Основные направления в психодиагностике
Выделяют 2 подхода: - 1) выделение психодиагностики с точки зрения соотнесения теории и практики: теоретическая и практическая; 2) зависит от объекта психодиагностики: общая и специальная
Общая психодиагностика- отрасль использует индивидуальный объект психодиагностики, т.е. в рамках общей психодиагностики разрабатываются такие методики, которые могут использоваться везде. Общая психодиагностика связана с общей, социальной психологией и дифференциальной психологией.
Специальная (частная) психодиагностика – связана с такими областями психологии, как: медицина, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д. Изучает особенности постановки психологического диагноза неким специальным объектам. Виды специальной психодиагностики:
- клиническая психодиагностика
- профессиональная
-психолого-педагогическая
Виды психодиагностики
Психодиагностику принято делить на два основных направления - общую и специальную. Под общей психодиагностикой понимают такую ее область, которая изучает закономерности постановки психологического диагноза, применимые ко всем объектам психодиагностики. К ним отнести изучение методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария, разработку универсальных методов и методик психодиагностики личности, определение психометрических основ психодиагностических методик, выделение нормативных требований к методикам и психодиагностам.
Специальная психодиагностика изучает закономерности постановки психологического диагноза отдельным, специальным объектам диагностики.
Выделяют клиническую, психолого-педагогическую и профессиональную специальную психодиагностику. Данные направления отличаются особенностями объекта психодиагностики, от которого зависят и задачи, и методы, и условия психодиагностики.
Объектом клинической психодиагностики выступают психологические особенности больного человека. Поскольку заболевания бывают разные, выделяют соматопсихологическую диагностику, патопсихологическую диагностику, нейропсихологическую диагностику. Основными задачами клинической психодиагностики являются:
- выявление особенностей нарушения психических функций и личности больного в целом для уточнения диагноза;
- исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией;
-получение необходимой информации для проведения коррекционной и реабилитационной работы.
В клинической психодиагностике используются как общие методы диагностики личности, так и специальные патопсиходиагностические и нейропсиходиагностические методики.
Объектом психолого-педагогической диагностики являются психологические особенности всех участников воспитательно-образовательного взаимодействия – детей, педагогов, родителей и администрации. В качестве задач этого направления можно выделить:
- изучение уровня развития и отклонений в развитии школьников;
- анализ межличностных отношений;
- диагностика индивидуальных особенностей;
- сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения.
В психолого-педагогической диагностике применимы практически все известные методы психодиагностики, но необходимо учитывать возрастные особенности клиентов.
Объект профессиональной психодиагностики – психологические особенности человека как субъекта профессиональной деятельности. К задачам этого направления следует отнести:
- изучение профессионально-важных качеств для составления профессиограм и профессионального отбора;
- диагностика индивидуальных особенностей работников с целью повышения эффективности деятельности;
- выявление способностей и уровня развития для помощи в профессиональном самоопределении.
Для решения этих задач широко используются специальные методы изучения профессий, диагностики профессиональной направленности и специальных способностей.
В зависимости от сложившейся психодиагностической ситуации меняется условия работы психолога. Для ситуации консультирования важно установить доверительные взаимоотношения с клиентом, для ситуации отбора и аттестации – обеспечить достоверность полученных результатов, для ситуации принудительного обследования – привлечь клиентов к обследованию.
Характеризуя ситуацию диагностического обследования Л.Ф. Бурлачук (2003г.), вслед за З.Плевицкой возможные диагностические ошибки. Это ошибки, связанные со сбором данных и их переработкой. К первой группе они относят:
- ошибки наблюдения
например: игнорирование важных проявлений личности
- ошибки регистрации
например: различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми
- ошибки инструментальные, связанные с неумением пользоваться диагностическим инструментарием.
Ко второй группе ошибок авторы относят:
- эффект «первого впечатления», заключающийся в переоценке диагностического значения первичной информации;
- ошибка атрибуции, проявляющаяся в приписывании клиенту черт, которых у него нет;
- ошибка ложной причины;
- познавательный радикализм означающий тенденцию к переоценке рабочих гипотез и нежелании искать лучших решений;
-познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез.