отклонений в развитии в на­стоящее время широко востребован также и потому, что его основные прин­ципы применимы как для изучения нормально развивающихся детей, так и для детей с отклонениями в развитии.

Наши рекомендации