Тема 10 Стилевые особенности индивидуальности

10.1 Стиль как характеристика индивидуальности

Характеристики всех уровней индивидуальности проявляются в том способе взаимодействия с миром, который вырабатывается у людей и, подобно остальным особенностям, также обладает вариативностью. Для обозначения этого способа в дифференциальной психологии используют понятие «стиль». В психологии понятие жизненного стиля стало использоваться впервые А. Адлером, который подразумевал под ним уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека.

Стиль жизни включает в себя психологические качества, располагающиеся на трех уровнях индивидуальности: это индивидная характеристика (дефект), духовно-мировоззренческая (цель) и средство, благодаря которому эта цель достигается (предметно-содержательная характеристика). Стиль устойчив и проявляется в решении человеком основных жизненных задач, среди которых Адлер выделял работу, дружбу и любовь и которые осуществляются, оказывая взаимное влияние друг на друга; именно постоянство стиля и определяет постоянство личности.. Адлер предложил классификацию установок, лежащих в основе наиболее распространенных стилей и характеризующихся двумя качествами ‑ социальным интересом и степенью активности. 1.Управляющий тип - самоуверенные, напористые люди, поведение которых не предполагает заботы о других. установка превосходства над миром. сновные жизненные задачи решают в асоциальной манере; 2. Берущий тип - относятся к миру паразитически, в основном решают свои задачи за счет других, стремясь получить как можно больше,низкая активность не позволяет им быть асоциальными; 3.Избегающий тип- не обладают позитивными целями, основной стратегией поведения является избегание.преобладает социально-бесполезное поведение и низкая продуктивность жизни; 5.Социально-полезный тип- воплощение личностной зрелости; осознают необходимость сотрудничества, личного мужества и готовности действовать для других.заинтересованы в благополучии других.

Для формирования жизненного стиля важны такие качества, как способность устанавливать правильную дистанцию по отношению к людям, способ поддержки, который присущ человеку, смелость и боязливость, вера в предопределение, которая часто мешает человеку принимать свои жизненные задачи и потому неполезна. Стиль жизни поддается корректировке, которая в основном состоит в пробуждении чувства общности с другими и одновременно ‑ личной независимости.

Понятие стиля использовалось и Г.Оллпортом, который предпринял попытку развести базовые личностные черты и черты инструментальные, используемые как средство достижения целей. В современной психологии стилевые характеристики стали рассматривать как индивидуальный способ взаимодействия с миром в целом.

В отечественной науке также придается большое значение понятию стиля, который описывает индивидуальность в динамике. В зависимости от локализации качества, которое компенсируется или видоизменяется, можно выделить стили общения,стили лидерства, стили педагогического общения,стили родительского воспитания, когнитивные стили (способы реализации задатков), стили профессиональной деятельности. Соподчиняясь и интегрируясь в единую систему, все они образуют стиль человека, эволюционное значение которого заключается в том, чтобы установить индивидуально особенное с точки зрения оптимальности, адаптированности и результативности взаимодействие человека со средой.

10.2 Различные стилевые характеристики индивидуальности

Профессиональное самоопределение ‑ это способ оптимизации отношений человека и профессии через изменение интересов и мотивов. Другой путь идет от индивидных, формально-динамических характеристик и заключается в выработке индивидуального стиля деятельности (ИСД). ИСД ‑ это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам, фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как интегральный эффект взаимодействия человека со средой. Механизмами становления ИСД являются адаптация, компенсация и коррекция.

Структура ИСД состоит из ядра и пристройки к нему (или вокруг него). Ядро включает в себя типологические свойства нервной системы и состоит из свойств группы А (особенностей, благоприятствующих успеху в данной деятельности) и свойств группы Б (особенностей, препятствующих успеху в данной деятельности). Пристройка состоит из качеств, вырабатываемых человеком в ходе стихийных или осознанных поисков и включает свойства группы. В (особенности компенсаторного значения) и свойства группы Г (особенности приспособления).

Стиль человека имеет два основных проявления: 1. в виде сопряжения разноуровневых параметров в структуре индивидуальности (темперамента, характера, интеллекта);2.образуя устойчивый паттерн индивидуальных взаимодействий с физической и социальной средой. Стиль человека ‑ это и то, что внутри индивидуальности, и то, что характеризует ее как субъекта деятельности. Представители теории интегральной индивидуальности, развивая идею о системной организации стиля, низшие его уровни связывают с формально-динамическими свойствами индивидуальности, а высшие ‑ с личностными, такими, как убеждения и Я-концепция.

А.В.Либин предложил изучать стиль человека как иерархическое образование, включающее 5 блоков (фреймов), каждый из которых представляет набор взаимосвязанных признаков, обнаруженных посредством корреляционного анализа и обладающих отличительной спецификой.

Л.Я.Дорфман предлагает рассматривать в качестве основы для выделения стилей формы активности человека. Одни стили активности, с точки зрения их детерминации, смещены к полюсу субъекта (сопоставимы со стилями личности и обозначены как индивидуальные стили), другие смещены к полюсу объекта (сопоставимы с индивидуальным стилем и называются экологическими стилями). Стилевые характеристики человека включают как особенности внутренней динамики индивидуальности, так и направления взаимодействия с внешним миром. Стиль − фенотипическое образование, связывающее субъекта с объектами и определяющее как процесс, так и результат их взаимодействия.

В.Т.Кондратенко выделяет следующие стили жизни: гедонистический (стремление к реализации своих потребностей), аскетический (стремление к снижению интенсивности потребностей), созерцательный (ориентация на внешние впечатления, реализующая стремление упростить отношения с миром), деятельный (стремление к самосовершенствованию и всестороннему развитию).

Совокупность представлений индивида о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения, называется Я-концепцией, система наиболее общих установок субъекта на самого себя. Я-концепция определяет меру успешности человека в разных сферах действительности и области его уязвимости, выполняя троякую роль: во-первых, способствует достижению внутренней согласованности личности; во-вторых, определяет интерпретацию опыта человека и, в-третьих, является источником ожиданий. Самооценка, важнейшая составляющая самосознания, может быть вычислена по оригинальной формуле У.Джеймса: самооценка = успех/притязания. Она изменяется с возрастом, приобретая такие измерения, как дифференцированность (подробность частных представлений о себе), высоту (она может быть средней, высокой и низкой), адекватность (она должна соответствовать личным объективным достижениям). По данным исследований, посвященных дифференцированности самооценки, обнаружено, что, если сравнивать самоотчеты различных возрастных категорий (например, семиклассников, старшеклассников и взрослых людей около 30 лет) по пяти параметрам самооценки (физическим качествам, успешности, интеллектуальному развитию, межличностному общению и ответственности), с возрастом индивидуальные вариации усиливаются. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний − теми целями и задачами, которые человек считает для себя выполнимыми. Уровень притязаний различается по высоте динамичности. В психологии личности склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого называется локусом контроля (это понятие было введено Дж.Роттером). Если человек имеет внутренний локус контроля (таких людей называют интерналами), он ощущает себя творцом собственной жизни. Интерналы менее склонны подчиняться влиянию других, они сопротивляются, когда чувствуют, что ими пытаются манипулировать. Если же человек полагает, что все происходящее с ним является результатом действия внешних, посторонних по отношению к его воле сил случая, других людей, провидения − (таких людей называют экстерналами), то он больше ориентирован на принятие всего, что с ним происходит. Локус контроля связан и с тем, как человек строит свои отношения с другими людьми, локус контроля − постоянная характеристика личности, сохраняющаяся на протяжении длительного периода времени и распространяющаяся на все области жизни ‑ успех и неудачи, здоровье, учебу, работу, семью, отношения с друзьями.

Логическим следствием присущего человеку локуса контроля является поведение в ситуации фрустрации. С.Розенцвейг выделил три возможных направления реакции: интрапунитивная реакция (обвинение самого себя), экстрапунитивная (направленная на других людей и внешние обстоятельства) и импунитивная (отвлекающая от конфликта и обесценивающая его значение).

