Игра «Потерпевшие кораблекрушение»
Цель: опыт групповой дискуссии и принятия решения группой, закрепление навыков командной работы.
Оборудование: бланк для игры.
Бланк для игры.
Предметы | Мой ответ Р1 | Ответ пары Р2 | Ответ группы Р3 | Ответ экспертов Р 4 | Эффек- тивность личная Р 4 - Р 1 | Эффек- тивность парная Р 4 - Р 2 | Эффек- тивность группы Р 4 - Р 3 |
Зеркало для бритья | |||||||
Канистра с водой | |||||||
етка Сетка от москитов | |||||||
Одна коробка с армей- ским рационом | |||||||
Карты Тихого океана | |||||||
Надувная подушка (спасат. плав. средство) | |||||||
Канистра нефтегазовой смеси | |||||||
Маленький транзистор- ный радиоприемник | |||||||
Реппелент, отпугиваю- щий акул | |||||||
20 кв м непрозрачного полиэтилена | |||||||
Бутылка рома крепостью 80 º | |||||||
15 м нейлонового каната | |||||||
2 коробки шоколада | |||||||
Секстант для ориенти- ровки по звездам | |||||||
Рыболовная снасть | |||||||
Сумма |
Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять тысяч банкнот.
Ваша задача – классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.
Следующий этап – обсуждение вашего спасения и классификация предметов в паре.
Далее – групповая дискуссия и принятие группового решения о значимости предметов для спасения.
После того, как группа сообщила о готовности, зачитывается мнение экспертов (реальных исследователей, путешественников, спасателей МЧС России).
Мнение экспертов. Основными вещами, необходимыми потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.
Список предметов
1. Зеркало для бритья – важно для сигнализации морским и воздушным спасателям.
2. Канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Может быть зажжена (естественно, вне плота) тысячными банкнотами и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
3. Канистра с водой утолит жажду.
4. 1 коробка с армейским рационом обеспечивает основное питание
5. 20 квадратных метров непрозрачного полиэтилена используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
6. 2 коробки шоколада – резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть – оценивается ниже, чем шоколад, потому что в этой ситуации «лучше синица в руках, чем журавль в небе».
8. 15 метров нейлонового каната можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
9. Надувная подушка – если кто-то упадет за борт, может служить спасательным средством.
10. Репеллент для отпугивания акул – назначение очевидно.
11. 1 бутылка рома крепостью 80 º - содержит 80 º алкоголя – достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, в других ситуациях имеет малую ценность, т.к. употребление может вызвать обезвоживание.
12. Маленький транзисторный радиоприемник имеет незначительную ценность, т.к. нет передатчика.
13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка – в Тихом океане москитов нет.
15. Секстант – без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
После того, как выяснили разницу с мнением спасателей, считается общая сумма каждой колонки (по модулям):
· 0-30 – высокая эффективность
· 30-60 – средняя эффективность
· 60-120 – низкая эффективность
· свыше 120 – практически отсутствует.
Эти цифры – хорошая основа для анализа (рефлексии):
· Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия?
· Была ли выработана общая стратегия спасения?
· Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?
· Ты не согласен с принятым решением?
· Почему тебе не удалось отстоять собственное мнение?
· Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения?
· На какой стадии появился лидер?
· Что заставило прислушаться к его мнению?
· Какими способами участники добивались согласия с их мнениями?
· Какие способы поведения только мешали общей работе?
· Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?
В случае ограничений, технических, временных и проч., для реализации целей организации групповой дискуссии, принятия решения командой может быть использована
Игра «Необитаемый остров»(модификация игры «Потерпевшие кораблекрушение»).
Ведущий зачитывает описание ситуации:
«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.
На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.
Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы.
Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя.
Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка — 7-8 минут».
После выполнения этой части задания группе дается следующая инструкция:
«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предметов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый список.
Рефлексия.
При анализе упражнения группа обсуждает следующие вопросы:
· Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?
· Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие — препятствовали?
· Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?
В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:
1. Постановка (выявление) проблемы.
2. Прояснение ситуации.
3. Перевод проблемы в задачу.
4. Формулирование и заслушивание вариантов решения.
5. Обсуждение последствий каждого из вариантов.
6. Принятие единого решения.