Определение мотива и мотивации
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).
Мотив:
1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей
субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Общее в данных определениях заключается в том, что мотив понимается как побуждение, как явление психическое.
Своеобразное толкование мотивов представлено в работах Алексея Николаевича Леонтьева, которому принадлежит одна из наиболее оформленных теорий мотивации. В соответствии с его концепцией, мотивы рассматриваются как «опредмеченные» потребности.
Мотивом деятельности А. Н. Леонтьев предлагает называть предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении.
Большинством психологов мотивация рассматривается как детерминация поведения, поэтому можно выделить внутреннюю и внешнюю мотивацию. В западной психологической литературе используются термины «экстринсивная мотивация» и «интринсивная мотивация».
Экстринсивная мотивация – это мотивация, обусловленная внешними условиями и обстоятельствами, а интринсивная мотивация – это мотивация внутренняя, связанная с личностными диспозициями.
Внутренняя мотивация характеризуется стремлением к новизне, мотивом избегания скуки, стремлением к двигательной активности, к эффективному освоению мира, а также стремлением к самодетерминации и к самореализации.
Внешняя мотивация связана с внешними стимулами – объективными, не зависимыми от человека побудителями к активности.
При этом можно говорить о следующих видах влияния:
– власть вознаграждения
– власть принуждения
– нормативная власть
– власть знатока
– референтная зависимость
– информационная зависимость
Виды мотивации человека:
- Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
- Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
- Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
- Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
- Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
- Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).
Кроме того, различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей:
- Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).
- Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).
- Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
- Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
- Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
- Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
- Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
- Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
- Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.
Структура мотивированной деятельности по А. Н. Леонтьеву:
1) В основе деятельности лежат актуальные для человека потребности.
2) На основе потребностей формируются мотивы, как опредмеченные потребности.
3) На основе мотивов организуется деятельность по достижению этого предмета.
Потребность | Мотив | Деятельность |
Еда | Пицца | Поход в пиццерию |
Познание | Знание о других | Обучение в Вузе |
А. А. Файзуллаев (1989) выделяет в мотивационном процессе пять этапов:
Первый этап — возникновение и осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция).
Второй этап — это «принятие мотива». Под этим термином автор понимает внутреннее принятие побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.
Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять.
Третий этап — это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации — закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.
Последний этап — актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания.