Особенности понятий профессия, специальность, квалификация, должность, должностные обязанности

Психологические особенности овладения профессией

Человек и труд

Труд - это процесс преобразования человеком окружающей действительности и изменение в ходе этого самого себя с це­лью удовлетворения общественных и личных, материальных и ду­ховных потребностей.

Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творче­ства. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечело­веческий опыт, причем разные виды труда в различной степени развивают самого работника.

Труд может стать для человека

- или только средством поддер­жания существования,

- или, кроме того, еще и средством самовыра­жения,

Самореализации,

поиска и достижения смысла жизни.

Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо:

- мастерство,

- умение,

- знания.

В ходе развития общества и появления разделения труда воз­никли профессии. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации.

Психология профессий

«Профессия» от латинского «говорить публично», что понималось в своё время, как «объявлять другим о своём деле, занятии, специальности. «Для чего же мне объявлять?» - зададите вы вопрос.

Чтобы кто-то узнал в продукте вашей деятельности:

- предмет своей по­требности,

- чтобы установился некоторый диалог,

- состоялся обмен ценностями,

- удовлетворение потребностей.

Профессии - это исторически возникшие формы дея­тельности, необходимые обществу, для выполнения которых чело­век должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответству­ющие способности и профессионально-важные качества.

Профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться.

В обществе очень много профессий и специальностей (десят­ки тысяч) и они очень разные:

- по предметной области труда,

- его целям,

- орудиям,

- средствам и условиям.

Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии воз­никают, дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть пред­нетом постоянного изучения.

Типы профессий

Для упрощения ориентировки в сложном мире профессий выделено и условно различаютпятькрупных предметных областей профессиональной деятельности:

1) с живыми системами;

2) с техническими и неживыми природными система­ми;

3) с социальными, включая малые группы и отдельных людей;

4) со знаково-символическими системами;

С художественными.

В соответствии с различимыми разновидностями объективных систем выделяются пять типов профессий, по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира:

1. «Человек - живая природа» («П»).

Представители этого типа имеют дело с

- растительными и животными организмами,

- мик­роорганизмами,

- и условиями их существования.

Примеры: мастер-­плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, пче­ловод, лесовод.

2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»).

Работ­ники имеют дело с

- неживыми, техническими объектами труда.

При­меры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электро­слесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания, швея, шоферы.

3. «Человек – человек» («Ч»).

Предметом интереса, распоз­нания, обслуживания, преобразования здесь являются:

- социальные системы,

- сообщества,

- группы населения,

- люди разного возраста.

Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инже-

нер-организатор производства, врач, медицинская сестра, учитель, воспитатель.

4. «Человек - знаковая система» («З»).

Представителей профес­сий этого типа занимаются:

- Естественные и ис­кусственные языки,

- условные знаки, символы, цифры, формулы.

Примеры: программист, чертежник-картограф, ма­тематик, редактор издательства, языковед.

5. «Человек - художественный образ» («Х»).

Представителей этого типа профессий интерисуют:

- Явления, фак­ты художественного отображения действительности.

Примеры: худож­ник-декоратор, художник-реставратор, маляр, артист балета, актер дра­матического театра, концертный исполнитель и т.д.

Особенности понятий профессия, специальность, квалификация, должность, должностные обязанности

При психологическом рассмотрении труда важно определить, в чем заключается особенность понятий: профессия, специальность, квалификация, должность.

Ø Профессия:

- С точки зрения общества - это система профес­сиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта.

- с точки зрения конкретного человека, профессия - это ос­новной род занятия, деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества.

Ø Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастер­ства или искусства (СИ. Ожегов, 1995).

Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии.

Ø Квалификация – Степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовки.

Ø Должность - служебная обязанность, служебное место (СИ. Ожегов, 1995). Должность является более сложным понятием. Делать что-нибудь по должности (исполнять обязанность).

- Иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы.

- Чаще должность - это любая фиксированная работа и профессия.

Ø Должностные обязанности - это отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы.

Примеры для понятий: профессия, специальность должность.

- Профессия - средний медицинский работник,

- специальность ­медицинская сестра,

- должность - старшая медицинская сестра кар­диологического отделения больницы.

Наши рекомендации