Глава 1. материнство, основные подходы к определению
Тема: «Проблемы раннего материнства»
Студентки 3-ого курса
Специальности социально-педагогическая деятельность
заочной формы обучения
Бакун Анастасии Олеговны
Адрес: г. Борисов, ул. Западная,17 Бакун А.О.
Руководитель Альшевская Н.Е.
Минск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. МАТЕРИНСТВО, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ... 5
1.1 Понятие и функции материнства. 5
1.2. Понятие и причины раннего материнства. 14
1.3. Последствия раннего материнства. 17
1.4. Потребностно - мотивационный аспект раннего материнства. 21
ГЛАВА 2. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮНОГО МАТЕРИНСТВА.. 27
2.1 Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних. 27
2.2 Социальный портрет юной матери. 32
2.3 Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 41
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире, несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва достигает 15-16 лет, и статистику случаев беременности среди несовершеннолетних девушек уменьшить не удается. Сегодня в мире становятся роженицами более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличие от прошлого, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, макро- и микросреды в целом.
Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек. В рамках либерального дискурса это явление оценивается как положительное - стирается двойной стандарт поведения и в этой сфере отношений. Но раннее начало сексуальной жизни подростков происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, отсутствие специальной подготовки педагогов. Результатом этого являются, в частности, незапланированные беременности у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка. Эксперты ООН выделяют как наиболее актуальные в этом отношении аборты и сложности выживания для несовершеннолетних матерей.
В теории репродуктивных прав выделяются три дискурса:
- дискурс человеческих ресурсов;
- мальтузианский дискурс, направленный на оправдание сокращения численности населения на планете, регулирование рождаемости и, соответственно, всех демографических процессов;
- евгенический дискурс, предусматривающий изучение процессов, направленных на улучшение качества населения на планете.
Актуальность данной темы состоит в том, что юное материнство – это одна из социальных проблем, и эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению.
Цель исследования – выявление основных причин, мотивов раннего материнства, исследование медико-социальных и педагогических аспектов данного явления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность "материнства" (понятие, функции, различные подходы к определению материнства).
2. Рассмотреть раннее материнство как объект социального исследования (причины и последствия раннего материнства).
3.Определить последствия раннего материнства.
4. Дать характеристику социального портрета юной матери.
Теоретико-методологическую базу исследования составили авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература) отечественных и зарубежных авторов, научные статьи в периодических журналах, специализированные веб-сайты организаций.
ГЛАВА 1. МАТЕРИНСТВО, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
1.1 Понятие и функции материнства
Материнство - основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. Одно из наиболее сильных чувств, которые испытывает женщина в своей жизни - это чувство любви к собственному ребенку. Когда женщина становится матерью, ее отношение к жизни полностью меняется. Инстинкт материнства - является одним из наиболее сильных чувств, какие испытывает женщина в жизни. Во время беременности, появляется ощущение единого целого со своим малышом. В большинстве случаев, это чувство сохраняется даже после рождения ребенка. Дети полностью переворачивают привычный ритм жизни. Они меняют все, вплоть до взаимоотношений с мужем, друзьями или родственниками. Теперь жизнь подстраивается к жизни малыша. Время, в которое вы могли спокойно отдохнуть, уже не принадлежит вам. [9]
Ребёнок – неисчерпаемый источник жизненных стимулов. Это безгранично подвижная стихия, вносящая в жизнь не только заботу и тревогу, но и радость.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.
В словаре русского языка Ожегова С. И. «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка, так же свойственное матери сознание родственной её связи с детьми».
В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Представители феминистского подхода (Каплан Е.А) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.
Большая же часть теорий материнства (биосоциология, психоанализ, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу. [17]
Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.
Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта.
Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. отмечают, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект - носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери.
Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.
Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для матери. [12]
Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности. Далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребенка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребенка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития.
Так, поддержание эмоционального благополучия, развитие привязанности и ее культурных особенностей, развитие общения обеспечены способами взаимодействия с ребенком, включающими установление режима кормления, способов пеленания, количеством и качеством тактильного контакта, способами и сроками отнятия от груди, формами перераспределения материнских функций, манерой жалеть, поощрять и наказывать ребенка. Все это вполне определенно интерпретируется в аспекте будущих качеств характера ребенка, его физических и личностных особенностей.
Для целостного психологического исследования материнства Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций:
· видотипичные, то есть обеспечивающие структуру деятельности и мотивационные основы развития ребенка как представителя своего вида,
· функции, направленные на формирование содержательных особенностей мотивационно-потребностной сферы ребенка как члена своей конкретной культуры. [5]
К видотипичным функциям матери относятся следующие:
1.Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.
2.Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности.
3.Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.
4.Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразующих для сферы общения.
5.Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов.
Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком.
К этой группе материнских функций Филиппова относит следующие:
1.Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики.
2.Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.
3.Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной среды.
4.Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.
5.Обеспечение условий для формирования у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др.
Взгляд Филипповой Г.Г. относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивают и интерпретируют функции матери. [16]
Изучение материнства в настоящее время становится все более популярным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Обсуждаются материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические аспекты. Рассматриваются основные учения о сущности материнства как культурного феномена, его ценности и значимости для общества. Исследования разных культурных вариантов материнства в современном обществе свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское поведение и переживания женщины. Большой интерес представляет приведенное в этих работах сравнение распределения материнских функций в разных культурах, материнского поведения и отношения к ребенку, которые обеспечивают формирование необходимых в данной культуре личностных качеств (например, особенности эмоциональной сферы, качества привязанности, особенностей переживания успеха и неудачи в достижении цели).
Рассмотрим основные подходы форм материнства в различные эпохи культуры.
В концепциях античных философов материнство приобретает окраску естественной необходимости, продиктованной запросами государства. В учениях Платона и Аристотеля материнство (рождение и воспитание детей) рассматривается как дань обществу в деле его укрепления.
В средневековой философии тема материнства получает новый контекст. Ее осмысление начинается с момента осознания «роли женщины в истории человечества» в контексте Библии. Женщина считается причиной грехопадения человека, объявляется носительницей зла. Церковь проповедует отказ от телесности, поэтому и материнство, реализующееся в деторождении, оказывается вне сферы интересов религии.
Средневековая европейская культура дает религиозную трактовку материнства. В христианской символике женщина представлена в двух ипостасях: Евы и Святой Марии. В первом случае женщина - сосуд зла. Именно Ева несет ответственность за грехопадение, но именно ей дано имя «Жизнь дающая», тем самым определяется ее высокое предназначение. Святая Мария - девственная непорочность, вечная женственность.
Материнство в средневековой мысли рассматривается как носительница божественной печати, как транслятор духовных и нравственных ценностей, само материнство трактуется как универсальная ценность.
Возрождение стало в истории Европы и мира поворотной точкой, развернувшей ход истории и развития культуры в сторону человека и социума. В эпоху Возрождения возникло новое осмысление материнства, противоположное по своей сути Средневековому.
Осмысление материнства находилось за пределами главных смысложизненных проблем ренессансных философов. О женщине больше говорят как о воплощении красоты, объекте любви.
В эпоху Возрождения функция продолжения рода (материнство) избежала процесса обесценивания в глазах общества, однако материнская забота о детях относилась к естественному поведению. Материнство было проявлением материи, физиологической сущности женщины. [18]
Сциентистская философия Нового времени во главу угла ставила идею формирования гражданина: воспитание чувства долга, который превышал личные интересы. В культуре Нового времени утверждался принцип доминирования родового над индивидуальным, идеального над реальным. Тема материнства приобретает новые грани: она становится объектом пристального изучения педагогов, юристов, политических деятелей.
В эпоху Просвещения материнство рассматривается с позиции морально-этического подхода. Оно есть проявление законов природы и выполнение своего долга перед отечеством. Впервые в Новое время появляется тема детства как самостоятельного возраста.
Отношение к материнству определяется через набор морально-нравственных качеств, необходимых женщине-матери для взращивания из ребенка гражданина, поэтому его значение определяется содержанием образа ребенка в данную эпоху.
Просвещенческая позиция в отношении к материнству усугубилась в европейском обществе XX-XXI века. Постмодернизм приобрел крайнюю форму волюнтаризма и субъективизма. Материнство более не рассматривается как долг, оно выглядит исключительно как личная прерогатива человека. Можно констатировать, что в современной западноевропейской культуре XX века утрачивается осознание материнства как культурной ценности.
Факт утраты ценности материнства нашел отражение в авторских теориях западноевропейской философской мысли: постмодернизме и феминизме.
Новые подходы к социокультурному анализу материнства, которые демонстрируют представители феминизма в эпоху постмодернизма, позволили им поставить важные вопросы, которые выходят за рамки темы материнства и позволяют сделать шаг вперед на пути изучения проблем общественных умонастроений и культурных изменений.
Материнство в концепции социальных конструктивистов предстает как биосоциальный феномен, в котором социальная часть сильнее биологической. Благодаря такому подходу в определении понятия «материнство» появилось важное добавление. Если биологические детерминисты и традиционная наука, говоря о материнстве, имели в виду лишь отношения матери и рожденного (или воспитываемого) ею ребенка, то у современных мыслителей под определение «материнских» попали и моральные отношения женщины к ребенку, другому человеку в целом.
Западный феминизм рассматривает материнство как начало, в котором наиболее явственно видно столкновение Природы и Культуры, столкновение, переходящее в конфронтацию. Поэтому крайний феминизм предлагает отказ от материнства как фактора, лишающего женщину равноправия с мужчиной, а менее радикальные предлагают умеренную позицию: материнство должно стать личностным выбором каждой женщины. [4]
Что касается исследования материнства в области психологии, то они отличаются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. В зарубежной психологии существуют две основные концепции определения сути материнско-детских отношений:
1) концепция фиксированных материнских отношений, в которой в центре анализа стоит ребенок, его личность, родители же выступают в роли носителей исторических и культурно закрепленных норм, а также объектов потребностей и желаний ребенка (А. Адлер, З. Фрейд, К.Хорни);
2) концепция, устанавливающая связи между факторами воспитания и развития ребенка, где основным положением является предположение об отражении личности ребенка в личность матери (М.Земская, Х. Рихтер).
В отечественной психологии исследования носят в основном прикладной характер и касаются преимущественно следующих аспектов исследования материнства:
· ведущей роли взрослого (матери) в психическом развитии ребенка (Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И.),
· исследования типов детско-родительских отношений (Буянов М.И.),
· исследования личностных особенностей матери и их представленности в детско-родительских отношениях (Захаров А.И., Исенина Е.И.).
Следовательно, в исследованиях зарубежных и отечественных психологов отмечена ведущая роль матери в формировании психологического склада ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что материнство – одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Также можно выделить две группы материнских функций:
- видотипичные, т.е. обеспечивающие структуру деятельности и мотивационные основы развития ребенка,
- функции, направленные на формирование содержательных особенностей мотивационно-потребностной сферы ребенка как члена своей конкретной культуры.