Существуют различные способы преодоления жизненных сложностей (в психологии их называют coping strategies от английского «соре» ‑ преодолевать). Психологическое преодоление ‑ это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера ‑ попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Частично это понятие пересекается с понятием психологических защит, однако оно шире, потому что включает не только ментальную, но и фактическую реальность. Индивидуальные формы психологического преодоления тяготеют к двум полюсам: 1) решение проблемы (объект-ориентированное преодоление), 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированное преодоление). К первому типу относят реальное решение проблемы, «выпрямление» ситуации, поиск дополнительной информации, обращение к социальной поддержке. Второй тип включает отвержение проблемы, намеренный отказ от поиска информации (подобно страусу, зарывающему голову в песок), понижение самооценки и на этом основании ‑ отказ от борьбы («это мне не по силам»), эмоциональную экспрессию (гнев, отчаяние, скорбь).

Некоторые авторы выделяют три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления: 1) самообвинение (blamed self), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; 2) избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя, как если бы ничего не произошло; 3) предпочитаемое истолкование (wishful thinking) ‑ призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.

Можно выделить пять сфер жизнедеятельности человека, «подпитывающих» его действия в трудный период: 1) познание и представления, 2) чувства, 3) отношения с людьми, 4) духовность и 5) радости физического бытия. Критериями эффективности преодоления являются, во-первых, объективное разрешение проблемной ситуации и, во-вторых, восстановление психического благополучия человека: понижение тревожности, ослабление психосоматической симптоматики. Надежным показателем эффективности «coping» считается и ослабление чувства уязвимости к стрессам, исчезновение страха перед действительностью.

В настоящее время получены некоторые данные о средней эффективности различных форм coping. Наиболее действенным является объективное разрешение проблемы, основанное на активной, инструментальной жизненной позиции человека,наименее эффективными являются избегание и самообвинение во всех вариантах, занижение своих возможностей.

Психологическое преодоление, является переменной, зависящей от двух факторов ‑ личности субъекта (личностных ресурсах coping) и реальной ситуации. Некоторые авторы выделяют в качестве третьего фактора ожидаемую социальную поддержку: в зависимости от прочности психологического «тыла» человек может поступать решительно или избегать столкновения с реальностью. Сопротивляемость субъекта обстоятельствам может существенно меняться в зависимости от того, насколько угрожающей и управляемой представляется ему ситуация и как он оценивает свои возможности, т.е. опять же от его Я-концепции.

Существует зависимость психологического преодоления от пола, возраста и социальной среды человека. Женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Обращенность к причинам, стремление «тщательно обдумать», сопровождающееся из лишним фокусированием на проблеме, однако, увеличивает уязвимость женщин к депрессии. Для женщин в трудных ситуациях более характерно пассивное приспособление и самоизменение, а также надежда и ожидание. Мужчинам более присуще инструментальное отношение к миру, стремление его переделать, изменить по своему образу и подобию,они склонны отгородиться от депрессивных состояний, концентрируясь на деятельности, вовлекаясь в физическую активность, чтобы вывести себя из негативных переживаний. Маскулинные и фемининные способы реагирования на стресс являются результатом социализации, действия стереотипов, предписывающих мужчинам быть активными и успешными, а женщинам ‑ чувствительными и сопереживающими.

Возрастных закономерностей связаны с реальной возможностью контролировать ситуацию, поэтому активное психологическое преодоление характерно для людей молодого и зрелого возраста, а пассивное − для детей и стариков, зависимость которых от мира выше в силу того, что они либо еще не приобрели, либо уже утратили часть жизненных сил. Обнаружена положительная связь между социальной компетентностью у детей и их устойчивостью к стрессам: если ребенок умеет попросить взрослого о помощи, негативных переживаний у него меньше.

В выборе способов психологического преодоления отмечается возрастная динамика следующего содержания: эмоционально-ориентированные формы с возрастом утрачивают популярность, сохраняя высокую частоту лишь у лиц с выраженной фемининностью, а проблемно-ориентированные, напротив, используются чаще, но их применение зависит от содержания проблем, с которыми сталкивается субъект. Так, если это сложности межличностного взаимодействия, то понятно, что эффективным признается по-прежнему эмоционально-ориентированный coping.

Для хорошего самоощущения желательно, чтобы проблемы, встающие перед человеком, слегка превосходили его реальные возможности. Для активного человека среднего возраста уход от проблем является неконструктивным, для старика стремление «перевернуть мир», вообще говоря, кажется уже суетным желанием. Однако, несмотря на это, влияние ощущения независимости, связанного с возможностью совершения свободного выбора, на содержание Я-концепции также проявляется наиболее остро именно в периоды ограниченных возможностей − в детстве и старости.

Когнитивным стилем в широком смысле называют способ переработки информации − ее получения, хранения и использования. Чаще всего выделяют стили восприятия и стили мышления. Понятие когнитивного стиля использовалось раньше других Г.Виткином, который, изучая восприятие, обратил внимание на то, что разные люди в большей или меньшей степени ориентируются на контекст. Умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры было им названо поленезависимостью, а полезависимостъ означала включенность в контекст.

Полезависимость отражает уровень психического развития, связанный со степенью дифференцированности: если в начале жизни человек не выделяет себя из ситуации как субъекта, то затем он начинает осознавать границы между внешним и внутренним, различать части окружающего мира и самого себя. Дж.Каганом была выделена такая стилевая характеристика, как импульсивность – рефлексивность (тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы). Когнитивный стиль показывает, как разные люди приходят к одному результату, т.е. отражает преимущественно процессуальные, динамические характеристики деятельности, и во многом определяется темпераментальными особенностями. В настоящее время выделяют еще такие свойства, как аналитичность – синтетичность, экстернальность – интернальность, детализированность – цельность, когнитивная сложность – простота.

Г.Клейн и Р.Гарднер, изучающие когнитивные стили (который они называли когнитивными контролями) с позиций психоанализа, выделили следующие пять характеристик. 1. Уравнивание – заострение характеризует меру чувствительности к различиям: так, можно игнорировать резкие различия между объектами, а можно замечать мельчайшие несовпадения. 2. Высокая – низкая толерантность к нереалистическому опыту указывает на готовность человека принимать факты, противоречащие его личному опыту. 3. Узкий – широкий диапазон эквивалентности показывает, насколько различные объекты попадают в один класс, признаются одинаковыми. 4. Фокусирование – сканирование характеризует особенности концентрации внимания на главных объектах. 5. Ригидность – гибкость показывают меру произвольности когнитивной деятельности. Выделенные характеристики являются ценными при изучении социального интеллекта, описывая особенности развития личности в целом. Когнитивные стили ‑ это психологические качества, которые, будучи относимыми в большинстве работ к формально-динамическим свойствам, представляются наиболее перспективными в решении проблемы интеграции когнитивных и аффективных процессов, динамического и содержательного в структуре индивидуальности.

В отечественной психологии исследуются стили общения, которые рассматриваются как целостная система операций, приемов и способов (высказываний или соответствующих их значению действий), создающих межличностные отношения. Стиль общения определяется как результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, как психологическое качество, формирующееся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации мотивов. Подобно структуре индивидуальности в целом, стиль общения включает в себя содержательную и формальную составляющие. Первая состоит из мотивов, ценностей, потребностей и целей общения. Вторая описывается поведенческими, инструментальными особенностями общения, такими, как средства, способы, приемы. К настоящему моменту, однако, структуру стиля общения нельзя считать достаточно изученной (т.е. дающей систему различных сочетаний мотивов и средств общения). В попытках систематизировать данные об индивидуальных стилях общения некоторые авторы считают целесообразным, во-первых, разграничить стили делового, ролевого (профессионального) и межличностного общения, в связи с различием их целей, формы и содержания, а, во-вторых, в рамках каждого из них выделить коммуникативный, интерактивный и социально-перцептивный стили общения.

Повседневное общение всегда конкретно, поэтому не случайно в психологии больше известно о тех способах общения, которые возникают между людьми, занимающими различные ступени социальной иерархии, внутри семьи, а также в рамках профессиональной деятельности.

Многообразие человеческой индивидуальности выражается и в общении с другими людьми. По мнению К.Хорни, человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, личностные ориентации по отношению к другим людям, которых и придерживается впоследствии: это движение к людям, при котором главным является любовь со стороны других, а все остальные цели подчинены желанию ее заслужить; это движение против людей, при котором господствует «философия джунглей»: жизнь есть непрекращающаяся борьба за существование, в том числе и с другими людьми; и, наконец, движение от людей, характеризующееся потребностью в независимости и неприкосновенности, отвращающей от всякого проявления борьбы, но одновременно препятствующей адаптации человека.

В современной социальной психологии стратегии взаимодействия выделяют, опираясь на мотивы, которые побуждают к общению, среди которых в организации повседневных контактов выделяют следующие: 1. кооперация (мотив максимизации общего выигрыша);2. индивидуализм (мотив максимизации собственного выигрыша);3. конкуренция (мотив максимизации относительного выигрыша); 4. альтруизм (мотив максимизации выигрыша другого);5. агрессия (мотив минимизации выигрыша другого);6. равенство (мотив минимизации различий в выигрышах).

Эти стратегии задают направление общения и приблизительно указывают его результат; для целей общения благоприятно, если мотивы его участников дополняют друг друга, а наименее выигрышными оказываются стратегии индивидуализма и агрессии.

Стиль общения включает в себя содержательную и формальную составляющие. Первая состоит из мотивов, ценностей, потребностей и целей общения. Вторая описывается поведенческими, инструментальными особенностями общения, такими, как средства, способы, приемы.

Выделяют также стили руководства (лидерства), педагогического общения и родительского воспитания.

Понятие стиль лидерства (руководства) было введено К. Левином, который предложил в качестве главного признака стиля рассматривать способ принятия решения, на основании чего им были выделены автократический, демократический и свободный стили. Автократический (авторитарный, директивный) стиль примечателен тем, что руководитель собирает информацию и принимает решение самостоятельно, сам оценивает положение дел в группе или организации и взаимодействует с подчиненными в основном посредством ясных, четких и конкретных приказов-указаний, не испытывая потребности в обратной связи и не допуская ее. Демократический (кооперативный, недирективный) стиль руководства характеризуется тем,что решение принимается сообща, в результате групповой дискуссии, лидер узнает мнение подчиненных и принимает его во внимание, постоянно поддерживая обратную связь в группе, он позволяет вносить коррективы и замечания в свою работу. Взаимодействие обеспечивается не четким разделением труда, как это происходит в случае авторитарного управления, а посредством существования общей для всех членов группы цели, причем каждый осведомлен не только о своем, но и о соседних участках деятельности. Свободный (попустительский, либеральный, laissez-faire) состоит в отсутствии руководства со стороны лидера, основные жизненные интересы которого лежат вне сферы группового взаимодействия. В этом случае решение принимается формально демократически, но ответственность в случае неудачи возлагается на «козла отпущения», следуя вполне авторитарным принципам в их худшем воплощении. Свободное управление ‑ неустойчивое состояние группы, которое обычно заканчивается приходом автократического лидера или распадом группы.

Очевидно, что каждый стиль лидерства имеет свои сильные и слабые стороны, включая свободный, при котором создаются условия для естественной групповой динамики и прихода настоящего неформального лидера. Проведенное под руководством К. Левина исследование показало, что демократический стиль имеет наибольшие субъективные преимущества, выражающиеся в стремлении к творчеству, высокой удовлетворенности, благоприятном психологическом климате в группе. Стиль лидерства в основном отражает цели существования группы, которым подчинены используемые средства, и предъявляет соответствующие требования к индивидуальности руководителя. В последнее время, наряду с выделяемыми К.Левином стилями, говорят и о двух других: сосредоточенном на поставленной задаче («функциональном» стиле) и сосредоточенном на взаимоотношениях в группе («аффективном» стиле). Исследования показывают, что «функциональный» стиль более эффективен в крайних, благоприятных или неблагоприятных для группы условиях жизни, в то время как «аффективный» стиль более пригоден в промежуточных ситуациях.

Педагогическое общение всегда присутствует при передаче опыта (знаний, умений, навыков, общечеловеческой культуры, национальных ценностей и т.д.) одним человеком другому; оно включено в любое профессиональное общение, и поэтому педагогические стили иногда уподобляют уже описанным нами стилям руководства.

А.К. Маркова и А.Я. Никонова выделили четыре педагогических стиля: эмоционально-импровизационный,эмоционально-методичный,рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный. Эмоциональность предполагает поддержание хорошего контакта с учениками, вовлеченность педагога в совместную деятельность, экстравертированность. Рассуждающие стили обращаются больше к осознанию, чем к мотивации, и следуют логике предмета без отклонений. Импровизация в преподавании допускает слабую домашнюю подготовленность преподавателя, однако занятия оказываются очень зависимыми от ситуативных переменных, таких, как вдохновение педагога, а методичность обеспечивает устойчивость и планомерность обучения, построенного на хорошо проработанной программе, в результате чего педагог уподобляется «обучающей машине» и может не привносить ничего субъективного в читаемый курс, а качество обучения не опускается ниже определенной планки, чего нельзя сказать о стилях импровизационных. Таким образом, преподавание также обладает значительной межиндивидуальной вариативностью, благодаря чему каждый может выработать для себя адекватный способ деятельности.

Стиль родительского воспитания сочетает в себе особенности лидерства и педагогического общения, но его наиболее существенными элементами являются эмоциональное отношение и уровень контроля за поведением детей. Д. Бомринд выделила три основных стиля, к которым впоследствии был добавлен четвертый, однако родительский стиль чаще анализируют в контексте его последствий для личности детей, а не в связи с особенностями самого родителя; 1.высокий уровень контроля(теплые отношения); 2.высокий уровень контроля( холодные отношения);3.низкий уровень контроля(теплые отношения);4.низкий уровень контроля(холодные отношения).

В отечественной психологии А.Е.Личко связывал искажения родительского стиля с вероятностью появления акцентуаций характера у подростков. Остановимся на вариативности человеческого поведения по критерию асоциальности-просоциальности. Асоциальным называется поведение, направленное на разрушение или нанесение вреда существующим социальным системам. Просоциальное поведение служит сохранению и укреплению существующих социальных систем и противопоставляется ипсоцентрическому поведению как направленному на самосохранение и саморазвитие. Польский исследователь Ян Рейковский выделил 6 уровней социально значимой деятельности: 1. Альтруистическое поведение предполагает безраздельную самоотдачу, самопожертвование, отказ от собственных интересов в пользу других людей. 2. Помогающее поведение означает учет потребностей и проблем другого человека и содействие их успешному разрешению, причем сложности других могут несколько оттеснить собственные интересы субъекта. 3. Кооперативное поведение сочетает в себе соблюдение собственных и чужих интересов ко взаимной пользе. 4. Ипсоцентрическое поведение имеет целью самосохранение, при этом оставаясь безразличным к социальному окружению ‑ не принося пользы, но и без ущерба для других, как правило, ему сопутствует социальная и эмоциональная изоляция, и в качестве жизненной стратегии оно встречается редко. 5. Эгоистическое поведениеотмечается в тех случаях, когда человек стремится соблюдать преимущественно свои интересы, отвергая или ущемляя интересы других. 6. Эксплуатирующем поведении, в тех случаях, когда субъект использует других как средства достижения собственных целей и задач.

М.С.Неймарк, выделяет три основные ориентации человека: на предмет, на другого и на себя.

В отличие от проявлений просоциальных, асоциальные наклонности изучены весьма основательно. Одну из первых в типологии личности попыток связать психические особенности человека с асоциальными (преступными) проявлениями предпринял Ч.Ломброзо. Он выделил 1) прирожденных преступников, 2) душевно больных преступников, 3) преступников по страсти, 4) случайных преступников. Прирожденный преступник определялся Ч.Ломброзо как скрытый психопат, который имеет патологические личностные особенности: отсутствие раскаяния и угрызения совести, цинизм, склонность к предательству, тщеславие, мстительность, жестокость, леность, любовь к оргиям и азартным играм.

Значительный интерес вызывает способность человека к осознанию моральных норм и правил, потому что установлено соответствие между способностью к моральной рефлексии и реальным поведением человека, а рассуждения исследовать существенно легче. Наиболее полно моральные рассуждения исследовал Л.Кольберг. Шесть выделенных эмпирически стадий он объединил в 3 уровня: «конвенциональный» (стадии 3 и 4) ‑ от слова «конвенция», т.е. на основании договоренности людей между собой о том, как следует себя вести, «доконвенциональный» (стадии 1 и 2), т.е. игнорирующий традиции и социальные требования, и «постконвенциональный» (стадии 5 и 6), ориентированный на высокие нравственные принципы, которые могут и не поддерживаться всем обществом в целом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет, цель и задачи дифферен­циальной психологии.

2. Основные этапы развития дифференциальной психо­логии

3. Понятие психологической нормы.

4. Краткая характеристика методов дифференциальной психологии.

5. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование.

6. Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый.

7. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиография.

8. Собственно психологи­ческие методы: интроспективные, психофизиологические, социально-пси­хологические, возрастнопсихологические, анализ продуктов деятельно­сти, тестирование, психосемантические.

9. Источники индивидуальных различий.

10. Типологические и нейродинамические особенности нервной системы и их значение для формирования индивидуальности (по И.П.Павлову).

11. Основные понятия психологии индивидуальных различий: организм, индивид, личность, индивидуальность.

12. Биоге­нетические, социогенетические, двухфакторные теории индивидуальности.

13. Взаимодействие наследственности и окружающей среды в формировании индивидуальных различий.

14. Современное понимание наследственности и среды. Сложная струк­тура среды.

15. Дифференци­альная психофизиология как научная база психологии индивидуальных раз­личий.

16. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).

17. Возникновение учения о темпераменте. Основные теории темперамента

18. Конституциональные теории темперамента. Типологии Э. Кречмера и У. Шелдона.

19. Темперамент как свойство индивидуальности.

20. Место характера в структуре инди­видуальности.

21. Соотношение характера и темперамента.

22. Понятие акцентуации характера.

23. Задатки и способности в структуре ин­дивидуальности.

24. Понятия одаренность, талант, гениальность. Психосоциальные аспекты одаренности (по Б.М. Теплову).

25. Основные психологические теории гениальности.

26. Исследования ин­теллектуальных способностей.

27. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Дж. Келли).

28. Достоинства и огра­ничения психологических типологий.

29. Основные психологические типологии познавательных особенностей

30. Черты как психологическая категория.

31. Теория черт Г. Айзенка. Теория черт личности в теории Р.Б. Кеттелла.

32. Пол в структуре индивидуальности.

33. Теории развития половой идентичности (психоанализ, бихевиоризм, теории социального научения).

34. Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии.

35. Индивидуальные особенности профессиональной деятельности.

36. Направленность личности в структуре индивидуальности.

37. Стилевые особенности индивидуальности.

38. Педагогические стили и стили родительского воспитания.

39. Понятие когнитив­ного стиля в дифференциальной психологии

40. Стилевые особенности общения и лидерства

ЛИТЕРАТУРА

Анастази, А.Дифференциальная психология/А.Анастази. М., 2001.

Ахвердова, О. А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб. пособие./ О, А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова, Т. В.Белых. СПб., 2004.

Белоус, В.В.Человек как интегральная индивидуальность/ В.В. Белоус, А.И. Щебетенко. Пятигорск, 1996.

Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г.Мещерякова,
В.П. Зинченко. СПб., 2005.

Борисова, Е. М.Индивидуальность и профессия/ Е.М. Борисова, Г. П. Логинова. М., 1991.

Геодакян, В. А. Теория дифференциации полов в про­блемах человека// Человек в системе наук / В.А.Геодакян. М., 1989.

Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика/ К. М. Гуревич, СПб., 2010.

Дружинин, В.Н. Психологическая диагностика спо­собностей: теоретические основы / В.Н. Дружинин. Саратов, 1990.

Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий/ М.С. Егорова. М., 1997.

Ильин, Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин. СПб., 2001

Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П.Ильин. СПб., 2001.

Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.

Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб., 2008.

Климов, Е.Л. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы /Е.Л. Климов. Казань, 1969.

Кондрашихина, О.А. Дифференциальная психология/ О.А. Кондрашихина. М., 2009.

Купер, К. Индивидуальные различия / К.Купер. М., 2000.

Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин. М., 1993.

Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Киев, 1981.

Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности/ В.С. Мерлин. М., 1986.

Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций/ А.В.Либин. М., 1999.

Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков/А.Е.Личко. М., 1999.

Машков, В.Н. Основы дифференциальной психоло­гии/ В.Н. Машков. СПб., 1998.

Мерлин, В. С. Личность как предмет психологического исследова­ния / В.С.Мерлин.— Пермь, 1988.

Мерлин, В. С. Структура личности. Характер, способности, самосоз­нание. Учебное пособие к спецкурсу/ В.С.Мерлин. Пермь, 1990.

Мироненко, И.А. Дифференциальная психология: конспект лекций/ И.А. Мироненко. СПб., 2000.

Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциаль

Наши рекомендации