Диагностика уровня развития игровой деятельности
Поитогам наблюдения делается вывод об уровне развития игры в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным. Первый уровень.
— Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами или игрушками (например, «кормление» или одевание кукол, перемещение машинок и пр.). Используются только
реалистические игрушки. Элементы воображения или игрового творчества отсутствуют.
— Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющих ся операций. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя ее четкое соблюдение значения не имеет.
— Роль проявляется только в действиях. Дети не называют себя именами людей, роли которых исполняют.
— Дети играют рядом или поодиночке.
— Самостоятельная игра, как правило, кратковременна. Стимулом ее возникновения иногда становится игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный ребенком в игре.
Второй уровень.
— Основное содержание игры составляют действия с предмета
ми, причем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется
— Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Разнообразие действий увеличивается и выходит за пределы какого-либо одного вида (например, не толь ко кормление, но и приготовление обеда, укладывание спать, одевание и пр.). Нарушение последовательности действий фактически не принимается, но и не опротестовывается.
— Роль обозначается словом. В процессе игры дети иногда называют себя или партнёра игровым именем («я — мама», «ты — шофёр»). Но речевое общение с ролевых позиций отсутствует.
— Правило еще явно не вычленяется, но оно уже может победить в конфликте с непосредственным желанием.
— Возникает первое взаимодействие между участниками по поводу использовании общей игрушки или характера действия. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2 — 3 ре
бенка).
— Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые.
Третий уровень.
— Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий. Начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.
— Роли четко обозначены и называются до начала игры. Они определяют и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь, обращенная к партнеру по игре, но иногда проявляются и обычные внеигровые отношения.
— Логика, характер и направленность действий определяются ролью. Нарушение логики действий вызывает протесты играющих со ссылкой на то, что «так не бывает» (мамы не бегают, милици
онеры не кричат и пр.)
— Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Хотя оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны.
— Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Игра чаще протекает как совместная деятельность, хотя взаимодействие чередуется с партнерскими действиями, не связанными друг с другом, но соответствующими роли. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд отношения взрослых.
Четвертый уровень.
— Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре.
— Роли четко определены и названы до начала игры. В соответствии с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер.
— Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных действий. Игра эмоционально окрашена. Дети увлечены и вовлечены в игру. В словах и действиях присутствуют элементы творчества самих детей.
— Нарушение логики действий отвергается. В процессе игры ребенок следует строгим правилам, которые определяют его поведение.
— Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей.
— В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление.
Количество детей, вовлеченных в игру, увеличивается до 5—6.
В соответствии с данными критериями психолог, на основании первичного протокола, оценивает уровень развития игры каждого ребёнка и заносит свою оценку в индивидуальную карту развития.
Методические рекомендации по проведению диагностики
Прежде чем приступать к проведению обследований, необходимо основательно изучить данное руководство. Только после того, как процедура тестирования полностью ясна для психолога, а все инструкции (лучше наизусть) выучены, разрешается приступать к работе.
Желательно до проведения тестирования все стимульные материалы расположить в нужной последовательности. По возможности все картинки должны быть наклеены на картон.
Бланк протокола должен быть размножен в необходимом количестве.
Рекомендуется предварительно провести пробные тестирования на хорошо развитых дошкольниках, чтобы получить некоторый опыт работы с материалами теста и отрепетировать подачу инструкций, протоколирование результатов и пр.
Предлагаемый комплекс методик включает как групповые, так и индивидуальные процедуры обследования. Следует проводить обследование в два этапа — групповой и индивидуальный.
Начинать следует с индивидуального. Целесообразно проводить методики в следующем порядке.
1. Формы общения ребёнка со взрослым
2.«Картинки»
3. «4 — лишний»
4. «Последовательность событий».
Проведение данных методик позволит психологу, в случае, если он приходит в группу впервые, хорошо познакомиться с детьми, запомнить их имена, что особенно важно для диагностики игровой деятельности.
Опыт показывает, что примерная продолжительность этого этапа равна 30—40 мин для каждого ребёнка. Соответственно за один день психолог может охватить 4—5 детей.
На втором этапе (в другой день, желательно в первой половине дня) проводится групповое обследование. Группа детей должна включать от 5 до 12 человек. Диагностику в группе следует проводить в такой последовательности:
1. «Узор»
2. Перцептивное моделирование
3. Схематизация
4. Наблюдение за игрой
Проведение первых трёх методик в группе детей занимает примерно 40 мин. Обследование по данной системе методик лучше всего проводить весной, когда дети заканчивают старшую группу (стандартизация методик сделана по весеннему обследованию). Обследование может осуществляться и осенью с детьми не младше 5 лет 3 мес. Обычно обследование проводится в утреннее время, вместо занятий. Перед началом обследования необходимо приготовить рабочие места для детей. Для этого в два-три ряда расставляются столики так, чтобы дети могли сидеть по одному за столиком. На каждый столик раскладывается комплект тетрадок в том порядке, в котором с ними будут работать дети. Каждому ребенку дается один простой карандаш. Следует иметь несколько запасных карандашей. Карандаши подбираются без ластиков.
Обычно обследование проводят двое взрослых — ведущий и его помощник. Ведущий имеет свой комплект тетрадок с методиками, которые он показывает детям в процессе объяснения. Ведущий дает детям инструкции и вместе с помощником помогает детям выполнить обучающие задания. Помощник подписывает все тетради, помогает ведущему в процессе проведения обследования.
Ни ведущий, ни помощник не должны оказывать детям помощь в выполнении заданий (кроме обучающих). Если дети просят оценить правильность выполнения заданий или помочь в решении, то следует сказать, что ребенок хорошо думает, что важно все решить самому, и все дети теперь сами справляются с заданиями.
Ведущий и помощник после проведения каждой методики собирают соответствующие тетради (детей просят поднять руку, когда они закончат задания в тетради). Перед тем, как забрать у ребенка тетрадь, необходимо проверить, есть ли его отметки на каждой странице тетради (иногда дети просто пропускают страницу). Если страница пропущена, ребенка просят выполнить находящееся на ней задание.
Если кто-нибудь из детей выполняет задания очень медленно и заметно отстает от группы, то у такого ребенка следует отложить тетрадь с незаконченным заданием (если его выполнение заставляет ждать других детей). После завершения обследования ребенок заканчивает выполнение заданий в отложенной тетради.
После проведения перечисленных методик проводится наблюдение за свободной игрой в течении получаса. В случае, если игра детей разворачивается не сразу, а по истечение 15—20 мин., наблюдение следует продолжить.
При проведении тестирования, кроме строгого соблюдения инструкций, также необходимо: соблюдать порядок выполнения заданий в каждом тесте; не давать испытуемым никаких пояснительных инструкций; контролировать время выполнения теста; фиксировать результаты выполненных заданий в Бланке протокола.
В процессе обследования первичные данные на каждого ребёнка отмечаются в специальном протоколе (см. приложение 8 и 9), а затем подвергаются количественной и качественной обработке. Результаты обработки заносятся в Индивидуальную карту развития ребёнка.
На завершающем этапе диагностики психолог проводит специальную беседу с воспитателем, в которой выясняет, как воспитатель оценивает (по пятибалльной шкале) достижения каждого ребёнка в различных сферах:
коммуникативной (насколько хорошо умеет ребёнок общаться со взрослыми и со сверстниками);
познавательной (как воспитатель оценивает умственные способности ребёнка и его успешность на занятиях);
произвольность (насколько ребёнок организован, дисциплинирован, послушен)
развитие игровой деятельности (умеет ли ребёнок играть в ролевые игры — принимает ли роль, общается ли с партнёрами по игре, может ли соблюдать правила игры)
Оценки воспитателя (в баллах) заносятся в соответствующие графы Индивидуальной карты развития ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10